20 203
01 сентября 2018 в 8:00
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Александр Ружечка, Максим Малиновский

Женщины в книжном бизнесе: «Нельзя заставить ребенка читать. Особенно если родители днями сидят в планшетах»

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Александр Ружечка, Максим Малиновский

Вместе с бумажными газетами вскоре исчезнут и книги? Футурологи могут спорить об этом бесконечно, но прямо сейчас минская реальность доказывает обратное. Немало душевных семейных проектов, уютных частных магазинов-кофеен с книгами появилось в последнее время: «Сон Гоголя», «Букашкин дом», «Кніжная шафа», «Книжная нора», «Либрерия»… Onliner.by поговорил с двумя владелицами книжных о том, как удержаться в этом бизнесе, стоит ли судить о человеке по количеству прочитанных книг и как меняется отношение к бумажным текстам у юного поколения.

«Слово „чудаковатый“ книжным людям очень подходит»

«Кніжная шафа» спряталась среди новостроек на Грушевской. Владелица небольшого, но очень уютного книжного магазинчика, в котором можно выпить кофе и любовно обсудить Бродского, Анастасия Дудкова 14 лет проработала в издательствах и даже была директором одного из них. Но заветным желанием был именно собственный книжный магазин.

Это пространство — не из серии «вензеля, золото, дорого-богато». При открытии «Кніжной шафы» (это было три года назад) Анастасия и ее муж делали все своими руками: сбивали из дерева полки, просили друзей помочь с дизайном, друзьям же заказали сайт. Выделили место для фотовыставок и детскую зону для игр. На наш взгляд (предельно субъективный, конечно же), получилось по-семейному тепло.

— Киношный стереотип о торговцах книг таков: это милые, умные, немного чудаковатые люди, которые живут в своем идеальном, добром, «розовом» мире. А как на самом деле? Книжный бизнес в Беларуси — жестокий?

— Я думаю, что слово «чудаковатый» книжным людям очень подходит. Я знаю всех своих коллег в Минске и точно могу сказать, что они просто живут книгами! По-другому невозможно заниматься этим делом. Представьте, нужно переваривать весь ассортимент! Да и заработок здесь совсем не тот, из-за которого выстраивались бы толпы желающих. Мы здесь, если прямо сказать, живем в режиме выживания. Поэтому книжное дело нужно очень сильно любить, чтобы оставаться в нем. Три года существует «Шафа», и за это время мы вышли на точку безубыточности, закрываем затраты. Но все не так просто. О прибыли пока речь не ведем.

Так что да, чудаковатые. Быть рациональным человеком с холодным сердцем и заниматься книжным бизнесом невозможно. Когда мы нанимаем сотрудников, то на собеседование приходят люди, которые думают, что работа в книжном — это когда целый день сидишь, читаешь и ничего не делаешь. Вовсе нет! В магазине очень много работы — иногда мелкой, занудной, кропотливой.

Обратите внимание, если речь идет о частных книжных с кофе, публичными чтениями и спектаклями (я не беру в расчет ярмарки или государственные магазины вроде «Центрального», «Вянка» и так далее), то владелицы — только женщины. Нет мужчин в этом бизнесе. Мужчины все-таки направлены на зарабатывание денег, поэтому они понимают, что тут нечего делать. Ну а женщины, видимо, с такой пожизненной любовью к книгам, что вариантов заниматься чем-то другим просто нет (улыбается. — Прим. Onliner.by).

«Если сравнивать блогеров с начитанными айтишниками, которые приходят и покупают Керуака, — это совсем другая история»

— Согласны ли вы с тем, что сегодня классическое понятие «книжного магазина» смывается, исчезает? Посетителю нужны уже и кофейня, и магазин, и галерея, и игровая…

— Вы правы. Сохранить книжный как тихое место, в котором можно посидеть в тишине на полу и почитать книги? Наверное, нет, уже не получится. Потому что нужно привлекать покупателей. У нового поколения другие интересы, иные скорости. Они потребляют сразу несколько продуктов из разных источников. Многофункциональность позволяет современной молодежи многое. Дети и подростки уже другие.

С другой стороны, моему поколению это тоже интересно: я всегда рада, когда в «Кнiжнай шафе» проходит живой концерт или чтения сказок талантливой Надеи Ясминска. Или мы, например, сидим до ночи и не можем отпустить писателя Михаила Володина, потому что вопросы не кончаются.

— Кто сегодня читает книги?

— Все-таки женщины больше читают и покупают бумажные книги. Хотя и мужчины к нам тоже приходят — начитанные, умные, с хорошим литературным вкусом. Такие покупатели меня очень радуют!

Вообще, несмотря на постоянные уверения скептиков, что скоро люди забудут напрочь, что такое книги, я могу с уверенностью сказать: минчане довольно много читают. Правда, во всем мире есть такая тенденция, которая меня сильно смущает: мы живем напоказ. Есть молодые блогеры и блогерши, которые выкладывают книги, делают бесконечное количество селфи на книжных выставках. Но глубины и искренности в этом нет. Конечно, если сравнивать с начитанными айтишниками, которые приходят и покупают Керуака, — это совсем другая история. Но в какой-то момент я сделала для себя вывод: пусть хоть так. Они все равно популяризируют книги. Селфи на фоне книжных корешков все же лучше, чем губы уточкой. Может быть, в книгах, которые они выкладывают, розовые сопли. Но им же по 15—17 лет, они совсем молоденькие девочки и имеют право читать такую литературу.

«Любовь к книгам не передается насильственно»

— Многие родители жалуются: дети мало читают. И пытаются силой приучить к книге. Разве насилие в этом деле работает?

— Всему свое время. Маленькие дети сегодня — совсем другие, нежели мы. Им не нужен текст. В книгах для них важно, чтоб было поярче, со множеством деталей — трогать и грызть. Я наблюдаю за своей почти двухлетней Дунечкой: только сейчас ее стали интересовать тексты. Раньше я беспокоилась, ведь в полтора года Дуню не очень-то привлекали книги. Она в основном их ела (смеется. — Прим. Onliner.by). А теперь дочка уже улавливает сюжеты, все в порядке. Так что нам, родителям, нужно просто смириться: это другое поколение, у них свои правила.

Специально оставленный в «Шафе» изъеденный Дуней экземпляр. Чтобы родители знали, что происходит с книгами, когда ребенку полтора года

Когда к нам заходят дети, я сразу могу отличить, кому родители читают книги, а кому нет. Разница в выражении мыслей и словарном запасе в таком возрасте очевидна.

Я считаю, что у ребенка счастливый билет в кармане, если родители дали ему любовь к книге. Не зря же сказано: «Дети, которые читают, будут управлять теми, кто не читает».

Важный момент: любовь к книгам не передается насильственным методом. Есть только один способ — собственный пример. Если родители сами не читают книги, все моральные увещевания бесполезны. Хотя в моем детстве было книжное насилие. Но сейчас я за это отцу благодарна. Он по вечерам составлял список текстов, необязательно художественной литературы, но даже и политических статей про балканский кризис, например, складывал под кровать и потом хотел знать мое мнение по каждому вопросу. А ведь я была всего лишь школьницей! Но папа, обладая безусловным авторитетом в моих глазах, научил меня читать любые тексты и писать на них рецензии. Это дало свои плоды во взрослой жизни. Где эта грань: насилие во благо или насилие во вред? Вряд ли кто-то сможет ответить.

— Вы книжный сноб?

— Нет, что вы! У меня есть прекрасная приятельница, мама с ребенком, с которой мы регулярно видимся в песочнице. Как-то она сказала: «Кто такой Бродский?» Но при этом они с сыном такие хорошие люди! У всех разные возможности на старте. Эта мама с ребенком переехала в Минск из маленького городка. Боже, какой Бродский! Они выживали.

А есть глубокие люди, которые не читают много. Они мудры изначально. Или повезло, что родители и близкие дали так много.

В конце концов, в книгах же нет ответов, только подсказки.

— Многие полагают, что бумажные книги, как и газеты, совсем скоро навсегда исчезнут, не будут никому нужны. Их заменят ридеры, электронные книги. Что вы об этом думаете?

— Это как с театром. Театр же есть! Так и бумажные книги — они должны быть.

Я слушала одного из российских профессоров, он рассказывал, как усваивается информация. Оказывается, при чтении бумажной книги мозг реагирует иначе, задействует иные отделы, чем при чтении той же самой электронной книги. Отдел мозга, который отвечает за воображение, работает более интенсивно при чтении бумажных текстов. По электронной книге ты скользишь, а в бумажную — вчитываешься. Но это не значит, что я не читаю электронные книги (улыбается. — Прим. Onliner.by).

А вот подборка новых книг, которую Анастасия Дудкова составила для читателей Onliner.by:


«Очень сложно убедить ребенка, что читать — это здорово и правильно, когда ты сам целый день сидишь в планшете»

В «Букашкином доме» у Татьяны Баклановой другая атмосфера. Это место — красивая сказка с пряничными домиками, поющими птицами и гамаком на яблочных ветвях. За нарядной сказкой прячется очень важный общественный месседж: мамы в декрете — это не узницы замка Иф, не пленницы собственной квартиры и песочницы. Они хотят выходить в свет с детьми и получать удовольствие от этого, а не слышать: «Ваш малыш здесь не к месту. А грудью могли бы и дома покормить!»

Именно поэтому в книжном продуманы все мелочи: от пандуса для колясок и пеленальной комнаты до собственной кофейни с сырным кофе (кормящие грудью или беременные не всегда ведь пьют эспрессо) и большой игровой зоной.

— Как вы считаете, белорусы сейчас читают книги?

— Со взрослыми своя история, их больше интересуют электронные книги или аудиотексты. А вот дети точно читают бумажные книги. Маленького ребенка ведь не посадишь за компьютер или планшет.

Расскажу забавный случай. Раньше на этом месте был винно-водочный магазин. Когда мы делали ремонт в помещении, зашел строитель и спросил: «А что здесь будет?» «Книжный магазин», — ответила я. Он громко рассмеялся и сказал напарнику: «Ой, книжный магазин, вот это да! А ты, Женек, покупаешь книги?» — «Нет». — «И я нет». А потом второй подумал и сказал: «Не-е-е, ну малому своему покупаю. Малому — точно» (улыбается. — Прим. Onliner.by).

В «Букашкином доме» в основном детская литература. Но я подбираю и книги для взрослых. Часто замечаю, как приходит мама или папа за сказкой ребенку, а потом оглядывается по сторонам и говорит: «Ой, я так давно не покупал(а) книги для себя! Нужно это исправить».

В конце концов, очень сложно убедить ребенка, что читать — это здорово и правильно, когда ты сам целый день сидишь в планшете или компьютере. У меня три сына, и когда я раньше говорила им о книжном магазине, они сразу начинали просить: «Нет, пожалуйста, только не книжный!» То есть дети ожидали увидеть что-то скучное, думали, что мама выберет книгу и заставит ее читать. Это не срабатывало, не вдохновляло моих мальчиков. А вот когда я приводила сыновей в книжные магазины за границей, где уже было создано нечто интересное для детей — стульчики, игровые зоны, — я заметила, что уже не выбираю книги. Дети, играя, сами включились в этот процесс. Такое пространство я и хотела создать в Минске.

К нам частенько заходят дети из соседней школы, когда возвращаются домой. Представьте, десятилетние мальчики и девочки идут в книжный сами, добровольно (улыбается. — Прим. Onliner.by), без родителей. Интересно наблюдать за их разговорами. Придет, например, девочка с мальчиком. Выпьют чаю. А потом она ему говорит: «Смотри, какая книга! Ты обязательно прочитай!»

«Спокойно отношусь к тем, кто мало читает»

— Но ведь бумажные газеты исчезают. Не случится ли то же самое с книгами?

— Да, насчет газет я с вами согласна. Сама их не читаю. Наверное, только бабушки с дедушками их сегодня выписывают. Но бумажная книга, я все-таки надеюсь, останется рядом с ребенком, пока ему не исполнится хотя бы 10 лет. А дальше пусть сам делает выбор: удобнее ли ему перейти на электронные носители или остаться с печатным текстом.

— Вы посмóтрите на человека с осуждением, если узнаете, что он читает мало или не читает вовсе?

— Нет. У меня даже муж до встречи со мной не увлекался чтением. У него была куча других интересов, а вот чтение ни в школе, ни в институте его не зацепило. А потом, когда я стала советовать книги, он втянулся и сейчас читает больше меня — и в электроном виде, и в бумажном, и аудиокниги слушает, когда бегает. Я спокойно отношусь к людям, которые не горят любовью к книгам. Все разные. Кто-то может относиться ко мне не так, потому что я спортом не увлекаюсь, например (улыбается. — Прим. Onliner.by).

— Что хорошее посоветуете нашим читателям из последнего прочитанного?

— Вообще, мне очень нравятся истории успеха. Например, из последнего — «Мой сын Илон Маск. Как воспитать гения» Эми Ральф. Эта книга о матери Илона Маска. Она рассказывает о своей жизни, воспитании троих детей и делает выводы о том, что, по ее мнению, повлияло на то, что Илон Маск стал тем, кем он стал. Потом мне очень понравилась книга «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда» — про историю интернет-магазина Zappos.com. Мне очень близка эта концепция, когда люди открывают свое дело не в погоне за деньгами, а имея очень хорошую идею и желание делать что-то полезное в этом мире. Как весь коллектив поддерживает идею, а собственник старается сплотить людей вокруг себя. Еще советую книгу про Airbnb — «Как три простых парня создали новую модель бизнеса». Это удивительно: из маленькой идеи вырос огромный бизнес, услугами которого сейчас пользуются люди по всему миру. Считаю, что любой современный мужчина и женщина должны прочитать «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. Это же библия капитализма! Казалось бы, внушительный объем может напугать не читающего человека, но людям нравится. Все время ее у нас раскупают, и мы заказываем новые экземпляры.

«Такая простая вещь, как попить кофе в тишине, абсолютно недоступна для многих наших мам»

— Как думаете, обычные книжные без кофеен и игрушек вроде «Букиниста» скоро закроются?

— Нет, я так не думаю. У нас есть замечательная «Центральная кнігарня» или магазин «Вянок» — просто книги без всяких дополнительных изысков. Но тем не менее они тоже имеют своего покупателя. Я там люблю проводить время. Там очень здорово. Можно найти на полках за две копейки такую красоту, за которой ты охотился уже несколько лет!

Нет, я не считаю, что такие магазины отмирают. У них есть свой клиент — и всегда будет.

Почему я захотела сделать именно такой формат в «Букашкином доме»? Потому что этого не хватало мне. Когда мой ребенок был маленьким, мне не хотелось постоянно сидеть дома. Я хотела отвлечься, выйти в люди, на других посмотреть и себя показать. Я понимала, что у меня два пути: либо я иду в детский игровой центр, где интересно только сыновьям, они носятся, бегают, а я с подругой подпираю стенку, либо мы идем в кафе, где сидят взрослые люди и наш ребенок не всегда приходится ко двору. Я понимаю, что он может и мешать, и шуметь, а люди пришли отдохнуть. Поэтому хотелось бы, чтобы было место, куда приходят мамы в декрете и не чувствуют себя некомфортно, потому что их ребенок может кому-то помешать.

Комната для пеленания и кормления

Мы проводим много мастер-классов одновременно для мам и детей. Например, дети читают в игровой зоне под присмотром моих сотрудниц, а за столиком в барной зоне у взрослых — занятие по рисованию. Дети в памперсах ползают попами, голыми коленками. И это нормально!

Вы подумайте, такая простая вещь, как попить кофе в тишине, абсолютно недоступна для многих наших мам. Пока мои продавцы уводят детей смотреть живых птиц, мама пьет кофе за столиком, а потом смотрит на меня и говорит: «Боже, какое счастье! Я. Пью. Кофе. В. Тишине. Одна!» Мама, у которой грудной ребенок, зашивается в четырех стенах. И для нее прийти сюда — просто отдушина. Прийти, развеяться. А потом уже книги.

Мы проводим занятия с психологом, когда приходят женщины и говорят: «Я люблю своего ребенка, но я очень устала! Что мне делать?» И нет такого, что остальные женщины набрасываются с криком: «Да ты что! Ты же мать! Какая усталость?!» Нет. Здесь собирается компания единомышленниц, которые поддерживают друг друга и искренне делятся проблемами, говорят о выгорании.

— В вашем книжном есть специальная комната, в которой можно покормить ребенка. Как вы считаете, публичное кормление грудью в Минске — это проблема?

— Я считаю, что если мама кормит грудью в общественном месте, то она никому не мешает. Я не видела женщин, которые делали бы это напоказ. Обычно они сидят тихонько в уголочке, да и все. Я искренне не понимаю тех, кто возмущается публичным кормлением грудью. Ну не нравится тебе — пройди мимо. Так нет же, нашел время рассмотреть, обратить внимание!

У нас, например, вчера мама участвовала в мастер-классе по рисованию, сидела на диванчике, а ребенок в это время был у нее в слинге, и она кормила его грудью. Никому это совершенно не мешало! Я считаю, что кормление — это личное дело каждой мамы.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by