Конец тысячелетия. Время больших ожиданий и больших перемен. Технический прогресс смывает привычный ландшафт, рождаются те, кто сегодня уже достиг совершеннолетия и не особо понимает, как жили в девяностых. Писатели, музыканты, режиссеры фантазируют о том, как будет выглядеть наш мир в будущем. И как он выглядит сейчас. В 1999 году в мировой прокат выходит революционный фильм братьев (тогда еще) Вачовски под названием «Матрица» — масштабный киберпанк с весьма посредственным по меркам мирового кинематографа бюджетом в $63 млн. Эта трилогия задает вопросы, которые прежде не возникали в сознании массовой аудитории, и становится хитом. Наступил XXI век, кино никогда не будет прежним. «Властелин колец» и «Гарри Поттер», «Американский пирог» и «Евротур», «Пила» и «Хостел» — в проекте «Миллениум» вспоминаем фильмы, по которым сходили с ума в нулевых.
Тысячелетие только начинается. Морально устаревающие с каждым днем видеомагнитофоны прокручивают пленку и передают на телеэкран все то прекрасное, что нашлось на городских рынках, в небольших магазинах и у старых добрых пиратов. Это мы бегали по всем торговым точкам в поисках первого «Властелина колец», втихаря смотрели «Горбатую гору», чтобы потом подвергнуть отличный фильм критике. Протертая картонка с «Американским пирогом» гуляла по всем одноклассникам и засматривалась до дыр, «Пила» напрочь выносила мозг своим лихим сюжетом, а под «Малышку на миллион» слезы сами текли из глаз. Именно в нулевых мы выбросили на свалку свои видеомагнитофоны и отправили на чердак коллекции с километрами пленки — теперь уже от гигабайтов памяти трещали жесткие диски. Каждый уважающий себя киноман сталкивался с мучительным выбором: какой фильм отправить в корзину, а какой оставить на винчестере, на какой потратить CD-RW, а какой предать забвению. Начнем вспоминать, готовьте носовые платочки.
Если спросить человека, который в нулевых был прыщавым оболтусом, про лучшую комедию, то 83% проголосовавших однозначно выскажутся в поддержку «Американского пирога». Молодежные комедии, полные цинизма и похабного юмора, приходят на смену унылым и пафосным фильмам девяностых. Молодежь больше не хочет романтических историй, ванили и розовых соплей. Им нужен юмор ниже пояса, секс и драйв.
Школьник смотрит такие фильмы и представляет, как весело он будет проводить время в институте, сколько красивых и благосклонных девушек ждут его явления! «Американский пирог» — это глупый, но идеалистичный фильм про подростков и для подростков. Именно в этом секрет его бешеной популярности. Ну разве в противном случае стали бы снимать семь частей этой картины? При бюджете в $11 млн первая часть фильма собрала в прокате $235 млн, а про маму Стифлера узнал каждый уважающий себя человек младше 30. И старше тоже.
Еще один важный и милый сердцу любого юнца фильм — «Крутой парень», известный также как «Новенький». Идеальная комедия про школу рассказывает историю неудачника, который попадает в тюрьму и встречает там парня с убийственным взглядом. В общем, лузер решает круто поменять свою жизнь и сменить школу и имидж. Много алкоголя, красивых и доступных старшеклассниц, Томми Ли, Генри Роллинз и Джеймс Браун — так выглядит идеальный мир пубертатного школьника. Фильм попал в топ «Худшие из худших — 2000—2009» сайта Rotten Tomatoes, но навсегда остался в наших сердцах. Выкусите, твердолобые критики, вам никогда не понять душу подростка!
В том же году нам с экрана улыбается молодой, будто бы тщательно отредактированный в фотошопе Райан Рейнольдс, сыгравший главную роль в фильме «Король вечеринок». Это уже фантазии на тему жизни в колледже, где, ходят слухи, только и делают, что закатывают сумасшедшие вечеринки. Количество похабных шуток про секс и фекалии здесь зашкаливает, но, позвольте, над чем еще смеяться школьнику, который мечтает не о красном дипломе университета, а о свободе, общежитии и настоящих приключениях? Все это было в «Короле вечеринок», за это его и полюбили.
А спустя еще два года мы смотрели угарную комедию «Евротур» — рассказ о том, как видят американцы Европу. Классическая история подростковой любви упакована в сюжет про путешествие по развитым и не очень европейским странам. Зеленые феи после абсента, гулянки на $1, итальянский извращенец в поезде и его знаменитое «мискузи» — многие шутки из этой комедии стали мемами, хотя при этом фильм даже не окупился в прокате и собрал $20 млн при бюджете в $25 млн.
Ну а теперь вспомним настоящий культ. В 2001 году некто Кевин Смит выпускает фильм «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар». Если вы никогда не слышали фразу «Кто продает? Мы продаем!», не знаете про «Пыхаря и Хроника» и шутку про овцу, но при этом росли в нулевых, то у вас не было детства, так и знайте!
Чтобы окончательно прослезиться, вспомним еще дурацкие пародии вроде «Очень страшное кино». Когда вроде и смешно, но неудобно.
Начало нулевых можно смело назвать расцветом фэнтези. Толкинисты всего мира грызут ногти в ожидании фильма по мотивам «Властелина колец» и наконец-то получают его. Эпических размахов трилогия с баснословным бюджетом, мощным кастингом и бесконечно красивой картинкой становится новым словом в коммерческом кинематографе: так масштабно до Питера Джексона не снимал никто. Причем угодил режиссер и дотошным фанатам Толкина, которые хвалили фильм за внимательность к мелочам и достоверность, и зевакам, которые шли в кинотеатры увидеть зрелище. Разочарованным не остался никто. В итоге «Братство кольца» — первая часть трилогии — получила 13 номинаций на «Оскар» и победила в четырех из них.
А «Возвращение короля» — третья часть — получила 11 номинаций и победила в каждой из них! В начале нулевых мы бережно собирали всю трилогию на видеокассетах и раз за разом пересматривали сначала оригинал, а затем еще и «гоблинский» вариант — тогда он казался смешным.
С «Гарри Поттером» вышло не так эпично, хотя эта фэнтези-история была куда более долгоиграющей. Всего вышло восемь полнометражных фильмов по мотивам книг Джоан Роулинг и еще два спин-оффа. Первый фильм серии — «Гарри Поттер и философский камень» — вышел в том же 2001 году и, видимо, скрылся в лучах славы «Властелина колец»: он получил лишь три номинации на «Оскар» и не выиграл ни в одной из них. Зато у него было еще восемь номинаций на премию Британской киноакадемии. Благодаря этим фильмам мы не только погрузились в волшебный мир Хогвартса, но и внимательно следили за взрослением актеров, которые снимались в главных ролях. До сих пор Рэдклифф ассоциируется в сознании большинства обывателей исключительно с мальчиком по имени Гарри.
Но до настоящего взрыва пройдет еще восемь лет, когда Джеймс Кэмерон представит миру свое новое детище — 162-минутный фильм «Аватар», на который потратили баснословные $237 млн. Впрочем, какая разница, если в прокате «Аватар» в итоге собрал $2 787 965 087? В общем, фильм был номинирован на «Оскар» в девяти категориях, включая «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура», и победил в трех из них, стал самым кассовым фильмом всех времен в Северной Америке, России и во всем мире, обойдя «Титаник», который удерживал рекорд в течение 12 лет. И все благодаря синим трехметровым гуманоидам Нави. «Аватар» мгновенно назвали прорывом, новым словом в кинематографе, и публика потянулась в кинотеатры стройным косяками — смотреть новый высокобюджетный аттракцион Джеймса Кэмерона.
В 2004 году на фестивале «Сандэнс» показали американо-австралийский фильм, действие которого происходило фактически в пределах одной запертой комнаты. Изначально планировалось, что он выйдет только на видео и не появится в широком прокате. Однако фестивальной публике он понравился настолько, что вскоре кинотеатры вовсю крутили кровавый триллер — в итоге он собрал $103 млн в прокате при скромных $1,2 млн бюджета. Речь о фильме «Пила» — теперь уже классике и самом кассовом хоррор-фильме в истории.
Создатели сериала из восьми частей продемонстрировали завидную фантазию, и каждая новая часть оказывалась изобретательнее предыдущей. Море крови и килограммы отрезанных конечностей, глубокий психологизм жертвы — в общем, даже при скудном наборе локаций фильм держал зрителя в постоянном напряжении. Слабонервные курили, но смотрели, люди с крепкими нервишками прятали потные ладошки в карманы. Хоррор как жанр вышел на качественно новый уровень.
Спустя год в прокат выходит еще один кровавый и совершенно безбашенный фильм — «Хостел». Судя по всему, воспевать Братиславу как столицу европейского треша было очень модно: в комедии «Евротур» туристы веселятся здесь всю ночь за $1 и ловят приход от местного абсента, а в «Хостеле» отправляются в секс-тур и попадают к настоящим мясникам. В общем, количество крови и отрубленных конечностей в фильме зашкаливало, но любопытный зритель все равно наблюдал за тем, что же будет дальше. Пацаны, которые готовы убить за жвачку, нравы бедных словацких жителей — еще один документ, запечатлевший, как американцы видят Европу.
Античные сюжеты — самая благодатная почва для богатых экранизаций. Этот прием известен с первой половины прошлого века и до сих пор эффективен. В самом начале тысячелетия в кинотеатрах показывали исторический фильм Ридли Скотта «Гладиатор» с Расселом Кроу в главной роли. Классический сюжет плюс бюджет в $103 млн — фильм окупился четырежды и принес создателям пять премий «Оскар» год спустя. Была и куча других наград, но что нам до них? Мы-то помним слезы Рассела Кроу, которые невозможно подделать, эпичнейшие поединки и трогательный финал. Тот случай, когда у голливудского фильма не так уж и много слабых мест.
Спустя семь лет в прокат выходит фильм Зака Снайдера «300 спартанцев». Еще один античный сюжет, правда, исполненный в совершенно другом ключе. Мрачный неонуар по мотивам комикса 1998 года про знаменитое противостояние 300 спартанцев и армии персов получился максимально пафосным и меметичным. Фразы вроде «Стоим!» и «Это Спарта!» разобрали на цитаты и используют до сих пор. Фильм много критиковали, и в первую очередь за скрытый подтекст противостояния Запада и Ирана: на сайте Metacritic средний балл составил 52 из 100. Впрочем, картина «300 спартанцев» получила много наград и номинаций и до сих пор вспоминаются поколением нулевых с теплотой.
В 2004 году в кинотеатрах вовсю крутят очередной фильм с Леонардо ДиКаприо, за который он не получит «Оскар». Речь про масштабную биографическую драму «Авиатор» — зрелищная картина с отличным сценарием и режиссурой. По трогательности в тот год она могла соперничать разве что с «Малышкой на миллион», в которой Хиллари Суонк блестяще сыграла спортсменку из бедной семьи. «Авиатор», впрочем, в масштабах был куда размашистее: $110 млн бюджета, $213 млн сборов, 11 номинаций на «Оскар» и пять статуэток в итоге.
А спустя год случился скандал. Главным триумфатором «Оскара» сделался фильм «Горбатая гора», впоследствии превратившийся в объект для шуток и пародий. Фильм на самом деле отличный, но сюжет многим показался спорным, потому что речь в «Горбатой горе» идет о двух ковбоях, которые влюбляются друг в дружку. Фильм, который окупился в прокате больше чем в десять раз, называют первым в истории «гей-вестерном», шутят про него в КВН, а саму заглавную фразу делают эвфемизмом однополых отношений. На «Оскаре» фильм получил восемь номинаций и три статуэтки, хотя остался без главной награды — ее забрала картина «Столкновение».
В 2003 году состоялась премьера фильма, который в итоге превратился в самую дорогостоящую серию в истории мирового кино. Первая часть «Пиратов Карибского моря» с манерным Джонни Деппом, смазливым Орландо Блумом и каменнолицей Кирой Найтли собрала в прокате сумасшедшие деньги — $654 млн — и сделалась всенародно любимой. Красочный фильм, в котором сюжет играл совершенно вторичную роль, стал универсальным киноаттракционом по сбору денег у особенно впечатлительной части населения. В общем, к третьей части бюджет картины достиг уже $300 млн. Правда, и собрал почти миллиард.
В нулевых началась отчаянная мода на веселый комедийный экшен благодаря британскому режиссеру Гаю Ричи. Его культовый фильм «Карты, деньги, два ствола» вышел еще в конце девяностых, но следом появился еще более уморительный «Большой куш». Его нельзя было не полюбить: Брэд Питт в роли цыгана с убойным ударом, костолом Винни Джонс, много черного юмора и, конечно же, перевод Гоблина, благодаря которому и название фильма, и многие диалоги из него заиграли новыми красками. А вы песиков любите?
Спустя пять лет вышел еще один фильм Гая Ричи. Он назывался «Револьвер» и в значительной мере отличался от того, что режиссер делал раньше. Отличался настолько, что его, кажется, так никто и не понял.
Ричи провел работу над ошибками и спустя три года представил фильм «Рок-н-рольщик» — боевик с характерно закрученным сюжетом и традиционным для Ричи почерком. Душу каждого, кто вырос в нулевых, грел саундтрек с «Сектором газа», а остальные просто закидывали в себя попкорн, наблюдая за всеми сюжетными хитросплетениями. Все же Ричи в те времена был большим мастером делать нескучное кино.
А какие фильмы нулевых нравились вам? Давайте вместе вспомним их в комментариях.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by