07 июня 2018 в 8:00
Автор: Александр Чернухо

Музыка из нулевых, от которой на глазах проступают слезы ностальгии

Автор: Александр Чернухо

Все это невозможно вспомнить и невозможно забыть. Каждая песня и каждый клип отзываются в организме мучительной ностальгией, от которой наворачиваются слезы. Помните альбом «Как в старой сказке»? А лучшие годы Эминема? А еще «Не забывай свои корни, помни» и саундтрек к фильму «Брат-2». Белорусские музыканты записывают «Тры чарапахі» и «Капитал», Серега рвет радиостанции «Черным бумером»… Такое уже не повторится. Большой рассказ о музыке «нулевых» — в проекте «Миллениум».

Коротко. О чем тут речь?

В нулевых правила игры изменились радикально. Время глянцевых продюсерских групп осталось в прошлом, отретушированные до рвоты мальчики и девочки, являвшие собой образец лицемерия, попрощались с первыми местами в хит-парадах и задумались о будущем.

Индустрию лихорадило: интернет начал стремительно уничтожать традиционные методы дистрибьюции, на которых, как над златом, чахли мейджор-лейблы. Альбом сливали в сеть раньше времени, переписывали друг у друга с жестких дисков и передавали через интернет. Все это привело к тому, что группы сами начали выкладывать альбомы для бесплатного скачивания и предлагать пользователю самостоятельно назначить цену. Толстосумы от мира музыки несли огромные убытки и учились зарабатывать по-новому.

Гитарная музыка меняется до неузнаваемости. Группы начинают экспериментировать с электронным звучанием, кое-кто даже полностью отказывается от струн в пользу гаджетов и примочек. Стремительное развитие технологий накладывает свой отпечаток: пройдет еще несколько лет, и группу U2 возненавидят за навязчивый маркетинг их нового альбома.

Цифровые продажи растут стремительно — теперь можно получить любимую музыку, не выходя из дома. Что мы слушали в это время? Пушкой выстреливает в нулевых белокожий рэпер из Детройта Эминем. Записывает свой первый альбом топовый продюсер Канье Уэст, о котором раньше знали лишь самые искушенные меломаны. Колледж-панк и глупые, но веселые американские комедии огромной волной накрывают молодежь, которая желает веселиться и отрываться по полной. А те, для кого в этом мире слишком много боли, угрюмо смахивают со лба косую челку. Еще немного, и мальчуганы в штанишках, клещами схвативших икроножные мышцы, заиграют инди-рок.

Белорусская музыка переживает свои, пожалуй, лучшие времена: сразу несколько групп выходят в мейнстрим и записывают главные песни в истории отечественного рока. Мы до сих пор поем «Тры чарапахі» и «Капитал», качаем головой под «Дом, который построил Джек» и ждем появления новых рок-героев.

Часть 1. От Эминема до Franz Ferdinand

Начало нового тысячелетия с ходу подарило слушателю кучу хитов, которые до сих пор знает и умеет каждый уважающий себя кавер-бенд. Давайте вспоминать эти песни вместе.

25 апреля 2000 года выходит второй студийный альбом американской группы Papa Roach. Он называется Infest, но главным синглом полноформатника становится трек Last Resort. Песню знает каждый подросток в любой точке мира и коверкает вступительные строчки на свой лад. Cut My Life into Pieces, несмотря на бодрое и задорное вступление, — это достаточно депрессивная песня, в которой жизнь разбита на части, а перерезать вены кажется не такой уж и плохой идеей. В общем, альбом был сертифицирован трижды платиновым и поднялся на пятое место в американском чарте Billboard 200.

А самым продаваемым синглом в США в начале нового тысячелетия становится песня группы Destiny’s Child под названием Say My Name. Песня со строчками вроде «Что-то ты темнишь, не называешь меня деткой. Почему такие внезапные изменения?» становится дважды платиновой в Австралии и получает золотой статус в Америке.

13 июня выходит седьмой полноформатный альбом группы Bon Jovi. Открывает пластинку Crush, выражаясь современным языком, бэнгер It’s My Life — пожалуй, самая успешная и узнаваемая песня группы, под которую в любом кабаке с удовольствием будет выплясывать даже напомаженная цыпочка на высоченном каблуке. «Это моя жизнь, сейчас или никогда, я не собираюсь жить вечно» — гимнообразный припев этой песни будто бы символизирует собой отрыв и угар одной бесконечной вечеринки длиною в жизнь.

20 июня был выпущен сингл Californication группы Red Hot Chili Peppers. Мораль, деградация общества, потребительское отношение к жизни — в общем, в песне указывается все то, что десятилетиями формировал шоу-бизнес. Сейчас это одна из самых известных и цитируемых композиций «перцев», хотя в 2000 году она добралась лишь до 69-й строчки в американском Billboard Hot 100.

Эминем и Канье Уэст

На стыке тысячелетий хип-хоп переживал очередной скачок популярности. Олдскул перестал быть интересен новой аудитории, поэтому на смену прежним героям уличного речитатива пришли новые, которые сразу подняли планку так высоко, что он держится до сих пор. Главным героем начала тысячелетия сделался белый парень из Детройта Маршалл Мэзерс.

Уже сейчас, спустя 20 лет мы можем оценить масштабы личности Эминема, которого назвали самым продаваемым артистом нулевых. Рэпер продал более 100 млн альбомов по всему миру и более 107 млн своих записей и 44 млн копий своих альбомов только в Америке.

В самом начале тысячелетия Эминем выпускает свой второй полноформатный альбом The Marshall Mathers LP, который чуть позже попал в Книгу рекордов Гиннесса. Это был альбом, песни из которого знал каждый уважающий себя подросток: сладкий голос Дайдо в композиции Stan, чуть ли не частушечный семпл в комичной The Real Slim Shady, истеричную и жутковатую Kim. Альбом разошелся тиражом в 35 млн копий по всему миру и стал самым быстропродаваемым рэп-альбомом в истории. Артиста критиковали за неполиткорректность и обилие нецензурной лексики, занимались тщательнейшими попытками толкования текстов-скороговорок и лишили заслуженной статуэтки «Грэмми». Впрочем, это никак не повлияло на его дальнейшую карьеру. Спустя два года он выпустил самый продаваемый альбом года The Eminem Show и получил награду на «Грэмми» в номинации «Лучший рэп-альбом». Следующие альбомы — Encore и Relapse, выходившие в нулевых, — неизменно занимали первые строчки в чартах Billboard как самые продаваемые.

Что мы слушали:

К середине нулевых из тени выходит человек, который долгое время не решался показать себя публике. В начале тысячелетия Канье Уэста знали как талантливого продюсера, который во многом отвечал за успех Jay-Z: в 2000 году он спродюсировал альбом The Blueprint, который сейчас называют классикой хип-хопа. С тех пор дела у Уэста пошли в гору: он поработал с Алишей Киз, Бейонсе, Джанет Джексон и кучей других звезд. Но при этом сам оставался в тени, а когда заговаривал с опытными коллегами о собственном материале, те лишь хлопали его по плечу: мол, парень, занимайся тем, что у тебя хорошо получается.

Но Канье все-таки решился и в 2004 году выпустил дебютный альбом The College Dropout, который спродюсировал самостоятельно. Он сразу же вывалил на слушателя 21 композицию и в итоге номинировался на «Грэмми» на альбом года и получил награды «Лучший рэп-альбом» и «Лучшая рэп-песня» за сингл Jesus Walks. Следующий альбом Канье Late Registration также получил статуэтку «Грэмми», но наибольший интерес был прикован к третьему полноформатнику рэпера, который поспорил с протеже Эминема 50 Cent о том, какой из альбомов станет успешнее: Graduation или Curtis. «Фифтисент» в то время был на пике популярности, но, как видится сейчас, у него не было шансов. Graduation определил правила игры на годы вперед и сделался классикой. Ну а 50 Cent, как помним, обанкротился.

Интересно, что Канье Уэст и сейчас имеет безоговорочную репутацию главного человека в современном хип-хопе. Позиция спорная, но Уэст действительно делает вещи, на которые затем равняется целое поколение — так было и во второй половине нулевых, когда этот парень наконец-то вышел из тени.

Что мы слушали:

Бонус:

Пока Канье рвал чарты, уши простых смертных подвергались яростной атаке со стороны финской группы Bomfunk MC’s. До сих мы называем ту самую песню «Ракамакафо» и со слезами на глазах вспоминаем, какое раньше было время. Не то что сейчас.

Ну а ночные клубы сходили с ума от хитов 50 Cent. Короче, если вы не слышали P.I.M.P. и In Da Club, значит, в то время вы только родились или уже состарились.

The Offspring и Blink-182

К концу тысячелетия окончательно формируется понятие «калифорнийский поп-панк». Полчища групп, которые желают быть похожими на своих кумиров, поют беспечные песни о подростковой любви, художественном дуракавалянии и прочих прекрасных особенностях жизни тинейджера. Понятное дело, все это находит самый невероятный отклик в сердцах этих самых подростков, и группы вроде Blink-182 и Sum 41 звучат из каждого утюга. Усугубляет их и без того бешеную популярность обилие американских комедий, которые используют легкую гитарную музыку в качестве саундтрека.

Хотя начинаются нулевые с выхода шестого полноформатного альбома группы The Offspring. Conspiracy of One вышел в ноябре 2000 года и методично начал рвать чарты по всему миру. Вспомните хотя бы Want You Bad и все те ассоциации, которые вызывает у вас эта песня.

Но главным синглом альбома стал веселый трек Original Prankster. Он стал платиновым в Австралии и серебряным в Великобритании. Помните этот смешной до колик клип? Его и сейчас потешно пересматривать, вспоминая школьные годы.

Год спустя группа Blink-182 выпускает альбом Take Off Your Pants and Jacket — последователь успешного Enema of the State. 36 минут веселья, беспечности и запоминающихся мелодий — подростки моментально расслушали и полюбили эту запись. Особенно после выхода второй части «Американского пирога», в которой прозвучала песня Everytime I Look for You. По всему миру было продано 14 млн копий, а в США альбом стал дважды платиновым.

В этом же году в американских чартах лидирует канадская группа Sum 41, которая выпускает сингл Fat Lip («Пузатая губа»). Песня засветилась в том же «Американском пироге» и получила какую-то безумную популярность. Летом 2001 года она возглавила чарты Billboard Modern Rock, а клип на композицию получил MTV Video Music Award.

Бонус:

В 2004 году выходит дико популярная комедия «Евротур», а вместе с ней — саундтрек, который записала никому не известная раньше группа Lustra. Зато после фильма уже все знали песню про Скотти и Фиону и учились играть тот самый рифф на акустических гитарах.

Нью-метал

Но это было только начало. На самом старте тысячелетия в мейнстрим приходит еще один жанр — нью-метал. Собрать все его характерные признаки воедино не так просто, так что проще перечислить главные группы эпохи, которые до сих пор вызывают самые трепетные чувства у 30-летних.

В 2000 году американская рэпкор-группа Limp Bizkit решает зацементировать успех своего второго альбома Significant Other и выпускает третий полноформатник с бесконечным названием Chocolate Starfish and the Hot Dog Flavored Water. И если до этого в арсенале группы был разве что большой хит Nookie, то теперь весь альбом продолжительностью 75 минут заслушивают до дыр по всему миру. Альбом дебютировал на первом месте в Billboard 200, продав в первую неделю больше миллиона экземпляров, и получил премию MTV как лучший альбом 2000 года. По всему миру было продано 13 млн копий пластинки.

Впрочем, это только цифры, а мы перечислим все то, чем нам запал в душу Chocolate Starfish…:

My Way

Rollin’

Take a Look Around

Ну как? Еще не всплакнули? Спустя три года выходит следующий альбом группы, который называется Results May Vary, записанный без гитариста Уэса Борланда. Несмотря на эксгумированную из усыпальницы классики рока балладу Behind Blue Eyes и боевик Eat You Alive, запись показала очень скромные результаты. Впрочем, Limp Bizkit до сих пор могут спокойно пользоваться славой Chocolate Starfish…

В том же начале тысячелетия неизвестная массовому слушателю группа Linkin Park выпускает на мейджор-лейбле дебютный альбом Hybrid Theory — запись, которая, несмотря на вдвое меньший, чем у Chocolate Starfish… хронометраж, может запросто тягаться с этим альбомом по количеству хитов. Снова достаем носовые платочки и вспоминаем прекрасную эпоху.

One Step Closer

Crawling

In the End

Спустя год в США было продано 5 млн копий альбома, а в 2005-м он получил бриллиантовый статус. Эта запись производит сумасшедший эффект: выпущенная спустя три года Meteora на волне успеха шесть раз становится платиновым в США и рвет чарты в других странах с не меньшим энтузиазмом. Группа катается с гастролями по всему миру, а мы слушаем пронзительные песни в исполнении Честера Беннингтона. В 2007 году коллектив резко меняет звучание и выпускает Minutes to Midnight. И он тоже выстреливает!

Идем дальше, впереди еще много интересного. Волна крепкой гитарной музыки охватила весь мир, уставший от одинаковых рафинированных певичек и смазливых мальчишек. На пике выстреливает еще одна тяжелая группа — System of a Down. В 2001 году американские армяне выпускают второй альбом — Toxicity. Он занял первое место в Billboard 200 и Canadian Albums Chart и был распродан количеством 220 тыс. копий в первую неделю релиза. Именно благодаря этой записи мы услышали:

Chop Suey!

Toxicity

Aerials

Это был чертовски мощный альбом, который сделал из System of a Down группу мировых масштабов. Ни один следующий релиз коллектива не добился успеха той записи.

Бонус:

Параллельно продолжалось триумфальное шествие по чартам американской группы Korn, которая в нулевых выпустила четыре отличных альбома и несколько жутковатых клипов.

Пронзительный альбом в самом начале тысячелетия записала группа Deftones — культовый White Pony сегодня считается классикой. Он и правда потрясающий.

А еще Slipknot! Именно в начале нулевых группа из Айовы совершила коммерческий прорыв и записала свои классические альбомы.

Вспомним еще Mudvayne…

…и Static X.

Инди

Во второй половине нулевых громкая гитарная музыка поутихла и уступила место британским модникам с прическами под «битлов», грустными глазами и невероятно узкими штанами. Наступало время инди-музыки, небольших независимых лейблов, интернет-героев и очередной волны британского ривайвла. Группы, похожие друг на друга как две капли воды, растут грибами и формируют целую субкультуру, которую тогда на скорую руку называют хипстерами.

Впрочем, важно отметить здесь в первую очередь американскую группу The Strokes, которая в 2001 году выпускает дебютный альбом Is This It — такую шумную дань памяти «битлам». Несмотря на то что в те времена подобная музыка была далека от мейнстрима, альбом попал на вторую строчку в хит-параде Великобритании и добрался до 33-й позиции в чарте Billboard 200.

В 2004 году молодая шотландская группа Franz Ferdinand записывает одноименный дебютный альбом, который неожиданно разошелся тиражом в 3,6 млн копий. Больше других публике запомнилась композиция Take Me Out, которая надолго стала визитной карточкой коллектива. На 46-й церемонии «Грэмми» песня была представлена в номинации за лучшее вокальное рок-исполнение дуэтом или группой.

Спустя еще два года дебютный альбом Whatever People Say I Am, That’s What I’m Not записывает британская группа Arctic Monkeys и выкладывает для свободного скачивания. Интернет делает из британцев новых рок-звезд, песни вроде When the Sun Goes Down звучат в рекламе — за первую неделю после выхода альбом разошелся тиражом 363 735 копий и стал самым быстропродаваемым дебютным альбомом в истории Великобритании. Дальше дела пошли как по маслу. Через год вышел второй альбом «обезьян» Favourite Worst Nightmare, и вскоре Arctic Monkeys назвали на Brit Awards 2007 лучшей британской группой.

Ближе к концу нулевых субтильных британских и американских групп расплодилось превеликое множество. Каждый второй мечтал о винтажном звучании, красивой челке и больших клубах.

Бонус:

Можно вспомнить симпатичную в начале карьеры группу Kaiser Chiefs и ее задорные песенки…

…шотландцев The Fratellis и их отличный альбом Costello Music…

…американцев Yeah Yeah Yeahs…

…и, конечно же, канадцев Arcade Fire.

Последние стадионные группы

Есть мнение, что последние стадионные группы появились именно в нулевых. Как минимум две из них следует вспомнить. Это британцы Muse и Coldplay, на музыке которых выросло целое поколение.

Первые записали дебютный альбом Showbiz в 1999 году. Спустя некоторое время он получил платиновый статус в Британии: это было спето и сыграно настолько честно, искренне и эмоционально, что просто не могло не получить соответствующий отклик. Последующие эксперименты Мэтью Беллами с гармонией, аранжировками и подачей принесли заслуженные плоды: второй альбом группы журнал Q поместил на 74-е место в списке 100 величайших альбомов планеты.

В общей сложности группа записала в нулевых четыре альбома. Каждый из них сейчас воспринимается как классика стадионного рока, старая добрая история.

Что мы слушали:

Еще одна британская группа стадионного формата Coldplay выпустила дебютный альбом Parachutes как раз на стыке тысячелетий. Его мгновенно расслушали британцы, и вскоре он достиг первой строчки британских хит-парадов, а впоследствии семь раз стал платиновым. В 2002 году Coldplay получили за него премию «Грэмми» в номинации «Лучший альтернативный альбом».

Следующий альбом группы A Rush of Blood to the Head только закрепил этот успех. Он получил восьмикратный платиновый статус в Великобритании, а в мире было продано более 20 млн копий этого сборника.

Что мы слушали:


Пять важных альбомов «нулевых»

 


Radiohead — Kid A

Цитата: «После выхода в 1997 году альбома OK Computer всеми было признано, что группа Radiohead является одной из лучших британских групп. Однако релиз альбома Kid A тремя годами спустя был встречен с всеобщим изумлением. Критики настойчиво интересовались, где гитары и почему Том Йорк звучит так, словно поет в ванной»

The Mars Volta — De-Loused in the Comatorium

Цитата: «De-Loused in the Comatorium — это светлое нечто в стиле Дали, изображающее последние видения находящегося в лихорадке Венегаса при помощи прогрессирующей мутации хардкора, не лишенного воинственности. Эмоциональная сила альбома — в его музыкальной сложности, за которой слышатся тоска и ощущение боли, передаваемые посредством эпических замысловатых мелодий и рыдающих вокальных партий Седрика»

Green Day — American Idiot

Цитата: «Не было никакой нужды в гранате на обложке, как бы это ни было символично: музыка была просто обречена на то, чтобы взорваться»

Amy Winehouse — Back to Black

Цитата: «Джазовый хамелеон Эми Уайнхаус потерпела неудачу, вдохновившись лейблом Motown и женскими группами 1960-х, после чего выпустила свой второй альбом Back to Black, удостоенный награды «Грэмми». Ее усилиями был создан уникальный альбом, выдающийся не только для ее времени, но также послуживший образцом соула для последующих поколений»

Animal Collective — Merriweather Post Pavillion

Цитата: «Шедевр следует за шедевром. Чарующая My Girls — нежное посвящение супруге и дочери певца Panda Bear. Красивая Summertime Closes — своеобразная клятва верности влаге, которой с удовольствием покроется слушатель»

Часть 2. От «Брата-2» до «Касты»

Русская музыка в это время существует по собственным законам, которые не всегда поддаются логике. Нулевые — это переломный момент, когда безвкусная попса продолжает атаковать телевидение, но уже не имеет той подавляющей доминанты, которой могла похвастаться раньше. Постсоветский человек включает MTV и A-One и погружается в мировой контекст.

Нулевые начинаются бодро. С одной стороны, про «Вечеринку» гнусавит Децл — сын продюсера Александра Толмацкого, для которого пишут композиции лучшие люди русскоязычного хип-хопа. Малыш выстреливает: все подростки наизусть учат строчки про Маугли, который вырос в городе джунглей, и танцуют на дискотеках медляки под «Слезы». Хип-хоп из андеграунда выходит в мейнстрим, появляются новые имена и группы.

В 2002 году дебютный альбом «Громче воды, выше травы» записывает ростовская группа «Каста». Пацанская лирика, философствования за жизнь, прилипчивые семплы делают ростовчан новыми героями молодежи: эта музыка понятна всем, эта лирика предельно меметична и мгновенно разбирается на цитаты.

На стыке тысячелетий выходит фильм «Брат-2» — культовое кино про бандитов и им сочувствующих. Саундтрек к этому фильму начинает жить самостоятельной жизнью и формирует новый и, кажется, последний оплот представителей русского рока. В начале тысячелетия переживает лучшие времена «Наше радио», только-только заявляет о себе Земфира, а школьник бодро бренчит на гитаре песни «Короля и Шута».

Нулевые — это последнее десятилетие популярности русского рока. Больше такого уже не будет.

Что мы слушали:

В это же время формируется огромный пласт российской альтернативы, которая уже не вписывается в замшелые рамки понятия «русский рок». Бесчинства творит на своих концертах «Психея», совершает коммерческий прорыв группа Amatory. Они появляются слишком быстро — только успевай загибать пальцы: Jane Air, «Оригами», «Тонкая красная нить», Korea. В общем, российская альтернатива примерно на пять лет выстреливает мощно и успевает изрыгнуть десятки групп разной степени известности.

Часть 3. «Тры чарапахі», «Капитал», «Абсэнт»

Это было самое продуктивное десятилетие в белорусской музыке. Новые проекты, сумасшедшее количество хитов и успешных альбомов, саундтреки к фильмам и концерты. Эти песни до сих пор помнят и любят, эти клипы до сих пор вызывают мучительные приступы ностальгии. В общем, мы росли в увлекательное время, когда все было по-другому. И это все радостно машет нам рукой из прошлого.

«Тры чарапахі» и «Дом культуры»

В далеком 2000 году группа N.R.M. записывает четвертый полноформатный альбом «Тры чарапахі», который моментально выводит коллектив в отечественный мейнстрим. Крепкий, концептуальный альбом, который продавался по всей Беларуси, сейчас можно смело называть классикой белорусского рока, а песню «Тры чарапахі» — самой знаменитой в истории независимой Беларуси.

Историю создания альбома вспоминает Лявон Вольский:

— «Тры чарапахі» — гэта цэльны і скончаны альбом, манументальнае палатно. Гэты альбом разыйшоўся вялікай колькасцю асобнікаў, але канкрэтную лічбу ніхто з нас не ведае, таму што на «Бульба Рэкардс» гэта было нейкай камерцыйнай таямніцай. Але гэта дакладна было больш за 10 тыс. асобнікаў. Для нас гэта было вельмі карысна, таму што дыстрыбуцыя адбывалась па ўсей краіне — да гэтага мы прадавалі альбомы толькі ў офісе Юры Цыбіна і студыі «Каўчэг», куды чалавек мог прыехаць і набыць касету. Яшчэ быў кіёск у Грышы — мы самі прывозілі туды самотнік, а потым самі спрабавалі за яго грошы забраць. А Грыша спрабаваў іх нам не аддаць.

Мы паехалі запісваць гэты альбом у Польшчу. Ганна знайшла грошы і сказала: «Давайце паспрабуем». Мы паехалі і запісалі яго там няўдала па розных прычынах: няправільна была абрана студыя, якая пісала канцэптуальны метал, трэкі прапісалі не вельмі ўдала. Усё, што мы з гэтага запіса зрабілі, гэта быў самотнік. На гэты запіс былі пазычаны вялікія грошы, дык яшчэ і скандал здарыўся, таму што гэтыя няўдалыя трэкі, запісаныя ў Польшчы, трапілі ў інтэрнэт да афіцыйнага рэлізу. Усе падумалі, што гэта проста нейкі канцэрт падпольна запісаны, дзякуй богу. Потым мы ўсе хутка перазапісалі ў Беларусі, і нас адразу сталі абвінавачваць у папсовасці, быццам мы прадаліся за вялікія грошы масавай публіцы. Тыя 500 чалавек, якія хадзілі на нашыя канцэрты напачатку, праклялі. Але з’явіліся новыя людзі дзякуючы таму, што дыстрыбуцыя альбома была па ўсёй краіне.

Я адразу напісаў і гармонію, і мелодыю да «Трох чарапах». Дарэчы, я не думаў, што гэта будзе нейкі хіт. Мне здавалася, што гэта даважак у сур’ёзны і цікавы альбом. Але я не здзівіўся, калі гэты трэк выбухнуў, таму што насамрэч выбухнуў увесь альбом. Тым не менш гэтая песня пратрымалася значна больш, чым астатнія. Там чатыры акорды, такі поп-панк — чым прасцейшая, тым больш запамінальная. Песню я пісаў пазней за астатнія, таму што чагосці не хапала. Шчыра кажучы, мяне на напісанне гэтай песні натхніла адна песня The Offspring. Але я не скажу, якая.

Спустя два года выходит еще один альбом N.R.M. Он называется «Дом культуры», и критики отмечают его депрессивность и неровность. Впрочем, песни «Маё пакаленне», «Лёгкія-лёгкія», «Хавайся ў бульбу» становятся хитами, а сам альбом в итоге получает отличную критику.

— Мінус «Дома культуры» ў тым, што там ёсць прасадачныя песні — гэта было ясна ўжо на момант асэнсавання таго, што зроблена. Да прыкладу, песня «Вайна» выдатная па музыцы, але тэкст вельмі банальны. Але мы згубілі час, таму што трэба было запісваць альбом праз год пасля «Трох чарапах», а мы каталіся з канцэртамі. Матэрыяла не было, і мы адмыслова селі ў рэпетыцыйную базу пісаць песні. Кампазіцыя «Лёгкія-лёгкія» з’явілася ў апошні час, таму што нечага не хапала і трэба было тэрмінова нешта дапісаць.

Пройдет еще пять лет, и квартет запишет свой последний в оригинальном составе альбом «06».

Когда N.R.M. находятся на пике формы, а Лявон Вольский создает сайд-проект «Крамбамбуля», который со временем становится едва ли не сопоставимой с N.R.M. величиной. Первый же альбом «Застольны» дарит нам замечательную песню «Абсэнт».

Следом выходит полноформатник «Каралі раёну». Песня «Госці» начинает звучать из каждого утюга и становится почти народной.

Что мы слушали:

Михалок старый и Михалок новый

На протяжении этого десятилетия все постсоветское пространство, которое уже успело выучить разухабистые «Яблони» и «Ты кинула», наблюдает за чудесной трансформацией Сергея Михалка. В самом начале тысячелетия ничто не предвещает беды, и альбомы «Тяжкий» и «Юность» продолжают генеральную линию группы, но потом появляются «Золотые яйцы» — звучит первый тревожный звоночек.

Вспоминает продюсер «Ляписа Трубецкого» Евгений Колмыков:

— Внутри группы скапливалась отрицательная энергия. До «Тяжкого» вышел альбом «Ранетое сердце», потом эти песни перезаписали в Москве в альбом «Ты кинула». Назревал конфликт между студией «Союз» и «ляписами», потому что все-таки тяжело было прощаться с андеграундными установками пьющих нигилистов. И мы поехали в Мозырь на местную студию, которая была для Беларуси уникальной: там стояла куча оборудования, которым мало кто умел пользоваться. Это была запоминающаяся поездка. Мы там недели три зависали на Припяти. Альбома не получилось, но репетиционная база получилась хорошая — те мозырские идеи мы потом использовали в других альбомах еще очень долго.

Переломным был альбом «Золотые яйцы», потому что хайпа из «Тяжкого» и «Юности» не получилось, это были ломки. Публика ожидала услышать прежние песни, а мы хотели показать, что можем быть не только такими. На «Яйцах» лучше всего видно ломку, потому что «Капитал» уже был переходным альбомом в новое качество.

В те времена перед Михалком остро стоял вопрос алкоголя. Бухали все, но он еще был заводилой в этом вопросе. Пил он очень весело. У него, например, была характерная стадия, которая называлась «дать нырца»: он мог идти с тобой разговаривать, а потом резко прыгнуть в кусты или сугроб и выйти оттуда с расцарапанным лицом. Бухали весело, безграмотно вели себя относительно маркетинга — тогда и слов таких не было. Мы были покорителями космоса, пионерами. Эта ломка продолжалась альбома три или четыре: до выхода «Капитала» происходила трансформация, и давалась она нелегко.

С песней «Капитал» все сразу было понятно. Это хитяра! Первый же фидбек на песню, кстати, был от Собчак. Только мы выпустили песню, через неделю Ксения лежит в ванной в шоу «Дом-2» и напевает ее. А клип потом вообще произвел фурор — его крутили на всех каналах, пока в Беларусь не приехал Уго Чавес и на «Славянском базаре» на большом экране не показали наш клип. Потом звонили из какого-то министерства в редакции и просили убрать этот клип.

В нулевых «Ляпис Трубецкой» выпускает трилогию «Агитпоп», которая включает альбомы «Капитал», «Манифест» и «Культпросвет». Михалок проходит окончательную трансформацию и превращается в серьезного выбритого мужчину — опального музыканта, запрещенного в родной стране.

Что мы слушали:

«Черный бумер» и «Дом, который построил Джек»

В это же время выстреливает гомельский андеграунд. Рэпер Серега записывает свои главные хиты и становится завсегдатаем радиостанций. Его песни звучат из каждого утюга, а «Бумер» и «Дискомалярия» доводят до нервной чесотки.

Группа «ТТ-34» выпускает альбом «Грубый помол». Песни «Дом, который построил Джек» и «Бум!» стреляют далеко за пределы Беларуси, и коллектив записывает треки для фильмов «Ночной дозор», «Дневной дозор» и «Охота на пиранью». Взлет группы был таким же стремительным, как и последовавшее за ним затишье. «ТТ-34» улеглись на дно гомельского андеграунда и теперь лишь изредка подают признаки жизни.

Бонус:

Важно помнить, что именно в нулевых появилась романтик-рок-группа J:Морс, которая выпускала тогда неплохие песни вроде этой.

Штурмовала европейскую метал-сцену группа Rasta.

А Александр Солодуха получил в пользование свой второй хит — песню «Там, где зреет виноград».

Музыкальные центры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by