38 988
16 апреля 2018 в 8:00
Автор: Настасья Занько. Фото: Анна Иванова

«Мой кумир — это Неймар». Школьница из глубинки пережила рак и стала фанатично играть в футбол

Автор: Настасья Занько. Фото: Анна Иванова
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Тане Гребень было восемь, когда врачи, увидев ее ногу, покачали головой и отправили в Боровляны. Обычный на первый взгляд прыщик оказался опухолью. Она росла быстро и еще бы чуть-чуть — поразила бы кость. Сложная операция, восстановление — и годы запрета на физические нагрузки. Девочка сникала на глазах: ее мечта уйти в спорт становилась фактически недостижимой...

Деревня Дружиловичи Ивановского района — это место в 40 километрах от белорусско-украинской границы. Полесский говор, теплынь и множество аистов.

Вона шэ на уроках, так шо заходьтэ в хату, — встречает нас мама 15-летней девочки Жанна Васильевна. Радушная женщина работает лаборантом на ферме в ОАО «Дружиловичи».

Зарплата минималка, конечно, поэтому живем небогато, но и не нищенствуем, — мама Тани ведет нас в дом. — Таня у нас младшая, старшему уже 24 года, он работает в Минске на железной дороге. С мужем мы разошлись. Сейчас вот живем я, мама моя, Таня да кот.

Семь лет назад, утром одевая дочку в школу, мама заметила у той на ноге какой-то прыщик. Постепенно он рос и уже стал мешать надевать колготки.

Поехали в Иваново, терапевт отправил к онкологу, тот три месяца нас туда-сюда гонял. То анализы сдавать, то еще на консультацию какую приехать, а этот «прыщик» все рос и рос. По анализам, к слову, у нас все было хорошо, но сказать, отчего у нее на ноге странный нарост, никто не мог, — объясняет женщина. — После Рождества, как сейчас помню, мы приехали, и нам врач дал направление на Пинск.

Там посмотрели и сказали: «Едьте в Боровляны». Дали направление и отпустили. У меня сразу шок, ноги подкосились, руки дрожат, Таня тоже разволновалась. Нас тут же успокаивать бросились, мол, не переживайте, может быть, еще все обойдется. Я сама Таню успокаиваю, а меня колотит. Но потихоньку, потихоньку убеждала и себя, и ее, что все будет хорошо.

Жанна Васильевна сразу же купила билет, отпросилась с работы и на следующий день вечером они с Таней поехали в Минск. Чего только ни передумала мама девочки за ту ночь в поезде. Утром они приехали в РНПЦ, но оказалось, что зря: на консультацию нужно было записываться заранее.

В Пинске ни про очереди, ни про запись не сказали, — вспоминает Жанна Васильевна. — Я объяснила, что не знала и что если мы с Таней еще три месяца будем ждать приема, то неизвестно, что случится. Нас и так уже в Иваново сколько туда-сюда гоняли. Я же не знала, что там может быть дальше.

«Тетя, не переживайте, тетя, все будет хорошо»

Жанна Васильевна все-таки настояла на приеме. Хирург осмотрел Таню и сразу же отправил ее готовиться к операции. Заведующий отделения подтвердил диагноз — меланома.

Откуда меланома? Сказали, что причиной всему нервный стресс, — говорит мама Тани. — Мы с отцом ее не живем, разошлись, как раз когда Таня была маленькой. Может быть, этот стресс на нее так сильно повлиял. Она тоже очень переживала, бегала за ним. Но кто точно скажет, из-за чего рак?

Через неделю девочку положили на операцию. Взволнованная Жанна Васильевна ходила туда-обратно у кабинета. Ее отправили ждать в палату, там был трехлетний малыш, который все четыре часа успокаивал женщину: «Тетя, не переживайте, тетя, все будет хорошо».

Когда Таню привезли, врачи сказали, что пришлось сделать надрез на ноге с двух сторон: потому что не получалось вытянуть опухоль, но вроде бы все в порядке, удалили всю, — вспоминает женщина. — Если бы мы подождали те три месяца до записи, то ситуация была бы, может, еще и хуже. Я видела снимок. Буквально сантиметр оставался до того момента, как опухоль могла бы обмотать ногу и, не дай бог, повредить кость. Могли б ногу ломать, чтобы удалять. Очень вовремя операцию сделали. Мне стало намного легче, словно камень с души свалился.

Через три недели Таня вернулась домой, получила вторую группу инвалидности и каждые два месяца вместе с мамой ездила на анализы. Каждый раз переживали, что вдруг найдут опухоль где-то еще.

Врачи говорили, что она может появиться в любом месте, на руке, на спине — где угодно. Просили следить и ехать к ним, как только что-то подозрительное обнаружим. Делали ей и компьютерную томографию, но, слава Богу, никаких опухолей с того времени не было.

Ни бегать, ни прыгать Тане не разрешали: пять лет физкультура для нее была простым сидением на скамейке.

Очень она переживала из-за этого. Обожает спорт, с детства рвалась бегать, я волновалась: «Таня, не бегай, чтобы синяков и ушибов не было». Она умоляла: «Я тихонько», — говорит Жанна Васильевна. — Когда группу сняли, она подпрыгнула от радости: «Ух, как здорово!». И уже начала гулять на полную: и в волейбол, и в теннис, и в баскетбол. А пару лет назад они серьезно занялись футболом.

Там новый физрук появился, так вот у них женская сборная и образовалась, — мама Тани показывает первые медали дочки-девятиклассницы. — Футбол она обожает, три раза в неделю тренируется. Все матчи этой Лиги чемпионов смотрит. Соберутся тут, глядят, да еще и спорят, обсуждают.

Девочек в школе немного, но в футбол играют почти все

На стадионе Дружиловичской средней школы слышно, как квакают лягушки. Учитель физкультуры Андрей Климовец собирает по полю мячи. Скоро должны прийти на тренировку девочки. Сам родом из Иваново, он работает в местной школе четвертый год. О том, как удалось создать женскую сборную, не особенно рассказывает, скромничает. Говорит, как-то вышло само.

Да играли они и до меня, просто стали регулярно тренироваться и участвовать в соревнованиях, — объясняет он. Между тем девчонки из Дружиловичей взяли третье место на области в кубке Coca-Cola, на спартакиаде в Бресте у них тоже призовые места, не говоря уже про район. Если учитывать, что с пятого по 11-й класс в школе, как правило, по три-пять девочек, результаты впечатляющие.

Конечно, полноценную команду одного возраста из нашей школы не соберешь: у нас в пятом классе четыре девочки, в шестом и седьмом — по три, в восьмом — пять. Но все равно стараемся играть, — говорит Андрей Владимирович. — Наши пять девочек прошли отбор в областную школу олимпийского резерва. К слову, Таня в их числе. Трое одиннадцатиклассниц собираются поступать на спортивный факультет, одна у нас бегунья, а две будут заниматься футболом. У них есть на кого равняться: ученица городской школы Виктория Марчик попала в училище олимпийского резерва на футбольное отделение.

На вопрос, как ему удается влюбить ребят в спорт, только пожимает плечами и загадочно улыбается. Это потом его ученики рассказывают, что физрук у них часто бывает и без выходных работает: то на районные, то на областные соревнования их возит, то на неделю массового футбола в Минск, где школьники брали автографы у Глеба.

Недавно оформился на 0,33 ставочки в Ивановскую детско-юношескую спортивную школу, и уже она выделяет теперь деньги на соревнования для них. Вывезти их в Брест на два дня чемпионата — 400 рублей, не особенно разгонишься, — объясняет мужчина. — Все мои ребята, которые тренируются, ученики ДЮСШ. Это перспектива: без учебы тут не пройдешь отбор в училище олимпийского резерва и не сможешь играть за команду области.

К трем часам на школьный стадион подтягиваются девочки и мальчики. Девочек немного: буквально вчера вернулись с соревнований, одна разбила коленку, другая получила бутсами по ноге. Девчонки играют против мальчиков. Андрей Владимирович рассказывает, что в смешанных турнирах девочки больше учатся.

Конечно, мальчики лучше играют, у них и команд больше, и конкуренция выше, — говорит учитель. — В женском футболе пока конкуренция ниже, но популярность он набирает. У нас на области бывали чемпионаты, в которых принимали участие и по 12 команд из 16 районов. Так что перспективы есть. Знаете, многие говорят, мол, зачем девочкам футбол, там же травмы, это же не женский вид спорта. А мне кажется, наоборот.

«Если вдруг вернется меланома сейчас, обидно будет потерять год, а то и больше»

Это я не попаду! — кричит Таня и резко делает голевую передачу коллеге по команде. Та промахивается — и гола нет. Девчонки расстраиваются. Но время выходит, и команды меняются местами. Раскрасневшиеся футболистки падают на траву.

Как только у меня сняли инвалидность, это было в пятом классе, я все чаще стала ходить на стадион и играть со старшими. Играли-играли, тут пришел Андрей Васильевич и стали более профессионально заниматься, — рассказывает школьница. — Вообще, конечно, у меня самый любимый предмет — это физкультура, остальные — не очень. Футбол обожаю, хотя могу играть и в волейбол, и в баскетбол.

Девчонки обсуждают Кубок УЕФА, переживают за то, что «Барселона» разгромно вылетела из Лиги чемпионов. Все жалеют Месси.

Мне Неймар нравится — это мой кумир. Люблю смотреть матчи «Пари Сен-Жермен», — говорит девушка. — Но, видимо, скоро, придется смотреть «Реал», он же о переходе заявил.

Тут звенит финальный свисток. Тренировка заканчивается, девчонки идут переодеваться и по домам. Таня выходит из школы и мы вместе идем домой по длинной асфальтированной улице Дружиловичей. Девушка признается, что она очень общительная. С горящими глазами рассказывает, как съездила в Англию по благотворительной программе для детей, переживших рак.

В семье, которая меня принимала, отец работал в Стенфорде. Так вот он провел меня на матч между университетскими командами, — вспоминает Таня. — Было зрелищно, играли они очень хорошо, мне понравилась и атмосфера, и зрители, и сама игра. Ну и еще один раз была на матче в «Борисов-Арене». Пока больше ни на какой футбол не ездила. Но хочу.

Таня взахлеб говорит, что прямо уже ждет первой игры за областную школьную сборную, куда ее отобрали представители школы олимпийского резерва.

Отобрали меня, мою одноклассницу и девочку на год старше, — эмоционально говорит она. — Но нас все не вызывали и не вызывали. Прям откладывалось все, мы очень нервничали, уже сами хотели звонить. Потом все-таки вызвали. В Минск на две недели занятий с профессиональным тренером. Мы там жили, занимались и тренировались. Да, было сложно, но и очень интересно. Я переживала, что со мной не будут общаться, раз я из деревни. Но ребята оказались очень классными, мы подружились. Ребята оказались не такими высокомерными, как я думала. Какой же классный Минск! Просто красота. Очень мне понравилось, хочу ехать туда учиться.

Таня мечтает стать известным футбольным тренером. Говорит, неважно, в какой сборной — мужской или женской, и уже после 9-го класса хочет поступать в училище олимпийского резерва.

Единственное, я переживаю, чтобы у меня всё было хорошо со здоровьем. Если вдруг вернется меланома сейчас, обидно будет потерять год, а то и больше, — рассуждает Таня на подходе к дому. — Но я старюсь об этом не думать, последние анализы показали, что все хорошо. Так и будет!


Таня, как и десятки других ребят, преодолевших рак, смогут принять участие в Национальном отборе на Всемирные детские «Игры победителей». Раньше детей для участия в финале выбирали «вручную» из числа тех, кому помогает фонд «Прикосновение к жизни» — и 8—10 ребят ехали в Москву представлять страну. А в этом году решили провести настоящие отборочные соревнования на родине.

На Национальном этапе 55 детей в возрасте от 7 до 16 лет со всей страны будут соревноваться в пяти видах спорта: легкой атлетике (бег 60 м), плавании (бассейн 25 м), мини-футболе, настольном теннисе и шахматах. Соревнования пройдут в Острошицко-Городокской средней школе и спортивном комплексе «Раубичи».

Участие в играх, проживание, трансфер, питание, экипировка, экскурсии, развлекательные мероприятия — бесплатны. Участники оплачивают только проезд до Минска и обратно. Каждого ребенка может сопровождать один родитель.

2/3 средств на организацию Игр дали «Белагропромбанк» и Президентский спортивный клуб. Остаток 23 857 рублей собирают «Имена». Помочь можно по ссылке.

Футбольные мячи в каталоге Onliner.by

 Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by