Читательница: «Проверяю баланс карточки, а там не хватает 600 рублей, поменяла карту — и кто-то стал пользоваться ею снова»

 
21 марта 2018 в 14:47
Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка, Алексей Матюшков, из архива героини публикации
Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка, Алексей Матюшков, из архива героини публикации

В ноябре прошлого года организация, в которой работает Катерина, жительница Бреста, перешла на обслуживание в «МТБанк». За несколько дней работникам поменяли карточки, и зарплату все получили на них. В январе нынешнего года Катерина ушла в декрет, а в феврале ей перечислили все выплаты. Но каково же было удивление женщины, когда она обнаружила, что на балансе не хватает приличной суммы.

— Мне перечислили деньги 9 февраля, ничего практически не тратили, по минимуму, — говорит она. — А 12 февраля в приложении «Мой Банк» на сайте «МТБанк» я решила проверить баланс, чтобы уже распределить траты (мы собирались покупать для малыша кроватку, коляску и так далее). Услуга SMS-оповещения не была подключена, сотрудник банка даже про нее не сказал, только про это приложение. В общем, захожу я в приложение, а там не хватает 600 рублей.

Пара позвонила на горячую линию банка. Выяснилось, что в ночное время с карточки Катерины трижды кто-то пополнял электронный кошелек на российском сайте «Яндекс.Деньги».

— Сотрудник банка порекомендовал мне заблокировать карточку, что мы сразу и сделали, и связаться с сайтом «Яндекс.Деньги». За несколько минут я нашла номер в интернете и позвонила им, — рассказывает женщина. — Дозвонилась с первого раза, объяснила ситуацию, девушка попросила адрес моей электронной почты mail.ru и сказала ждать ответ там. В течение нескольких часов я переписывалась с администрацией этого сайта, вопросов было немного: «Давали кому-то карточку?», «Ваши родственники пользуются нашим сайтом?», «В каком часовом поясе вы находитесь?» Я давала все подробности, чтобы помочь быстрее узнать, в чем дело и кто снимал эти деньги. Через четыре часа ответ пришел неутешительный: извините, ничем помочь не можем, деньги были успешно переведены, обратитесь в правоохранительные органы вашего города.

Катерина сразу же поехала в банк. Там предложили сделать новую карточку. Девушка написала заявление о возврате денег.

— Написав три заявления (на каждый день нужно отдельно писать), попросила распечатку по счету, чтобы приложить к заявлению, на что мне ответили: «Так принесите свою!» — возмущается она. — Я спросила, было ли такое и что делать в этих случаях. Мне ответили, что обычно люди сами виноваты. И если банк по истечении проверки выяснит, что виновата я, мне придется заплатить за каждое заявление.

Катя поехала в милицию и там тоже написала заявление о хищении денежных средств с карточки. Новую карту она забрала в банке 16 февраля. Как только вышла из отделения, сразу сняла все деньги, оставив всего 2 рубля. По ее словам, больше она новой карточкой не пользовалась.

«Узнаю, что уже по новой карте опять совершались платежи»

— В итоге мне пришло письмо из банка, где было написано об отказе в удовлетворении ходатайства согласно пункту 6.9 Общих условий договора об использовании банковской платежной карточки, больше никакой существенной информации, — возмущается брестчанка. — Но на этом приключения не закончились. 27 февраля я узнаю, что на моей карте «Халва+» появились какие-то бонусы. Чтобы вы понимали, карта предполагает получение бонусов, если ты расплачиваешься ей в магазинах-партнерах. Но я ведь карточкой не пользуюсь, откуда на ней бонусы? Снова звоню на горячую линию. И тут сотрудник опять рассказывает мне про новые операции. Оказывается, что 23 февраля на мою уже новую карту кто-то зачислил деньги и совершал платежи, оплачивал российские номера мобильных телефонов и совершал другие платежи в интернете.

Катерина снова заблокировала карту и опять отправилась в отделение банка. Ей закрыли старый счет и предложили открыть новый. Но брестчанка не согласилась, переживая, что ситуация может повториться.

— И теперь возникает вопрос: на каком основании банк мне отказал в возмещении денег, когда вторую карту подряд взламывают и делают что хотят? — говорит она. — Я не нарушала никаких правил пользования: никому не передавала карту, не сообщала пин-код и другие ее данные, интернет-платежи также не осуществляла. Чтобы так взламывать, это как минимум надо знать номер лицевого счета. Даже я его не знаю и не старалась запомнить. Где гарантия, что это не сотрудник банка сделал? Ведь неизвестные операции стали осуществляться только тогда, когда на мой счет поступила внушительная сумма. И вопрос, если так легко взломать систему, так какая у вас защита и безопасность услуг?

По факту хищения денег возбуждено уголовное дело. Катерина и ее муж обратились в общество защиты прав потребителей и сейчас готовятся идти в суд.

— Негласно нам сказали в милиции, что хищения денег при помощи кошельков «Яндекс.Денег» очень сложно расследуются, — говорит пара. — Но мы намерены подавать в суд на банк, так как эти деньги пропали не по нашей вине. И есть принцип нулевой ответственности, в конце концов.

Официально

За комментарием по поводу ситуации Катерины мы обратились в «МТБанк». Там всех подробностей не раскрыли, ссылаясь на банковскую тайну.

— «МТБанк» всегда тщательно и детально рассматривает каждый случай мошенничества, с которым обращается любой клиент банка, — отметили в банке. — Однако мы не имеем права раскрывать детали конкретной ситуации, потому что существует понятие банковской тайны. Можем заверить, что каждому клиенту, который обратился по случаю мошенничества в интернет-банкинге, мы предоставляем полную информацию и сделаем все, что в наших силах, чтобы решить проблему.

Как пользоваться картой безопасно?

«МТБанк» также решил напомнить правила безопасного пользования карточками.

1) Никто не должен знать данных вашей карточки и данных для входа в интернет-банк. Для любого платежа в интернете понадобится стандартный набор данных: номер карты, срок действия, ваши имя и фамилия, CVC-код (три цифры на полосе для подписи на обороте). Иногда магазин может попросить ввести еще и домашний адрес. Если вас при оплате просят указать еще какую-нибудь информацию, это уже повод насторожиться.

2) Подключитесь к системе 3D-Secure. С ней, прежде чем списать деньги с карты, банк еще раз убедится в том, что эту покупку на самом деле совершаете вы, а не мошенник. Для этого на ваш номер телефона придет код, который нужно ввести в специальном поле на сайте. 3D-Secure — это еще одна степень защиты.

3) Подключите SMS-оповещение. Каждый раз, когда по вашей карточке будет совершаться любая операция, на ваш телефон будет приходить сообщение об этом. Так что если с карточки начнут списываться деньги, а вы их нигде не тратили, то вы сможете быстро заблокировать карту и уберечь себя от больших финансовых потерь.

4) Заведите для платежей в интернете отдельную карточку. Если вам понадобится что-то купить, переведите на нее нужную сумму со своей обычной карточки. Так вы не засветите данные основной карты, а с карты для интернета украсть будет просто нечего. Не стоит бояться необходимости переводить деньги с карты на карту.

5) Проверьте, на каком сайте вы собираетесь ввести данные карты. Если, к примеру, вам на почту пришло письмо со ссылкой на какую-нибудь крупную распродажу, то нелишним будет проявить больше бдительности. Для начала проверьте адрес магазина в адресной строке. Иногда мошенники создают сайты-двойники известных магазинов, чтобы украсть данные карточек, которые люди будут там вводить. Адрес такого подложного сайта может отличаться от настоящего буквально одной буквой. А если о магазине, в который перенаправила вас ссылка, вы вообще ничего не слышали, то поищите о нем информацию, прежде чем что-то покупать.

Помощь юристов и адвокатов в сервисе «Услуги. Onliner»

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK!