Селин Дион получила «Грэмми» за песню My Heart Will Go On из «Титаника», подростки гоняли в майках с изображением Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо, Зинедин Зидан дважды забил в финале чемпионата мира бразильцам и стал лучшим футболистом Европы, соседей из России трясло от дефолта, который задел и нас. В Беларуси вообще хватало внутренних событий самого разного толка — позитивных и не очень. Среди тех, что очень, выделялся первый национальный конкурс красоты.
Младшему из трех детей Светланы Кузнецовой 2 года. Она планирует выйти из декрета чуть раньше и 1 сентября вернуться в одну из гимназий Москвы, чтобы продолжить преподавать математику.
20 лет назад были другая фамилия и жизнь. Светлана Крук окончила школу с золотой медалью. Уезжать из родного города не хотелось. А выбор гродненских вузов был не самым широким. В медицинский в основном шли ребята из династий, поступление виделось суперсложным. А аграрием на нивах нашей родины девушка себя не видела. Потому отпал вариант с сельскохозяйственным.
— Решила поступать в педагогический на математику. Плюс это же мужской факультет, что увеличивало шансы выйти замуж. Все-таки у нас в стране девушек больше, чем парней… Честно, я действительно боялась не выйти замуж. Мне кажется, 20 лет назад все этого боялись.
Будущая «Мисс Беларусь» была не очень уверенной в себе девушкой.
— У меня рост — 180 см. На физкультуре всегда стояла в ряду первой, и меня это очень смущало.
При университете существовала модельная школа. Там девушка боролась с комплексами и училась ремеслу. Ученицы ездили по Беларуси, участвуя в конкурсах для манекенщиц.
— В Гродно как-то приехал Саша Варламов. Выбирал себе девушек для конкурса… «Супермодель чего-то там». Я уже не очень помню. И меня выбрали. Но следующий этап отбора проводился в Минске. Приехала на кастинг и не прошла его. Мне сказали, что я полновата. Уже собиралась уходить, но меня остановил режиссер Юрий Бреус: «У тебя такое интересное лицо! В стране открывается национальная школа красоты, попробуй».
Юрий Бреус 20 лет отработал на телике. Финалом его карьеры стала собственная программа «Бон тон» — телевизионный журнал о модных событиях и всяких показах «Беллегпрома».
Шел 1996 год. В Беларуси решили поднять престиж родины созданием школы красоты. Бреус в то время был как раз на виду.
— Для национальной школы красоты требовались кадры. По эстетике ей ближе всего был хореографический колледж. При нем школа и действовала. Я стал ее художественным руководителем. Мне выделили корочку от хореографического колледжа, по которой я мог бесплатно проходить в Большой театр на все спектакли через служебный вход. Золотое время, весь репертуар пересмотрел.
Тогдашний отбор на «Мисс Беларусь» проходил с меньшим размахом, но, по сути, был примерно таким же. Организаторы ездили в командировки, где проводили кастинги. В основном смотрели на модельные агентства.
— Будущая победительница училась в гродненском педе. Хорошенькая такая, с челочкой и улыбкой красивой.
Что за школа красоты? Гродненка не имела никакого представления. Но звучало красиво.
— Честно, я, кажется, не сразу поняла, что там готовят красавиц для «Мисс Беларусь». Прежде всего на обучение брали коронованных региональных красавиц. Я не была мисс никакой области, но формат конкурса требовал большего количества участниц.
Вечером после знакомства с Бреусом Светлана вернулась в Гродно. Рассказала все услышанное родителям. Но они тоже не поняли, что это такое, и решили поехать вместе с дочкой. Взяли чемодан и повезли ее в Минск. Оказалось, что все серьезно. Девушку оставили.
— Они же все учились, — вспоминает Бреус. — Поэтому Министерство образования делало каждой открепление. Всех быстренько перевели в хореографический колледж на спартанский режим.
Подготовка к конкурсу подразумевала полугодичное обучение в Национальной школе красоты.
— Мы шли чуть ли не первым набором. Жили в Олимпийском комплексе в Стайках. Каждый день нас привозили в хореографический колледж на Притыцкого. Там проходили занятия. Это напоминало школу благородных девиц. Я говорю об этом с юмором, но опыт получила колоссальный. Очень хорошая база.
В Стайках девушки жили по два человека. Туалет и душ — общие, по одному на этаж. Работал охранник и никого никуда не пускал.
— Некоторые девчонки пытались бегать на свидания, но их раскрывали. Дисциплина была жесткая.
Занятость — с 8:00 до 18:00.
— Мы ели в одном помещении со спортсменами, только за разными столами. Нас-то кормили йогуртиками и прочей полезной едой. А рядом ребята уплетали все вкусное большими порциями. Нет, нам всего хватало. Но та еда была диетическая, а привычка не формировалась.
Потом девушек везли в хореографический колледж, где занятия начинались в 9:00.
— Длились они примерно до 16:00. Как будто в школу вернулись! Только уроки сплошь красивые и утонченные: этикет, хореография, английский, стилистика, визаж, психология, актерское мастерство, работа на камеру. «Тренажеры» у нас вел заслуженный мастер спорта, он гонял нас как мог.
Хореограф тоже был строг и в итоге сумел посадить всех на шпагат.
— Ребята из хореографического колледжа сконструировали специальную вибрационную машину, — вспоминает Бреус. — Девушки присаживались на платформу, и она начинала вибрировать. Килограммы летели только так. Попы у них становились, как у молодых лошадок. Это называлось «садиться на пушок». Немного драконовская вещь, но действенная.
Суббота и воскресенье были выходными. Каждые две недели Светлана возвращалась в Гродно переписывать или ксерить конспекты одногруппников. Математический анализ за пару лекций отсутствия — это толстенная тетрадь, исписанная теоремами.
— Учила все в дороге: в самолетах, поездах. Приезжала потом и сдавала сессии. Было очень трудно. Преподаватели не шли мне навстречу. Предлагали уйти в академический отпуск. Но я была какой-то прямо очень честной девушкой и дисциплинированной студенткой. И жизнь себе облегчать не хотела. Хорошо, что информация о моем успехе попала в новости. Мол, студентка из Гродно — первая победительница национального конкурса красоты. После этого ко мне в университете стали относиться по-другому. В деканат приходили письма из Министерства культуры о просьбе перенести сроки сдачи экзаменов. Преподаватели шли на уступки, я им благодарна.
В качестве подготовки учениц национальной школы красоты стали привлекать для работы в службе протокола.
— Мы присутствовали на важных мероприятиях и встречали правительственные делегации в национальных костюмах с караваями. Говорили приветственные речи на «роднай мове». Помню, что каравай казался тяжелым. Порой даже было холодно, особенно если зимой происходили какие-то задержки в аэропорту. При этом я очень волновалась.
Бреус вспоминает, что 18 участниц конкурса муштровали крайне строго. Организаторы старались продумать более-менее все. До такой степени, что даже свозили всех к стоматологу.
В итоге первый национальный конкурс красоты состоялся 18 марта 1998 года.
— Я весь день сильно волновалась. Было много постановок, много муштры. Начать с одной ноги, занять правильную точку, выполнить верный разворот… Крутила все это в голове и очень боялась ошибиться и что-то забыть. А еще нам всем раздали туфли, и они, честно говоря, немножко жали.
Хореографический колледж работал на базе Национального театра оперы и балета. Там и прошел первый конкурс.
Была среда. Программа, как и спектакль, начиналась в 19:00.
Дебютный конкурс красоты ожидаемо стал событием. Солд-аут случился очень быстро.
Ведущими были Геннадий Давыдько и супруга Бреуса — Алена Спиридович.
— Гена тогда еще был Гена. Работал директором театра Янки Купалы. Помню, что специально устанавливали подиум. Он был до середины зала и съедал часть центрального прохода. Оркестровую яму, естественно, перекрыли.
На первое дефиле девушки выходили под «Танец рыцарей» из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта».
— Мы умоляли Елизарьева: «Дайте нам костюмы для этого выхода». И он согласился. Потрясающе выглядело! Знаете, несколько лет назад я по просьбе продюсера ОНТ Елены Лобач отдал ей кассету с телеверсией первого конкурса. И концы той записи, так вышло, потерялись. Причем кому оно надо? Это же VHS. По сути, home video. Не знаю теперь, есть ли еще где-то версия.
Оказалось, что есть. Победительница первого конкурса хранит свою запись. Ее для Светланы сделали родственники в 1998-м.
Череда дефиле заняла чуть больше часа. Ее дополняли выступления актуальных на то время артистов. Все они были мужчинами. В одной из пауз выступали «Песняры».
Стали объявлять победительниц.
— Вторая вице-мисс, первая вице-мисс. Ей, кстати, назвали мою соседку по Стайкам Юлю Круглую из Барановичей (весело мы жили: Крук и Круглая). В зале сидели мои родители. Я нашла их взглядом и развела руками: мол, ну, так вышло, извините, ничего не взяла… И тут — ба-бах! — называют мою фамилию. Я не плакала, я не пускалась в эмоции, я сразу стала вспоминать инструкции режиссера.
Для избранной «Мисс Беларусь» был какой-то свой ритуал: проходка, воздушный поцелуй публике, позирование перед камерами.
— Во время подготовки все старались быть милыми и дружелюбными. Быт и рабочий процесс проходили спокойно и мирно. Уже после конкурса — да, были девушки, которые от меня отвернулись. Понятно, что каждая видела себя победительницей. Поэтому некоторые участницы с обидой собрали чемоданы и уехали. Сейчас мы поддерживаем связь только с первой вице-мисс Юлией Круглой. Она живет на Кипре, у нее четверо сыновей. Жизнь сложилась. Я за нее очень рада.
Самый фольклорный момент, который касается дебютного конкурса «Мисс Беларусь», — подарки победительницы: электрочайник и премия в $300.
— Мне казалось, ей подарили вообще $200, — вспоминает Бреус. — Когда узнал, что Хижинковой в 2008-м за победу в конкурсе вручили ключи от квартиры, рукоплескал. Потому как мы начинали в голодные времена. Крук подарили просто смешные деньги. Честно, мы все были обескуражены. Минкульт мог собрать побольше. Победительнице национального конкурса дали $300 в эквиваленте… Ну, это месячная зарплата. Причем не самого квалифицированного работника. Нам было даже неудобно, потому что гора родила мышь.
Светлана отмечает, что изначально речь велась о $500.
— Но тогда случились экономические волнения, и они превратились в $300. Деньги выдали через несколько месяцев, когда мы уже стали настойчиво интересоваться. «Так будут или нет?» Кажется, их в конверте мне передали. На что потратила, уже не помню. Училась я бесплатно, так что, наверное, отдала родителям.
Чайником Светлана пользовалась достаточно долго, пока смерть бытовой техники не разлучила их.
— Мне его было жалко выбрасывать. Честно. Все-таки память. Но основная — это, естественно, корона с лентой. Корону, кстати, раньше оставляли победительнице, это сейчас она передается. Моя сделана из чешского стекла. Лежит где-то в сейфе. Уже немножечко потускнела. Но, думаю, можно отполировать.
Первую пятерку участниц повезли в богатый ресторан. Там присутствовали члены жюри и некоторые организаторы.
— Творческий коллектив жизнеспособен только при наличии команды, — говорит Бреус. — В нашем случае была команда в хореографическом колледже и команда в Большом театре. Даже если появляется инородное тело, но все внутренние процессы налажены, люди смотрят, что ты не вредный, не пьяница, ты не требуешь, а просишь, ты предлагаешь хорошее дело, тебя пускают в свой круг и помогают. Так произошло в случае с первой «Мисс Беларусь». Я знал, что будет успех, и был очень благодарен всем причастным работникам!
До начала программы режиссер «контрабасом» пронес в театр несколько бутылок коньяка и вина.
— Там же охранник на входе, да и порядков я, если честно, не знал. Но собрал под выпивку какую-то поляночку и позвал ребят. Без руководства обошлись. Помню, зашел Давыдько, посмотрел на стол и пошутил: «О, так ты ж нормальный парень, а чего шифровался?» Выпили коньячка, шампанского, друг друга поблагодарили и на этом распрощались.
Чтобы вы все знали, в нынешнем году финал конкурса пройдет в столичном Дворце спорта 4 мая.
Косметика по уходу за волосами в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by