«Мне говорили: кому ты нужен на гражданке?» Бывшие военные рассказывают, есть ли жизнь после армии

23 февраля 2018 в 8:00
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка, из личного архива героев

«Мне говорили: кому ты нужен на гражданке?» Бывшие военные рассказывают, есть ли жизнь после армии

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка, из личного архива героев

На старте все было примерно одинаково. Родители заботились о стабильном будущем сыновей, дескать, и пенсия раньше, и нормальный уровень зарплаты, и вагон льгот. Сыновья слушались. Правда, потом каждый по-своему решал соскочить. Если были деньги, выплачивалась компенсация. Если нет, контракт дорабатывался до финиша. В итоге замполит стал менеджером. Тыловик — ведущим мероприятий. А командир патруля — совладельцем кофейни.

«Искренне пытался полюбить войска»

Родители Максима настаивали на армии. Типа ранняя пенсия, квартиры раздают, льготы и тому подобное.

— А я пацан 17-летний, мне главное — вышку получить. В таком возрасте вообще мало понимаешь.

Хотел в Академию МВД, но зрение не то, да и сердце работало с перебоями. Пошел в другую академию — Военную. Здоровье предоставляло узкий выбор из двух специальностей: связист автоматизированной системы управления и идеолог.

Участвовал в школьных олимпиадах по истории. Так что пошел на идеолога.

— Военное образование, насколько я понимаю, не особо подразумевает, что ты будешь работать на гражданке. Учеба в академии обязывает к пяти годам отработки. Были бы деньги, соскочил бы раньше. Но в итоге оттрубил до конца контракта.

По распределению попал в витебскую 103-ю мобильную бригаду. Сейчас она воздушно-десантная. Стал заместителем командира роты огневой поддержки по идеологической работе.

— Сам я из Гомеля. Естественно, не ждал, что отправят домой. Тогда был без жены. Так что спокойно поехал.

В уставе были прописаны 11 обязанностей замполита. Максим уже не очень их помнит.

— Есть несколько пунктов «воды» типа «знать, уметь, быть должным». А остальные семь — по бумагам. На каждого солдата у тебя должна быть тетрадка. Предполагается, что хороший замполит за годы работы обрастает стеной бумаг.

Работа могла быть коллективной или индивидуальной.

— У меня рота огневой поддержки — 80 человек. Они, естественно, не помещались в канцелярии. Включал телевизор в казарме. Первые три ряда смотрели, остальным было не очень видно.

Каждую неделю (по понедельникам или вторникам) велись беседы на определенные темы.

— Тему дает руководство. Два часа рассказываешь.

Замполит — должность, с которой связано больше всего насмешек. Материально он ни за что не отвечает — только за морально-психологическое состояние коллектива. А это величина трудноизмеримая.

— Шутят, что главные требования для работы замполитом — подвешенный язык и умение провести свадьбу сослуживца. Стишки сочиняют — типа «Солнце жарит и палит, в отпуск едет замполит». Суть в том, что уйти в отпуск в армии летом могут только майоры и звания выше. Но замполитов это не касается. Меня вот в 2013 году отпустили. В Крым съездил лейтенантом.

При этом парень прыгал с парашютом.

— За время службы сделал четыре прыжка. Если служишь в десантных войсках, то хоть ты повар, но будь добр прыгать.

В 2015-м зарабатывал 340 рублей.

— Деньги некогда тратить. Ты все время либо на службе, либо на полигоне. Я даже отложить мог. Одежду покупаешь раз в два года. Не успеваешь сносить. Все равно раз в месяц надеваешь. Я жил возле батальона, вставал в половину шестого. У меня был друг, прапорщик, так он обитал на другом конце города. Топал на подъем пешком. Просыпался чуть ли не в три утра.

После двух лет витебской службы Макс перевелся в Военную академию курсовым офицером.

— По сути, был нянькой. Честно, желание завязать со службой появилось в Витебске. Состояние было гнетущее. Понял, что большинство людей занимаются работой, которая им не нравится. Решил: не смогу так до 48 лет (с учетом повышения пенсионного возраста).

Максим уволился в 2017-м старшим лейтенантом.

— В пятницу собрал всех своих ребят, посидели в кафешке. Когда проснулся в понедельник, было чувство растерянности. На второй день была ломка. Долго без работы не могу. Стал работать менеджером. Потом поступил в Институт журналистики. Сейчас подрабатываю фрилансером.

Бывший военный благодарен армии за друзей.

— В остальном не очень. Искренне пытался полюбить армию. Смотрел на идейных ребят, которым нравится, и пытался. Но не получилось, как ни копался в далеких закоулках души. Мне бы очень хотелось, чтобы армию в стране сделали контрактной или хотя бы рассмотрели соответствующий законопроект. Думаю, это сразу же избавит от 60% проблем. Все-таки большинство из них — от срочников.

«Нужно понимать, куда ты идешь и что получишь от этого»

Юра родом из Бреста. Перед поступлением выбирал между Минском и Краковом. В Минске — Военная академия и соответствующее будущее. В Кракове — Ягеллонский университет и IT-специальность.

— Определился по настоянию родственников. Мол, у госслужащих в нашей стране хорошие и стабильные зарплаты. Средний уровень в любом случае держится. Думаю, всех будущих военных привлекает, что пенсия раньше и зарплата относительно неплохая.

Были проблемы со зрением, так что круг специальностей ограничился.

— У меня в семье военных нет, разбирался в теме я не очень. Толком и не знал, куда идти. В итоге тупо спросил у своего военкома. Он рассказал про тыловое обеспечение войск.

На факультет принимали только десять человек. Но все сложилось. Юрий выучился на специалиста по управлению, готовился заниматься нефтепродуктами.

Сам по себе парень пробивной, не стал ждать распределения по чьей-то воле, искал его самостоятельно. Нашел очень жирное место, предварительно познакомившись с начальником части.

— Механизм такой. Ты приходишь в часть и становишься начальником службы горючего. Я был первым лейтенантом, который распределился начальником отдела хранения горючего. То есть у меня была целая база в Барановичах. Грубо говоря, обеспечивал треть страны (возможно, больше), распределяя топливо, которое шло с «Белнефтехима». Очень хорошая должность.

Из военных было всего семь офицеров и десять прапорщиков, остальные — гражданские.

Должность большая, ответственность соответствующая. Поработал месяц, приехало 3000 тонн топлива. При приеме всегда есть погрешность. Она показалась парню слишком большой. По его подсчетам, не хватало несколько тонн. Вроде 25. Молодой специалист устроил натуральный кипиш. Вызвал все инстанции и инспекции. Испугался. Благо оказалось, что для такого объема предел погрешности нормальный.

— Зарплата была порядка $500. Жил в Барановичах. Город большой, есть куда пойти.

При этом мысли закончить с армией появились еще в академии. Но возникал вопрос компенсации.

— Было три момента, которые меня волновали:

  1. Распределение времени. Свой график никак нельзя спланировать. За переработки никто не доплачивает. Потом могут резко поднять по тревоге. Могут назначить ответственным, могут поставить дежурным.
  2. Финансы. Чтобы жить, построиться, завести семью и видеться с нею, нужны деньги.
  3. Взгляды на жизнь. Армия достаточно однотипна. Ты кого-то слушаешь, но не факт, что кто-то слушает тебя. Я в себе ничего не держу. Всегда выражал свою точку зрения. Возможно, из-за этого не нравился многим сослуживцам.

Юрий отработал три с половиной года. Уволился в 2016-м. В качестве компенсации отдал государству 57 млн старыми. Сумму уже выплатил. Помогла новая работа ведущего мероприятий.

В академии курсант участвовал во всей самодеятельности. Перед учебой просто решил побороть боязнь сцены. Получилось. Уже после учебы друзья попросили несколько раз подменить их. Людям нравилось, как Юра конферансит.

— У меня по жизни принцип: улыбаться, несмотря ни на что. Стали звонить люди, звали на торжества. Но возможности удовлетворить их интересы не было.

Госслужащий не имеет на это права.

— После нескольких мероприятий все-таки понял, что мне нравится. И тебе приятно, и людям приятно. А радоваться — это главное в жизни. В общем, я представлял, чем заниматься на гражданке. Многие ребята звонят и спрашивают, как быть. Я всегда советую не уходить в никуда.

Несмотря на расставание, Юрий хорошо относится к армии.

— Академия дала мне много опыта. Но нужно понимать, куда ты идешь и что получишь от этого. Это ненормированный график, это подчинение. Подходит далеко не всем.

«Иногда выхожу из помещения и не понимаю, где мой берет»

— Армия в моей жизни — результат юношеского максимализма. Хотелось в силовую структуру, — говорит Сергей. — Плюс у меня дедушка прошел всю войну, танкистом был.

Парень хотел на факультет внутренних войск Военной академии. Так все и вышло.

— Я знал, что уволюсь, еще когда поступал. В тот момент не особо понимал, чего хочу от жизни. Все очень сумбурно. Знал одно: нужен тренажер воли. В итоге факультет дал мне все, что мне было нужно: коммуникацию, целеустремленность, упорство, контроль над эмоциями, уверенность в себе. Да, я получил от войск все, что хотел, но теперь они получают от меня. Выплачиваю компенсацию. На данный момент мне нужно отдать в районе 25 тыс. рублей. Не доработал три с половиной года контракта.

У Сергея были склонности к бизнесу. Во время учебы пытался чем-то «барыжить». Еще до учебы перепрошивал телефоны, крутился с компами и ноутами, чинил мопеды. В общем, активно осваивал механизм «услуга — деньги».

— Распределился в Полоцк. Полтора года служил командиром 1-го патрульного взвода 1-й патрульной роты. Охрана общественного порядка, чтобы было понятно.

Просыпался примерно в половину шестого. Потом шел в часть. Потом подъем. Потом проверка личного состава. Потом физическая зарядка.

— Рабочий день заканчивался по-разному. Но тогда была нехватка офицеров, так что время от времени перерабатывал. Приходил домой к полуночи. Раз в неделю стабильно спал пять часов. Но я жил хорошо, служил хорошо, солдаты до сих пор на свои свадьбы приглашают. Честно, во многое хотелось вложить душу. Но существовала масса «но».

Каждый день кого-то разнимали. Наркоманы, бомжи — это еще ладно. Самое неприятное — пьяные женщины.

— У нас патруль из трех человек подошел к группе таких, сделал замечание. Женщины давай материться. А пацаны зеленые. Женщину не ударишь, не тронешь, а та бьется уже. Это не задержание, это танцы какие-то. Дурацкий момент. При этом все еще мобильники достают и снимают.

Закончил старшим лейтенантом в возрасте 25 лет. Это было три года назад. В армии зарабатывал 500—600 рублей.

— После того как уволился, открыл интернет-магазин. Продавал женские платья в родном Слуцке. Первые две партии распродались на ура. Выручка — 200% от себестоимости. Мой доход по сравнению с армией увеличился раза в четыре.

Правда, бизнес длился недолго.

— Стал думать: как это мужчина занимается женскими шмотками, что за зашквар? Сейчас я понимаю, что зря. Просто не хватило целеустремленности. Пофиг, чем ты торгуешь… Наверное, сработал мой военный мозг. Честно, еще в течение года ходил в тумане. Иногда выхожу из помещения и не понимаю, где мой берет.

Поехал в Минск за новыми связями. Снимали с бывшим сослуживцем квартиру на Сурганова, разносил листовки, работал на мойке, еще в компании по созданию сайтов, занимался горячими продажами в одной российской конторе.

— Потом пустился во все тяжкие: реклама на стрелках. Затем доллар скакнул, рекламные бюджеты сократились. Квартиры мыл, прибивал, забивал какие-то полочки. В итоге пришлось идти работать на заправку. Там я и вынашивал планы. Порой случались тяжелые времена, когда на еду 100 рублей оставалось. Но ничего.

В итоге понял, что можно войти в бизнес с минимальными затратами.

— Нашел партнеров. Три человека скинулись по $2500—3000. Для старта можно и меньше. Сперва это был киоск в виде кофейного стакана. На стартовом этапе работал больше 16 часов в сутки. Длилось это в течение полутора месяцев. Чтобы лучше ориентироваться в бизнесе, обучился на бариста. Когда заработали, открыли дополнительную кофейню.

Сейчас половина дохода Сергея уходит на погашение долга армии.

— Меня не напрягает, это как кредит взять. Бизнес нужен, чтобы освободить время на жизнь. В войсках его не было. Там не работа, там служба. Помню, мне говорили: «Кому ты нужен на гражданке? У нас все потом возвращаются назад, но не всех берут». Правда, оказалось, что нужен.

Сейчас Сергей просыпается в пять утра — даже раньше, чем в армии.

— Я уже гражданский человек. Не хочу всю жизнь, которую потом не вернуть, тратить только на зарабатывание денег. Хочется приобретать знания, передавать их своим наследникам, уделять время семье.

Мужские электробритвы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by