29 декабря 2017 в 12:33
Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Тарналицкий

Что происходит с посылками без треков и где они могут пропасть? Таможенники про ложные обвинения и шопоголиков

Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Тарналицкий

Вот уже несколько последних месяцев наши читатели говорят о том, что сроки получения посылки выросли на пару недель. Многие интересуются, куда деваются бестрековые посылки и почему какие-то доходят, а какие-то нет. Все эти вопросы мы задали таможенникам. На них отвечал заместитель начальника отдела таможенных операций и контроля №2 Минской региональной таможни Андрей Лаппо.

— Читатели часто жалуются, что посылка не дошла, обвиняют таможню в этом. На самом ли деле посылка могла не дойти из-за таможенников?

— Порядок действий с международными почтовыми отправлениями прописан давным-давно. Во Всемирной почтовой конвенции, в регламентах, написанных под эту конвенцию, в постановлении Совета Министров №1111 о правилах оказания услуг почтовой связи и так далее — все эти документы четко регламентируют все операции, выполняемые с МПО.

— Есть категория отправлений, к которым возникли вопросы либо у почты, либо у таможни. Как правило, это отправления, содержащие в себе запрещенные к пересылке вложения. Перечень таких вложений определен международным и национальным законодательствами.

Если вложение изъято полностью, то оболочка МПО к получателю не пойдет. Ее разместят на контрольно-справочном участке национального оператора связи страны назначения. Страну-отправителя проинформируют, что вложение было изъято, и направят копию протокола изъятия и поверочное уведомление. Национальный почтовый оператор будет проинформирован о том, что им к пересылке было принято запрещенное вложение, которое было изъято таможней. Оболочка будет храниться на почте до полугода, а потом ее уничтожат.

— Если в посылке большой объем товарных вложений, то в случае изъятия части товаров (это либо запрещенные, либо ограниченные товары, которые не были задекларированы) остальная часть отправляется отправителю. И вместо изъятого вложения адресат получает протокол изъятия вещей и документов. И этот протокол будет почтовому оператору предоставлен всегда. Нет протокола — изъятия не производилось.

— Где тогда может пропасть посылка и почему ее могут украсть?

— Хищения бывают. Но, как правило, в пути следования либо при обработке почты в транзитных пунктах. Но это происходит не по вине таможни. Тут нужно помнить вот что. Посылка на каждом этапе проходит контрольное взвешивание. Ее принимают и взвешивают: информация о весе входит в почтовую квитанцию. Посылку упаковали в опломбированный мешок — почтовую депешу — и она поехала.

Если это непрямой рейс, то она едет через несколько транзитных пунктов. Даже если эта депеша не вскрывается, то она все равно взвешивается, и почтовые службы будут проверять, соответствует ли вес депеши заявленному в стране отправления. В этих транзитных пунктах и могут быть проблемы.

— В моей практике была ситуация, когда из Англии пришла депеша с почтовыми отправлениями, неповрежденная, с тем весом, который был установлен при ее формировании и отправке, в ней было около 30 мелких пакетов, каждый из которых был надрезан сбоку, в каждом пакете была коробка от телефона с наушниками, установочными дисками и так далее, кроме телефона. Наши адресаты уверяли, что в Англии украсть не могли. Но в этом случае было четко ясно: украли не в Беларуси.

— Что происходит, если посылка приходит к нам с уже вскрытой оболочкой?

— Данный вопрос больше относится к компетенции сотрудников национального почтового оператора, но могу сказать, что на конечном пункте контроля депешу вскроют. Почтовые отправления опять будут взвешивать. Оператор зафиксирует вес каждой посылки. Делается это для того, чтобы застраховать себя от выплаты страхового возмещения в случае, если инцидент произошел вне территории страны. Ответственность за сохранность и целостность вложения несут национальные почтовые операторы стран отправления, транзита и назначения.

Если посылка придет к человеку с расхождением в весе, с нарушенной оболочкой, то конечный получатель в отделении связи может написать претензию за ненадлежащее оказание услуг. И выплачивать возмещение будет белорусская сторона.
Поэтому, когда посылка приехала сюда — в место международного почтового обмена, — ее взвесили и обнаружили, что вес другой (у почты есть свои предельные колебания веса) или же повреждена оболочка, это фиксируют тут же.

Страну отправления информируют поверочным уведомлением о том, что почтовое отправление за номером таким-то прибыло с расхождением веса или же со вскрытой оболочкой и доступом к вложению. Почта сделает все, чтобы застраховать себя от ненужных выплат и зафиксировать, что нарушения произошли до поступления на нашу почту. И тогда в причинах случившегося будут разбираться уже национальные почтовые операторы других стран.

— А если все же к человеку пришла поврежденная посылка или содержимое в ней испорчено?

— Если вдруг произошло такое, что посылка пришла в место международного почтового обмена в норме, а к конечному адресату она прибыла с расхождением веса, поврежденной оболочкой и так далее, то служба безопасности почты будет детально разбираться в этой ситуации. Они выяснят, на каком этапе произошло нарушение и кто виноват в случившемся.

— Что происходит с посылками, на которых нет каких-либо данных?

— Любое почтовое отправление с товарным вложением должно сопровождаться документом, утвержденным актами Всемирного почтового союза, используемым в качестве таможенной декларации. В этой декларации должны быть указаны данные отправителя, данные получателя, наименование товара, код товара (если не для личного пользования), сведения о весе, стоимости, также должна присутствовать и личная подпись отправителя.

В 2013—2014 году у нас оказалось очень много международных почтовых отправлений без деклараций — до 90% от всего объема. А это значит, что они должны были пойти на досмотр. Их нужно вскрыть, оценить и в случае необходимости рассчитать платежи.

Согласно международному законодательству отсутствие декларации — это основание для отказа в оформлении международного почтового отправления. Соответственно, если данных не хватает, то таможенный орган должен их получить в результате проведения операций таможенного контроля.

Национальный почтовый оператор в Республике Беларусь ввел услугу уточнения данных. Когда операторы почтовой связи вскрывают депешу, они сортируют МПО. Те, в которых декларации заполнены, передаются для таможенного оформления. Если каких-то данных нет, размещают на справочном участке РУП «Белпочта», а на официальном сайте РУП «Белпочта» размещается информация о необходимости уточнения недостающих данных. Получатель имеет возможность, зная номер отслеживания, зайти на сайт РУП «Белпочта» и внести недостающую информацию.

— Наши читатели возмущаются: за что деньги платить?

— Деньги платить необходимо в тех случаях, если продавец проигнорировал требования Всемирного почтового союза и не исполнил свою обязанность по заполнению таможенной декларации.

Первое время в месяц до 25 тысяч почтовых отправлений требовали уточнения данных, сегодня — меньше двух тысяч. Продавцы и покупатели уже привыкли работать по правилам. Ведь сейчас как происходит таможенное оформление? Прочитал оператор рентгенологического сканера, что вложение почтового отправления — это чехол от телефона, МПО проехало через рентген, наименование указано, цена указана — вопросов нет. Отправили дальше. Оформление занимает секунды.

— Куда уходят посылки без трек-номеров?

— Отправитель, чтобы сэкономить на своих расходах, отправляет посылку как простую не регистрируемую корреспонденцию. Это самый дешевый способ пересылки. Как правило, именно в них нет специальных номеров, по которым можно отследить передвижение МПО. В этом случае почта не имеет возможности разместить информацию на сайте для уточнения данных. И у конечного получателя не будет возможности увидеть, какие претензии есть к его отправлению.

Поэтому простые отправления приходят сюда, при отсутствии необходимых сведений о данных получателя или перемещаемых товарах «отбраковываются», упаковываются обратно в мешок и уходят обратно. Если получателю повезло и продавец порядочный, он сообщит покупателю о том, что почтовое отправление вернулось обратно. Но из-за того, что есть масса посредников, поэтому непонятно, кто, кому и о чем должен сообщать. Поэтому и создается у людей впечатление, что эти самые безтреки просто исчезают.

— Теряются ли посылки на нашей территории?

— Такое бывает, но очень редко. Чаще всего посылки пропадают по дороге. Но как только депеша прибыла в аэропорт, ее поместили под процедуру таможенного транзита и загрузили в машину, можно смело утверждать, что никуда она не денется. Если почтовое отправление прибыло на территорию РБ, значит, оно априори должно достичь своего получателя. И почта очень тщательно следит за этими вещами.

— Все ли посылки проходят через рентген?

— Как проходит контроль? Сотрудники почты предъявляют товары к таможенному оформлению. Сотрудник почты составил перечень, которому будут приписаны почтовые отправления, отправления по этому перечню предъявят инспектору, они проедут рентген, если будет необходимость. И какая-то часть из них пойдет адресатам, часть пройдет ручной контроль.

Учитывая принцип выборочности контроля, обязанности пропускать все почтовые отправления через рентген у таможни нет. Так, к примеру, в рамках применения системы управления рисками могут пропустить как все почтовые отправления, а могут проверять и выборочно.

— Буквально недавно на нашем форуме обсуждали, что посылки последний год идут на 1—2 недели дольше, чем раньше? С чем это связано?

— Примерно с ноября по май у нас огромный поток почтовых отправлений. Особенно возрастает нагрузка перед праздниками. При этом все посылки мы оформляем в порядке очередности их поступления на таможенную территорию. Оператор почтовой связи не «выдернет» почтовое отправление, поступившее позже, и предъявит его раньше, чем те, которые стоят в очереди на таможенное оформление, и не предъявит его в таможню. Всё по очереди.

То, что проезжает через рентген, где есть все необходимые данные, не требуется начисление таможенных платежей, уезжает очень быстро. К примеру, посылка утром поступила, ее быстро оформили, а уже вечером либо на следующий день адресат получит МПО в своем отделении связи. Даже экспертиза проводится не очень долго (максимальный ее срок по закону 20 рабочих дней с момента принятия предмета экспертизы в работу). К примеру, отнесение или неотнесение вещи к холодному оружию занимает около одного-двух дней, больше всего тратится времени на переезды и борьбу с объемами.

Несколько факторов, влияющих на сроки таможенного оформления:

  • Достаточность сведений и данных, нужных для таможенного оформления — очень быстро (несколько минут);
  • требуется дополнительная проверка при сомнении в достоверности сведений о товарах, их стоимости — несколько дней на очередь до предъявления таможне, собственно оформление;
  • требование об уточнении данных — все зависит от оперативности получателя МПО;
  • необходимость проведения экспертизы (см. выше);
  • начисление таможенных пошлин, налогов — время на очередь до предъявления таможне, время на вскрытие операторами связи оболочки, идентификация товаров, расчет платежей.

Новогодние елки в каталоге Onliner.by

Читайте также: