Все! Теперь Радошковичи можно увидеть с высоты второго этажа. Низкий поклон электрификации железной дороги. Вернее, той ее важной для отечества части, которая соединяет белорусскую и литовскую столицы. Сегодня из Вильнюса в Минск впервые поехал электропоезд Skoda непривычной для РБ высоты. Корреспонденты Onliner.by встретили раннее воскресное утро на вокзале Вильнюса, опробовали новинку на себе и попросили встречных белорусов поделиться впечатлениями.
Железнодорожный путь от Минска до Вильнюса теперь полон электрических сил. Можно обходиться без дизелей. По плану железнодорожников теперь со стороны Вильнюса будут курсировать двухэтажные поезда Skoda из трех вагонов, а со стороны Минска — одноэтажные Stadler ЭПр из пяти вагонов. Пробная поездка симпатичной Skoda с выкрашенной в красный мордой и «Погоней» на висках состоялась 10 октября. Новый поезд приехал в Минск, попозировал фотографам и уехал. Состав, конечно, манил обитателей главного белорусского вокзала своей новизной. Правда, никого с собой не взял. Тест проходил без пассажиров.
Поезда Skoda, предназначенные для путешествий в Минск, живут в электродепо, расположенном в Новом Вильнюсе. Временно исполняющий обязанности начальника электродепо Станислав Лучинскис проявляет гостеприимство и пускает посмотреть на новинки накануне дебюта.
— В связи с электрификацией участка между Вильнюсом и Минском мы купили три поезда для сообщения с вашей столицей, — говорит он. — Один получен в сентябре прошлого года. Потому что изначально процесс электрификации планировалось завершить раньше. Еще два приехали к нам в нынешнем году.
Три новых состава будут использоваться только для работы на минском направлении. Оно интенсивное и прибыльное.
— Отличить поезда белорусского направления от тех, которые используются на местном сообщении, очень просто. У них лобовая часть полностью красная. Что касается салона, то здесь есть дополнительное купе для кондуктора. Еще мы смонтировали рекламные мониторы. На них показывается время, карта, реклама. Можно вывести картинку с камеры, которая расположена в голове поезда.
Кроме двухэтажности состава, есть еще одна принципиальная новинка — первый класс. Там единовременно могут поместиться 23 пассажира.
— В поездах местного литовского сообщения места первого класса есть во всех новых составах. Располагаются в моторном вагоне на втором этаже. При отправлении из Вильнюса мы делаем нумерацию с хвоста поезда. Получается, бизнес-класс оборудован в первом вагоне.
По салону перемещаются работники литовской железной дороги. Наводят марафет.
В вагонах встречаем автомат с кофе и его собрата, который заведует холодными напитками и закусками.
Для пассажиров по всему салону разложено меню. Если кто-то чего-то не поймет, разобраться поможет кондуктор.
Заявлен Wi-Fi. Пробуем на себе. Подрубается буквально сразу же. Можно пилить «селфаки» по ходу движения. Лучинскис говорит, во время пробной поездки возник небольшой косяк. После пересечения границы литовский интернет не переключился на белорусского оператора. Случилось это только в Минске. Правда, неполадку обещали устранить.
— Чего мы точно не можем исправить — это покрытия сети в Беларуси. Если сигнал будет слабым, мы бессильны.
В комплектации три вагона. Двери открываются автоматически и характерно шипят. Внутри опрятно и приятно.
Лучинскис прощается: «Встретимся завтра». В дебютном поезде ожидается большое количество менеджеров литовской железной дороги. Говорят, важный день.
Центральный вокзал Вильнюса улыбается из темноты голубой вывеской. Половина шестого утра. Время совсем похмельное. Skoda готовят к отправке.
Белорусы оформляют Tax Free и транзитом через Duty Free меняют утреннюю зябь на тепло прогретого салона.
Машинисты улыбаются. Пускают посмотреть, как убрана их кабина.
Первая белорусская реакция на литовскую новинку критическая.
— Не нравится мне этот поезд.
— А чего так?
— Потому что не останавливается в Молодечно. А я там живу. В итоге поеду я в Минск, а потом поеду домой. Раньше все было нормально. Недавно вот что-то поменяли. Ты как думаешь, нормально ехать из Таллинна до Вильнюса, а потом пролететь мимо Молодечно? Прикинь. Я уже девять часов в пути. И еще один упадет сверху из-за маршрутки.
Андрей — сварщик. В эстонскую столицу ездит уже год.
— По красоте у меня вопросов нет. Ну и комфортный он. А в остальном… Я тебе рассказал уже. А люди посмотрят в окно. Правда, что там в шесть утра видно. Но ничего, скоро рассвет, — философствует Андрей.
В его вагоне на втором этаже немноголюдно.
— Слушай, я катаюсь очень активно. Никогда не видел, чтобы тут было пусто. Это просто поезд такой ранний. А вообще, народу всегда море. Кого-то прикалывает кататься на автобусе. А мне поездик нравится. Ну, нравился, — смеется заспанный сварщик. — Надо что-то думать. Чтобы оказаться в Молодечно, проще сесть в автобус и не париться. А то в Минск ехать. Чего я там не видел в 8 утра.
Андрей снова смеется и уходит в телефон.
Skoda способна развивать скорость до 160 км/ч. Но, в принципе, делать это негде. На минской дистанции есть несколько участков, на которых можно дать 140. Но в общем скорость составляет 120. Стартуем. Проверяются билеты. Пассажиры начинают играть в медведей и уходят в спячку, скатываясь по высоким сиденьям.
— Приезжали коллеги из Беларуси, сказали, что сиденья у нас удобнее, чем в Stadler, — накануне говорил Лучинскас. — В Skoda каждый вагон по отдельности. В Stadler — сквозной салон из конца в конец состава. Кому-то плюс, кому-то минус. Дело вкуса. Сквозной проход оптимально подходит для одноэтажного поезда. В двухэтажных сделать его сложнее. Хотя, насколько знаю, компания Talgo, по крайней мере, разрабатывала проект двухэтажного поезда со сквозным проходом через оба этажа.
Поезд может принять 290 человек. Поезд ранний, загрузка далеко не полная. Редкие литовцы, которые следуют в Минск, бодры. С ними смешно спорить на тему, чья Вильня и чей Адам Мицкевич.
Еще одна принципиальная новинка — выделенный бизнес-класс. Там больше простора. Форма кресел удобнее, у них кожаная обивка, снизу рычаг для регулировки угла наклона. При покупке на сайте БЖД эти места не были как-то выделены. Ну, кроме цены. Билеты в первый класс стоили 67,50 рубля, во второй — 38,10. Это рейс на 6:15. Для сравнения другие сегодняшние.
В бизнес-классе (на самом деле он просто называется первым) предлагают горячие напитки. Тут работает отдельная кофемашина. По ходу движения кормят. Выбирая сэндвич, нужно определиться между курицей и лососем. На десерт пирожное брауни.
Предлагают и другие продукты.
Интернет работает по всему салону. Скорость на территории Литвы очень даже. Для проверки на границе машинист частично выключает электричество. Литовские железнодорожники берегут белорусских таможенников. Не хотят, чтобы их обдало током. Когда приезжаем в Беларусь, начинаются приколы с интернетом. Нет, он есть. Но с меньшей скоростью.
Анна скромно смотрит в окно. Там транслируют зиму.
— Ну, я пока не очень разобралась, но похоже на наши. Как они называются?
— Stadler.
— И те и те удобные. Мне нормально. Второй этаж… Детям, наверное, будет интересно. Главное же, чтобы общий уровень комфорта сохранялся. А фишки — это не жизненно важное дополнение.
Девушка сидит возле лестницы, которая ведет на второй этаж. У нее одиночное сиденье.
— Если пассажиров будет больше, наверное, народ станет постоянно ходить.
Анна ездила к подруге на встречу. На денек. В предыдущий раз была две недели назад. В следующий поедет к Рождеству.
— В Вильнюсе сейчас очень атмосферно. Видели иллюминацию на Кафедральной площади?
— Да, круто.
— Красиво… Не скоро мы перестанем к литовцам ехать. Выбора больше, шопинг дешевле, летать — тоже дешевле. Слушайте, но надо серьезно зарабатывать, чтобы летать из Минска. В Вильнюсе и рейсов больше, и бюджетнее. Пока что, мне кажется, литовцы могут стоять с распростертыми руками и ждать белорусов. Мы все равно приедем.
Если переводить имя проводницы на русский, получается «Ромашка». Красиво. Дима и Дима потусовались в Вильнюсе и едут в Минск обобщить впечатления. Считают, что белорусские поездки в Литву и Польшу никогда не прекратятся.
— Понимаешь, смысл даже не во всех этих всем известных ништяках. Там экономия и прочее. Хочется порой просто картинку сменить. Плюс в городах побольше можно походить по заведениям. Прикольно. Смена декораций, смена локаций.
Ребята сидят друг напротив друга.
— Слушай! Мы ж не знали, что тут такое веселье! Как зашли, как увидели, стали у пассажиров спрашивать, где тут сауна. Они не знают, — смеются парни. — Но, может, литовцы сделают, когда подъедем к Минску.
Из динамиков раздается звуковой сигнал, очень похожий на колокольный звон. Призывает к богу.
— Я думал, бизнес-класс будет дороже. А тут такая же стоимость.
— Это не бизнес-класс.
— Серьезно? Солнце еще еле вышло, а ты меня так расстраиваешь. Да ладно, все нормально. Мне нравится. Когда наши Stadler с розетками сделали, уже стало круто. А с этой двухэтажкой вообще отлично.
Розетки, говорят ребята, это вообще чуть ли не главное во всей железной дороге. А то вдруг трубка сдохнет, придется петь про батарейку.
— Я вообще максималистский перфекционист, читал про этот поезд, но ничего особенного не ждал. Но тут здорово. Очень уютная сидушка. Интерьер не напрягает. Вот я красную обивку не люблю, которая в некоторых поездах. Для релакса все сделано. Wi-Fi. Спокойно заходишь, не надо светить никаких своих данных.
Сердце начинает в груди биться сильнее и чуть не пробивает ребра. Прибываем в город-герой Минск.
— А у меня первая поездка сюда была после Чернобыля, — говорит приятная литовская пассажирка. — В Минске тогда дома с пожарных машин поливали.
— Ну, у нас тут повеселее стало. Вы приезжайте. Не стесняйтесь.