Репортаж с пекинской ярмарки вакансий: преподаватель языка — $1800, день съемки в массовке — $70

16 739
16 ноября 2017 в 10:57
Источник: Марина Копысова. Фото: Марина Копысова

Репортаж с пекинской ярмарки вакансий: преподаватель языка — $1800, день съемки в массовке — $70

Источник: Марина Копысова. Фото: Марина Копысова

«У вас есть хорошая возможность получить работу, если у вас нормальный английский. Но я встречал людей, у которых он просто кошмарный. Даже они умудрялись много зарабатывать — за 1 час занятий брали 300 юаней ($45)», — такие реплики на ежегодной ярмарке вакансий для иностранцев в Пекине звучат часто. Знаешь английский, выглядишь как европеец — тебя «купят». Может быть, даже дорого.

С самого утра к зданию гостиницы, где проходит «распродажа» рабочих мест, подтягиваются иностранцы. Хотя работодатели жалуются — в прошлые годы желающих было гораздо больше. В этот раз за участие в ярмарке каждому соискателю пришлось раскошелиться на 50 юаней ($8).

Вакансий для иностранцев много: от учителя английского до инженера-программиста. Никому в голову не приходит предлагать «белым» людям работу сантехником или водителем.

На стенде крупной международной компании — разработчика онлайн-игр Fun Plus есть интересные предложения. Нужны те, кто мог бы тестировать новые игры, а затем адаптировать их для восточноевропейской и американской аудитории. Пригодятся и операторы службы поддержки клиентов.

— Нашей платформой пользуются геймеры из многих стран. Поэтому ищем носителей разных языков, в том числе русского и польского. Но вы обязательно должны владеть английским, чтобы переводить с него тексты на свой родной язык. Зарплата зависит от позиции, на которую вас приглашают, и от профессиональных навыков.

Распространять игровой контент нужно через соцсети. И если у вас несколько сотен подписчиков во «ВКонтакте», Facebook и Instagram — шансы получить работу увеличиваются. Минимальные требования: быть геймером и бакалавром. О зарплате не сказано ни слова. Мол, по итогам собеседования.

На другом стенде предлагают работу для инженеров. Здесь же вакансии для менеджеров по продажам. Увы, носители русского языка не нужны. Но если вы знаете английский, французский, арабский или португальский — добро пожаловать за стол переговоров, где рядом с рекламными буклетами расположилась плюшевая панда. Сомнительный, кстати, символ для ярмарки вакансий. Панда — животное очень ленивое, а китайским работодателям нужны молодые, активные, работоспособные. Опять же на какую именно зарплату — секрет.

А вот Пекинский сельскохозяйственный институт уровень зарплаты не скрывает. Работодатель предлагает 12 000 юаней ($1800) за полную ставку. Да еще и жилье бесплатное предоставляет. Здесь нужны учителя английского языка для дипломников и аспирантов, готовящихся к защите кандидатской.

Есть вакансии и для журналистов. Канал «CCTV-Русский» (Русский канал центрального телевидения Китая) представляет редактор Алла Мальцева. Кстати, белоруска. Здесь предлагают должность ведущего информационных или художественных программ. Нужны и редакторы, особенно в отдел социальных медиа.

— Главное — опыт работы на телевидении от двух лет. Приветствуется знание английского и китайского языков. Обязательно нужно пройти экзамен из нескольких заданий: редактура текста, перевод и написание аналитического материала. Зарплата с каждым кандидатом индивидуально согласовывается. В нашей редакции работает много белорусов. И шансы попасть на канал у белорусов, русских и украинцев одинаковые.

Больше всего молодежи прогуливается у стенда, где предлагают работу учителям младших классов. Здесь немного требований к кандидатам — высшее образование и базовый уровень английского.

— Я из поселка Диканька, — рассказывает Ярослава. — Училась у себя в Украине. Работу искала сразу после университета, через китайского агента. Уже несколько лет преподаю английский маленьким детям — от 5 до 12 лет. Платят 10 000 юаней ($1500). Сюда пришла, чтобы подыскать более выгодное предложение, все-таки опыт уже есть. Правда, с каждым годом получить хорошую работу все сложнее: конкуренция бешеная.

Основная часть предлагаемых вакансий так или иначе связана с английским языком. У стенда Пекинского филиала международной школы Haileybury импозантный австралиец выискивает в толпе потенциальных работников.

— Ищем преподавателей для нашего университета. Нужен двухлетний опыт работы в образовательной сфере. Мы принимаем только носителей языка — британцев, американцев и австралийцев. Даже людей из Восточной Европы не берем, потому что очень важен акцент.

— То есть Шона Коннери с его шотландским акцентом вы бы тоже не взяли?

— Нет, — смеется австралиец, — он бы нам тоже не подошел.

Однако сейчас в Китае нехватка преподавателей естественных наук. Так что если вы профессор химии или физики — могут взять и не носителя языка. Здесь акцент не так важен, как у преподавателя английской классической литературы.

Среди тех, кто ищет работу, русскоговорящих мало. Но на многих стендах работодатели признаются: то, что вы славянин, — не проблема. Особенно для таких, как Руслана.

— Я сама переводчик и преподаватель иностранных языков. Тут очень много позиций как раз для меня. Я знаю пять языков: английский, немецкий, португальский, испанский и сейчас заканчиваю изучать китайский. Я родом из Львова, но 15 лет жила в Португалии. Теперь вот решила поработать в Китае. В Пекине я с сентября, пока работу не нашла — присматриваюсь, ищу выгодное предложение.

Даже если в запасе нет пяти языков и многолетнего опыта — вариантов хорошо заработать достаточно. Нодар приехал из Узбекистана в Пекин год назад. По образованию он инженер-медтехник. Но хочет работать преподавателем английского.

— У вас есть хорошая возможность получить работу, если у вас нормальный английский. Но я встречал людей, у которых он просто кошмарный, но они умудрялись много зарабатывать — за 1 час занятий брали 300 юаней ($45). Я готов бросить учебу, чтобы работать. Если условия будут нормальные. Идеальный доход — $3000. Ну если жилье предоставят, то и $2000 пойдет. В Узбекистане столько нигде не получишь — средняя зарплата $300. Я уверен, что у меня есть все шансы стать учителем или репетитором. Все китайцы хотят знать английский. А в Пекине живет больше 20 миллионов человек — это почти как население всего Узбекистана, — смеется Нодар.

Доходы в Пекине несравнимы с доходами минчан. Меньше чем за $1500 работать никто не хочет. Зарплата — дело очень индивидуальное. Она зависит от многих факторов.

— Китайцам нравится европейская и славянская внешность. Если ты высокий голубоглазый блондин или блондинка — тебе будут платить больше. Просто потому, что ты таким родился. А если ты маленький и темненький — зарабатывать ты будешь меньше. Да и работу найти сложнее.

Гораздо проще устроиться в школы на окраине Пекина. Туда охотно берут русскоязычных.

Белорусов на выставке найти не удалось. Хотя в Пекине их довольно много. В основном это студенты местных вузов. Они тоже умудряются подрабатывать, хоть опыта у них нет.

— Есть специальные группы в китайских социальных сетях (WeChat), где агенты ищут актеров массовки и моделей. Съемочный день в массовке стоит $70, а в рекламе бывает и $100. В месяц можно неплохо получать. Особенно со временем, когда ты попадаешь в базы к агентам. Правда, это не совсем законно, если у тебя нет рабочей визы.


Получить рабочую визу сложно. У себя на родине придется взять справку об отсутствии судимости. После этого ее нужно перевести на китайский язык и заверить у нотариуса. Эту же процедуру должен пройти ваш диплом о высшем образовании. Понадобится и характеристика с последнего места работы.

Самый сложный и болезненный этап — медицинская комиссия. Работодатель присылает образец справки и список врачей, которых нужно пройти. И справку врачи должны заполнять на английском.

Обычно подготовка документов занимает около двух месяцев. Затем вы подписываете предварительный контракт и только после этого получаете приглашение. В посольстве вам выдают рабочую визу, которая действует только в течение месяца. В Китае придется переоформлять ее на более длительный срок. На какой именно — зависит от продолжительности первого контракта. Обычно он подписывается на полгода. Если за это время вы хорошо зарекомендовали себя как специалист — контракт и визу вам продлевают.