Энергетик Александр Мальков: «Если дурак настойчивый, его сложно остановить». Про любителей селфи

22 311
28 августа 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Энергетик Александр Мальков: «Если дурак настойчивый, его сложно остановить». Про любителей селфи

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Александр Мальков — инженер-энергетик по образованию, отработавший более 9 лет в электросетях. Руководил оперативными бригадами, сам работал в электроустановках, в том числе электромонтером. Сейчас называет себя «переводчиком с энергетического языка на человеческий» и возглавляет информационно-аналитический отдел «Белэнерго».
Чуть больше недели назад молодой парень погиб от поражения током и падения с опоры ЛЭП высокого напряжения. Трагедия произошла на берегу Западной Двины, где отдыхала компания ребят. В какой-то момент один из трех знакомых отлучился, а вскоре оставшиеся увидели вспышку и горящего товарища, падающего на землю. Одна из версий случившегося — молодой человек решил сделать экстремальное селфи (при осмотре тела было отмечено, что в руке он сжимал телефон).

Подобный случай произошел в Брестской области полгода назад: 12-летний подросток полез на опору ЛЭП, чтобы сфотографироваться, и тоже погиб на глазах у знакомых. Конечно, были случаи и до этого. Кто-то скривится от литературного штампа «бить тревогу», но я считаю, что сегодня настала пора заниматься именно этим. Вот только как же среагировать так, чтобы это был не просто шум?

Для начала я хотел бы обсудить вот что. Залезть на ЛЭП может практически любой, кто имеет работающие руки, ноги и минимальную физическую подготовку (наличие головы на плечах — необязательно и даже противопоказано). Это не суперэкстремальная затея и уж тем более не испытание или челлендж, как сегодня модно выражаться. В этом поступке фактически нет момента преодоления себя, это попсовая слава.

Однако желающих получить порцию этой славы становится все больше. В Беларуси зарегистрированных несчастных случаев на опорах ЛЭП в год единицы. Могу предположить, что реальных попыток сделать подобные селфи за год было совершено не один десяток. В России цифры на несколько порядков выше, а это значит, что наверняка через год-два мода бездумно рисковать своей жизнью придет и к нам.

Так как же нам поступить? Ограничить доступ? Согласитесь, идея огородить все опоры ЛЭП колючей проволокой выглядит глупо, да и стоит ли это делать? Уже сегодня мы приняли целый ряд решительных и действенных мер по «защите от дурака». Но стоит понимать: если дурак настойчивый и изобретательный, остановить его очень сложно.

Кто-то в комментариях обязательно выскажется по поводу теории Дарвина и о том, что подростки, попавшие под напряжение в 20 тыс. вольт, не более чем статистика в этой теории. Я не соглашусь.

У меня за спиной стоит ростовая фигура электромонтера Жени. У этой фотографии, которая путешествует с нами по различным выставкам, есть реальный прототип — молодой парень Евгений. Он действительно работает электромонтером службы ЛЭП Молодечненских электросетей — по большей части на высоте 27 метров. Приходится работать и в дождь, и в снег, и при ветре. Конечно, осадки и порывы ветра не должны превышать допустимые нормы.

Считает ли Женя себя героем? Нет. Я уверен, он понимает, что занимается ответственной и сложной работой. Таких ребят, как Женя, у нас сотни. И поверьте, они будут в голос хохотать над «руферами», которые, залезая на крышу или опору ЛЭП, начинают свои видеоролики интригующими фразами вроде «Мы входим в зону опасности», «Нас ждет зона страха» и прочим псевдогероическим бредом (я привел конкретные примеры).

Залезая на ЛЭП и снимая видео или делая селфи, прогуливаясь по краю крыши девятиэтажного дома в спальном районе, укладываясь под поезд, катаясь на его крыше, молодые ребята уверяют, что в первую очередь жаждут получить порцию адреналина. Что мешает делать это, не подвергая свою жизнь риску и не доставляя проблем другим (прежде всего своим близким)? Ничего. Поэтому повторюсь: основная причина — погоня за дешевой, попсовой славой.

У нас, как и у сотрудников железной дороги, коммунальщиков, сегодня возникла очень сложная задача — достучаться до подростков и сказать им, что раскручивать барабан револьвера с одним патроном и периодически нажимать на курок, приставляя дуло к виску, — это не героизм, а идиотизм. И рассказать это надо так, чтобы нас не обвинили в популизме и «старперстве».

Думаю, задачей номер один станет донести до молодых ребят, что подобный героизм можно приравнять к битью головой о стену с разбегу. Это действительно опасно, мало кто занимается подобным, и многие, возможно, даже посмотрят ролик, где кто-то проломал себе череп, хорошенько разогнавшись и врезавшись в бетон. Но поверьте, большинство комментариев будет в духе не «Вау, круто!», а «Вот дебил!».

Помимо этого, мы хотели бы привлечь молодежных лидеров мнений — того же Влада Бумагу — и с их помощью показать ребятам, насколько опасно высокое напряжение, что такое по-настоящему экстремальные работы на высоте.

И наконец, мы приложим все усилия для того, чтобы донести до родителей мысль, что дружить со своими детьми в соцсетях — очень важная и нужная штука. Знаю, что, увидев несколько «экстремальных» роликов своих сыновей, некоторые папы сначала провели длительную разъяснительную кампанию ремнем, а после всерьез задумались, почему это видео вообще появилось, и пересмотрели свою родительскую позицию.

Не так давно я получил в социальных сетях обратную связь от представителей руферского сообщества, которые считают себя «правильными». По крайней мере я увидел, что это более старшие и зрелые ребята. Они категорически заявили, что крышелазы в Малиновке и Серебрянке и «покорители опор ЛЭП» — позор движения.

Это удивительно, но многие до сих пор не знают простейших вещей: например, что высокое напряжение убивает на расстоянии. Не надо брать провод в руки, достаточно подойти к нему на метр-два. Напряжение в ЛЭП, на опоры которых лазят ребята, составляет 110 тыс. вольт. Повторюсь: достаточно приблизиться к проводам на два метра, чтобы ваша жизнь закончилась неожиданно и глупо.

Я могу понять альпинистов, которые рискуют жизнью и погибают, покоряя Эльбрус: они расширяют горизонты собственных возможностей. Мне понятно, к чему стремятся гонщики, развивающие умопомрачительные скорости на трассах: они испытывают пределы возможностей человека и машины. Мне даже отчасти понятны (но при этом я этого ни на секунду не одобряю!) ролики блогера Раскалова, который со своей командой «покоряет» самые высокие точки «Москва-Сити» и дубайских небоскребов: это дорогостоящее и яркое шоу, своего рода любительский промышленный альпинизм, поставленный на коммерческие рельсы, — занятие рисковое, безмозглое, но хотя бы зрелищное.

Но что зрелищного в обгоревшем теле молодого человека, упавшего с опоры ЛЭП и сжимающего в руке мобильный телефон? Что героического могло быть запечатлено на его селфи? Как много просмотров было бы у его видео? Думаю, вы понимаете, что это риторические вопросы, отвечать на них не надо…

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by