«Я написала объявление: кот из Беларуси, очень хороший парень, но может напи́сать вам на диван. Немцы были в восторге!» Три истории «котоусыновления»

37 998
05 августа 2017 в 8:00
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский, Максим Тарналицкий и из личного архива героев

«Я написала объявление: кот из Беларуси, очень хороший парень, но может напи́сать вам на диван. Немцы были в восторге!» Три истории «котоусыновления»

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский, Максим Тарналицкий и из личного архива героев
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

«Вообще, у нас нет ни одного кота с простой судьбой», — прямо говорит волонтер приюта «Суперкот» Оксана Нитиевская. Мы стоим в небольшом помещении — четыре комнаты, маленькая «карантинная» да хозяйственный уголок, а на нас смотрят, мурлыкают, трутся о ноги десятки животных… С момента своего открытия «Суперкот» нашел семьи для нескольких тысяч бездомных котов. Бывший Плюша, которого собирались усыпить на Гурского, улетел во Франкфурт, стал Карлосом и собирает лайки в Instagram; Комарик забыл про улицу и спит только в кровати хозяев; Глеб наконец-то удовлетворяет свой котячий минимум в тысячу поглаживаний в день. Кто же эти люди, которые захотели взять в дом дворнягу с непростой судьбой вместо породистого питомца с родословной? Onliner.by поговорил с «котоусыновителями».

— Вот все говорят «права человека», «права человека»… А у животных что, этих прав нет? Они такие же, как и мы, только более беспомощные. Но почему-то никто не наказывает людей, которые выкидывают котов умирать на улицу. Сейчас в «Фауне города» все переполнено. И это в основном животные не из отлова, а отказники — те, кого выкинули собственные хозяева, — констатирует печальный факт Оксана Нитиевская.

Волонтеры приюта забирают котов из «Фауны города», подбирают на улице животных с травмами и котят без матери, лечат, выхаживают, устраивают в новые семьи. Эта работа не для неженок. Хотя миссия «спасителя котов» и окружена романтическим ореолом, в реальности нужно уметь сцеживать мочу обездвиженным животным и спокойно реагировать на кота, поступившего с пулями в позвоночнике. Питомцы «Суперкота» — живое свидетельство человеческой жестокости. Возможно, поэтому в приюте тяжело находиться впервые.

— Практически все собственные деньги мы вкладываем сюда — лекарства покупаем, корм. Но если бы не сочувствующие люди, мы бы не потянули… Пожалуйста, напишите, что мы очень благодарны каждому, кто помогает нам! — просит Оксана Нитиевская.

— Зачем вы приходите сюда почти каждый вечер? В конце концов, у вас, главного бухгалтера, немало дел на работе, да и муж ждет дома…

— Я люблю животных, очень им сочувствую. Считаю, что милосердие должно быть главным человеческим качеством. Я сама живу от зарплаты до зарплаты, но если котята заболеют, покупаю им хорошую говядину. А что делать? Говорят, у людей — любовь и чувства, а у животных — инстинкты. Неправда! Животные точно так же способны любить и чувствовать боль, — убеждена собеседница.

За каждого подопечного волонтеры переживают как за собственного члена семьи. И неудивительно, ведь многих они буквально вытащили с того света.

— Мы не всем желающим отдаем питомцев из нашего приюта, чего тут греха таить. Ведь разные звонят люди. Бывает, что кот упал с балкона, а семья не сделала никаких выводов: «Вчера у нас выпала кошка, дайте сегодня новую!» Конечно, таким хозяевам, которые относятся к животным как к расходному материалу, мы наших питомцев не отдадим, — строго говорит Оксана Нитиевская.


И все же нашлось немало желающих, которые прошли суровую (но справедливую) проверку волонтеров. Дадим слово новым хозяевам, которые забрали в семьи животных из приюта «Суперкот».

Алена, культуролог

— Я давно хотела кота. Наверное, это семейная любовь к кошачьим: у моих родителей уже 12 лет живет Филя. После свадьбы, а это было чуть меньше года назад, я стала просить мужа: «Саша, давай заведем питомца!» Но было непонятно, чем закончится мое распределение, останусь ли я в Минске. Как только все благополучно разрешилось, мы поехали в приют «Суперкот». Мне было все равно, кого брать — большого, маленького, взрослого, малыша, девочку или мальчика. Муж смотрел-смотрел и говорит, показывая на серого кота: «Какой красивый Комарик!» Такое имя дали животному в приюте. А у меня глаза разбегались. Представляете, их же там сто! И все к тебе идут, такие ласковые. Как можно выбрать одного?.. Но мы приехали решительно настроенные, уже лоток купили, миски. Муж выбрал Комарика, и я с ним согласилась.

Почему я не купила, скажем, породистого перса, а пошла в приют, где много травмированных животных? Потому что я считаю, что друзей не покупают. Я выбирала между двумя вариантами: подобрать кота на улице или взять в приюте. К породистым животным я отношусь нормально, но их же все равно кто-то заберет в дом. Лучше сделать доброе дело и помочь тому, кто остался без семьи.

Все, что я знаю про Комарика, — его привезли из «Фауны города». Если бы не волонтеры приюта, его, скорее всего, усыпили бы. Третий месяц, как Комарик живет у нас. Ему чуть больше года, хотя никто не знает точно, когда он родился. Я решила: раз я июньская, буду отмечать с Комариком день рождения в один день.

Для меня наш кот — это член семьи. Когда я вышла из приюта, сразу сказала мужу: «Нас теперь трое». О детях мы еще не задумывались, пока что у нас «кошачий ребенок» (улыбается. — Прим. Onliner.by).

Комарик тихий и ласковый, вместо требовательного «мяу!» он говорит «мя-мя», это звучит как «мама» — очень мило. Разрешает брать себя на руки и любит, когда его гладят. Спит с нами. Когти точит только об когтеточку. Он совсем не хулиганит, все понимает, что мы говорим. Хотя бывает, конечно, как я это называю, «утренний тыг-дык» и «вечерний тыг-дык» (смеется. — Прим. Onliner.by). Разговаривать с котом я научилась от папы. Помню, он всегда подходил и говорил нашему домашнему Филе: «Почему ты не съел свою еду? Я же тебе положил». Филя будет сидеть, смотреть, слушать, а потом вздохнет тяжело и пойдет есть. И я от папы научилась тому, что с котом нужно общаться, находить общий язык.

Кот — это не самое дешевое удовольствие, потому что на кормах мы не экономим. Хотя больше всего Комарик любит мясные тефтельки или котлетки, которые я сама готовлю. На самом деле, коту важнее внимание хозяина, чем дороговизна корма. Кот — это радость, а не траты. Хотя нужно заранее заложить в семейный бюджет расходы на еду, наполнитель и лечение в ветклинике.

Некоторые относятся к животному как к игрушке — отсюда все беды. Я даже знаю таких лично. Берут котика для своего ребенка, чтобы «поиграться». Они «поигрались», игрушка надоела, ее выбросили. Это неправильно! Мы в ответе за тех, кого приручили. Сколько отказников-детей, не то что котов! И все это делают люди.

Лера, студентка БГЭУ

— Мне не важна родословная питомца до пятого колена или длина его шерсти. Поэтому мы с парнем решили помочь коту из приюта. Единственный критерий — чтобы был полосатый и именно мальчик. Породистый или нет, это не имело значения. Мало того, я замечала за «аристократическими» котами, что они не такие сообразительные, как дворовые. Наш беспородный Глеб сразу нашел лоток и корм в квартире.

Когда Глебу было около года, хозяева выбросили его на улицу. А волонтеры нашли и принесли в приют. Нас не смущал его возраст и тот факт, что он уже не котенок. Если кот умный, то нет разницы, пять дней ему, пять месяцев или два года.

За котом мы пришли в день рождения моего парня. Созвонились с волонтерами заранее, поговорили, вдвоем с молодым человеком заехали в приют, а назад вышли уже с Глебом. Честно говоря, я рада, что пошла в «Суперкот» не одна, иначе расплакалась бы. Все котики подползают к тебе, у некоторых парализованы задние лапки, и они все равно тянутся на передних — это очень тяжело видеть. Жалко котиков. Особенно я запомнила Саймона — ему всадили три пули из травматического пистолета и он не может ходить. После такого вообще не понимаешь, что с людьми происходит, как они так поступают…

Я потом своих подруг и одногруппников тоже звала, чтобы они сходили в приют. У кого стипендия, у кого зарплата — собираются корм купить и всякое другое, что нужно животным. Кто как может, не все же миллионеры, но хоть что-то. Даже прийти и погладить их — уже дело, потому что эти коты так тянутся к людям, им внимание нужно.

Когда Глеба принесли домой, оказалось, что это просто комок нежности. Очень ласковый! Так обнимает, что готов тебя задушить (смеется. — Прим. Onliner.by). У моих родителей дома кот с таким характером, что мы любим друг друга только пять минут в день, когда я его кормлю. А Глеб не такой — гиперласковый, я таких не видела раньше.

Почему сейчас «Фауна города» и приют «Супекот» переполнены животными, которых хозяева выбросили на улицу? Есть разные причины. У кого-то появляются дети, и родители боятся, что кот причинит вред. У кого-то причина — ремонт в квартире. Да-да, так было у моих знакомых: «Зачем нам кот, он же исцарапает новые обои!» Я считаю, что это полный бред! Выкинуть кота на улицу, потому что стыдно отнести в приют, — это максимальный уровень безответственности. Кому-то интересно с котенком только до года, а потом наигрались, он вырос — выкидывают. Это тоже кошмар!

Думаю, именно поэтому в приюте «Суперкот» был настоящий «допрос», сотрудники внимательно расспрашивали нас, словно на суде присяжных: где живете, с кем, где учитесь, работаете, есть ли деньги на содержание питомца, не собираетесь ли переезжать, сохраните ли кота, если появятся дети? Вопросов был миллиард. Но их понять можно. Волонтеры полностью отдаются этой работе, знают каждого кота поименно. С Глебом они прощались будто с сыном, которого забирают в армию.

Анна, менеджер отеля

— Я родом из Могилева, почти десять лет живу в Германии. Каждые несколько месяцев прилетаю к маме и друзьям в Беларусь. Последние года четыре начала активно интересоваться проблемой бездомных животных. В интернете полно форумов на эту тему, есть множество сайтов негосударственных приютов в России и Украине. А что у нас? Я стала искать, и выяснилось, что в Беларуси всего один-единственный частный приют — это «Суперкот». Первое время я просто наблюдала: на сайте приюта есть онлайн-трансляция и можно в режиме реального времени смотреть на «котожителей».

Я заметила, что многие животные очень долго, месяцами, а то и годами ищут себе новый дом. Стерилизованные, кастрированные, хорошо выглядящие коты годами сидят в приюте, и никто за ними не приходит. Я подумала, что в моих силах забрать хотя бы одного. Я же часто бываю в Беларуси, так почему бы мне не взять котика из приюта и не пристроить его во Франкфурте? Стала узнавать, как можно привезти животное из Беларуси в Германию. Оказалось, что требуется очень много бюрократической возни: кота нужно чипировать, кастрировать, сделать ему паспорт, привить за месяц до вылета. Я поняла, что физически не могу сделать это, будучи во Франкфурте. И кто станет держать животное у себя целый месяц после прививки?..

Однажды в соцсетях я наткнулась на фото кота, который был точь-в-точь как мой. Прямо однояйцевый близнец! (смеется. — Прим. Onliner.by). Этот бедолага находился на Гурского в пункте отлова и временного содержания, через пять дней его должны были усыпить. И так он мне запал в душу, что я написала по указанным в посте контактам и вышла на Екатерину — председателя «Суперкота». Объяснила ей: так и так, хочу забрать парня, но живу в Германии, не могли бы вы помочь мне, подготовить его? Честно говоря, я ни на что особо не надеялась. Ну представьте ситуацию: пишет какая-то неизвестная тетенька из Германии, возможно она (то есть я) вообще не приедет. Но Катя сказала: конечно! «Суперкот» забрал животное в приют, его привили, кастрировали, оформили паспорт. Мне осталось только прилететь, оформить необходимые справки и взять котика с собой, что я и сделала.

Первые пару дней кот ужасно нервничал, постоянно от нас прятался и, вероятно, на фоне стресса или переездов не всегда ходил в туалет на горшок, а иногда делал свои дела на ковер. Я написала объявление и выставила в интернете, мол, кот из Беларуси, долгое время жил на улице, попал в приют, очень хороший парень, но может напи́сать вам на диван (смеется. — Прим. Onliner.by). Решила не скрывать этой его «маленькой особенности». Какой смысл обманывать? Ведь рано или поздно правда выяснится. И что вы думаете: несмотря на это, за первое утро мне написало не меньше десяти человек! Я еще выбирала, кому отдать кота. В итоге остановилась на милой девушке, приехала к ней, посмотрела, как она живет. Мне все понравилось, и вот уже полтора года Жоржик живет у нее, а она шлет мне фотографии и рассказывает о его жизни.

Я поняла, что немцы хотят помочь, очень охотно берут приютских котиков — их просто нужно сюда привезти. Между прочим, в Германии вообще нет бездомных животных. То есть ты не выйдешь на улицу и не возьмешь себе, скажем, котика или собачку. А забрать животное из немецкого приюта — довольно серьезная и длительная процедура, там очень длинный список требований к потенциальному хозяину. Специально уполномоченные люди придут и проверят, какая у тебя квартира, сколько зарабатываешь, будет ли хорошо животному у тебя и т. д. И если решат, что ты коту по каким-то причинам не подходишь, — тебе его просто не отдадут.

Теперь каждый раз, когда еду из Беларуси, привожу с собой котов. И друзей, если ко мне летят, тоже прошу захватить «хвостатиков» (улыбается. — Прим. Onliner.by). В приюте животные уже стерилизованы, чипированы и привиты, мне остается оформить документы, забрать котика и найти ему семью в Германии. Так за два года мы пристроили уже больше двадцати котов. Со всеми хозяевами я, кстати, до сих пор на связи. Причем среди устроенных животных не только молодые и красивые — очень часто это коты уже в возрасте, с проблемами со здоровьем, годами искавшие «добрые руки» в Беларуси, да так их и не нашедшие... Например, у меня на передержке был кот Давидик. Его нашли на улице в ужасном состоянии: с вылезшей на спине шерстью, порванным ухом, проблемными зубами и букетом болезней. Плюс ко всему, по оценке ветеринара, Давидику было точно больше десяти лет, то есть по белорусским меркам — глубокий «котостарец». Он два года прожил в «Суперкоте», и никто из потенциальных хозяев в его сторону даже не смотрел. Сейчас он живет недалеко от меня во Франкфурте, заласканный и зацелованный хозяевами, спит с ними в кровати, расцвел, ни в чем не знает отказа и, надеюсь, хоть немного забыл о пережитых ужасах прежней бездомной жизни.

Давидик в «Суперкоте»

Или была недавно кошечка, которая из-за инфекции лишилась одного глаза. Ее, несмотря на это, очень быстро забрала молодая немецкая пара. Они просто не нарадуются на нее. Сима (теперь ее зовут Карла) оказалась очень активная, ласковая и смышленая. А котик Плюша (теперь Карлос), никому так и не приглянувшийся на улицах РБ, вообще сейчас звезда Instagram, его семья в восторге от него и постоянно благодарит за такого необычного и чудесного кота.

Плюша-Карлос после того, как его нашли на улице

Практически каждый раз после очередного «укотовления» новая семья удивляется: «Почему для этого прекрасного, ласкового, нежного, благодарного кота не нашлось места в Беларуси?» Вопрос пока остается без ответа...

Не надо бояться брать животных с улицы. Зачастую (а по моему личному опыту, так и вообще во всех случаях) это невероятно ласковые, милые и добрые хвосты, которые будут всю свою оставшуюся жизнь вам благодарны, любя вас всем сердцем за шанс стать домашними. Они же все понимают…

Бездомный котик в пункте отлова на Гурского

Он же в немецкой семье.

Еще один котик из отлова

Теперь он дома во Франкфурте.

— Просто оглянитесь вокруг. Ежедневно на улицах белорусских городов в страданиях и мучениях умирают тысячи несчастных животных — от голода, инфекций, болезней... Разве они виноваты хоть в чем-то? Проблема бездомных животных — это не задача для приютов или волонтеров, а проблема общества, которую нужно решать всем вместе, иначе ничего не выйдет. Каждый может сделать хотя бы немного, чтобы эта ужасающая и плачевная ситуация в нашей стране чуть-чуть изменилась: подарить котику дом или взять на передержку, перевести пять-десять рублей в месяц приюту, да хотя бы не проходить мимо голодного животного на улице — купить сосиску или пакетик корма и накормить. Это ведь так просто! И одновременно, к сожалению, так сложно для нас.

И если, например, у немцев, голландцев, австрийцев получилось решить у себя дома эту проблему, то чем хуже белорусы?

Мартин на Гурского, где его собирались усыпить

Теперь расцвел и больше не прячется от людей.

Возрастного котика могли усыпить.

А теперь у него хорошая жизнь в немецкой семье.

Этого беднягу бывшие хозяева оставили ночью в дамской сумочке под дверями «усыпалки» на Гурского.

«Суперкот» вылечил его, теперь он живет в немецкой семье.

Решили приютить котика? Диваны к нему продаются в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by