Журналист Onliner.by Александр Чернухо: маркетологи забивают последний гвоздь в крышку гроба фестивальной культуры

24 771
28 июля 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Журналист Onliner.by Александр Чернухо: маркетологи забивают последний гвоздь в крышку гроба фестивальной культуры

Автор: Дмитрий Корсак
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон
Александр Чернухо — корреспондент раздела «Люди». Вызывает участкового всякий раз, когда слышит слова «целевая аудитория», «брендинг» и «размещение». С хирургическим спокойствием наблюдает за стагнацией отечественной фестивальной культуры.

Существует мнение, что вселенная создавалась маркетологами под нужды маркетологов. Чтобы пришел ты в лес с ведерком, а там белочка весело скачет с ореховым батончиком в правой лапке, птички в клювах несут большую растяжку с названием классного средства от комаров, а медведь сидит в малиннике в красивой маечке с логотипом титульного спонсора мероприятия. Кругом бургеры продают, шаурму крутят, и даже где-то для приличия несколько кустиков черники растет — она, конечно, быстро закончится, но ты же, в конце концов, в лес не за ягодой пришел, а за атмосферой. А если за ягодой, тогда не жалуйся на очереди. А если за очередями, тогда не жалуйся на ягоды и атмосферу. В общем, все очень запутанно. Главное — понимать, что все мы, ягодники, сегодня собрались на этой полянке с белочкой, бургерами и фалафелем, чтобы был торжественно зафиксирован охват аудитории. Это важно.

В словаре синонимов, написанном специально для маркетологов, содержится буквально следующая информация: «Фестиваль — смета, бюджет, охват, брендинг, количество показов». Больше там ничего не написано, да и не нужно это. Вам любой знающий человек скажет, что культурно-массовое мероприятие конструируется для того, чтобы его как следует забрендировать и продать посетителю то, что он давно хотел купить, но не понимал этого. Вот это скелет, который кое-как можно обтянуть мясом и кожей. Где-то кости будут выпирать, но этого все равно никто не увидит. А если увидит, то не поймет. А если поймет, то это он просто вечно всем недоволен, сколько уже можно!

В этом году история совсем показательная. Чтобы понять масштабы трагедии, достаточно перед сном сосчитать количество крупнейших фестивалей сезона — уснете на пятом, действует лучше любого снотворного. Если выпили на ночь слишком много кофе, то попробуйте перебрать в памяти хедлайнеров фестивалей и определить точное количество выступлений этих музыкантов в Беларуси с момента развала Советского Союза. Потом для полноты ощущений сквозь тянущий на дно кровати сон пробуйте вспомнить все жалобы: кто застрял на несколько часов в пробке, кто отстоял сорок минут в очереди за хот-догом, а кто весело танцевал полечку на пути к биотуалету или был подвергнут решительному и доскональному досмотру на входе с применением страстной пальпации. Все в этом несовершенном мире циклично и повторяется каждый год, потому что заказчик занят главным: тщательным и доскональным брендированием подведомственных территорий, на которых происходит хитрая и остроумная продажа продукции, замаскированная под музыкальный фестиваль.

Немного удивительных фактов: в остальном мире тоже проводятся музыкальные фестивали. И туда люди приезжают слушать музыку, пить, есть и развлекаться другими разрешенными и не очень способами. Вот, например, ближайший крупный фестиваль Open'er в этом году посетили Radiohead, Foo Fighters, The Weeknd, The xx и еще куча странных групп. Трудно поверить, но эти группы, на которые в Беларуси никто бы не пошел, собрали аудиторию, исчисляемую шестизначным числом. Вообще, это место странное. Там рядом с феями, колдунами и прочими сказочными существами автобусы на фестиваль отправляются каждые три минуты, очередь на входе тает быстрее, чем лед, а еду можно купить именно в тот момент, когда проголодался, а не за сорок минут до планируемых спазмов желудка. Но это все сказочки, которые очень любят рассказывать недоброжелатели. На самом деле еще советские ученые доподлинно установили, что от очередей никуда не деться. Это просто у нас менталитет такой: сначала очень хочется в очереди постоять, а потом очень хочется сказать про это что-нибудь невероятно плохое.

Белорусское лето образца 2017 года — это соревнование маркетологов на «самый-самый» с присуждением квартальной премии победителю. «Мы собрали вот столько. А к нам пришло вот столько!» Это большой супермаркет, в котором на всех полках представлен только один товар. Это история про форму, а не про содержание, и в этой истории сюжет формируется по «пакетному» принципу. Это история про то, как клиент приходит к подрядчику с конкретным бюджетом и получает за эти деньги стандартный набор услуг — это не про «удивить», а про «освоить». Это не про «для людей», а про «для целевой аудитории». Это у любителей есть опция «работа над ошибками», а у профессионалов она называется «работа с негативом в социальных сетях». В словаре уважающего себя маркетолога все это синонимы, но на самом деле нет.

Просто однажды вот так придешь в лес с ведерком, а там уже нет ягод. Там только жизнерадостные речовки, косолапый мишка в красивой маечке, бургеры, шаурма. И белочка, которая корчится от заворота кишок с надкусанным ореховым батончиком в правой лапке. «Добро пожаловать в наш лес, ЦА!» — прохрипит она напоследок.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by