Психолог Наталья Овсяник: почему я забрала детей из частной белорусской школы

29 мая 2017 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

Психолог Наталья Овсяник: почему я забрала детей из частной белорусской школы

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Наталья Овсяник — детский психолог, мама двоих детей (мальчики-двойняшки 11 лет). Считает, что система «обучение в радость» — реальность. Автор 17 книг по развивающему обучению.
Мы прожили в Лондоне три года, поэтому с января 2013-го по июль 2016-го мои дети ходили в английскую школу, а белорусский язык, литературу и русский язык мы изучали самостоятельно. Вернувшись в Беларусь, чтобы «смягчить» переход от одной системы обучения к другой, мы приняли решение обучаться в частной школе. Надеялись, что для детей адаптация станет более комфортной при меньшем количестве учеников в классе, чутком руководстве выполнения домашнего задания, индивидуальном подходе, возможности варьировать программы. Это и многое другое было заявлено директором учебного заведения. Но по факту все оказалось совсем не так, как мы рассчитывали.

На мои вопросы, почему дети не получают знания в должной мере, ответ учителей был обескураживающий: «Какая оценка вам нужна?» Заявленная проектная деятельность представляла собой создание иллюстраций к теме, при этом оценка по английскому языку выставлялась по итогу «удачного/неудачного» изображения Ван Гога. Обучение писать сочинения сводилось к списыванию с доски шаблонных фраз, которые нужно было распределить по плану. За исключением двух преподавателей (реальных звезд), педагогический состав оказался очень-очень слабым. Плюс срывы уроков детьми, систематическое игнорирование выполнения домашнего задания... В общем, мы ушли из частной школы, но переходить в обычную я опасалась. Тогда как вариант мы стали рассматривать обучение по индивидуальному плану.

Но необходимо было найти репетиторов по всем предметам и обучение сделать системой (и по времени, и территориально). Обратились в один из репетиторских центров. После долгих переговоров его руководитель согласился запустить такой проект. На первом этапе было всего трое детей. Преподаватели обсуждали с нами программу (порядок ее освоения, количество желательных часов, материалы и т. п.), спрашивали требования школы, к которой мы прикреплены. Стартовали в январе 2017 года.

Сейчас мы обучаемся по белорусской программе, но в иной модели взаимодействия «педагог — ученик». Это классическое академическое образование с четкой системой и контролем знаний. Отличие — то, что для нас является главным, — это отсутствие давления со стороны «взрослого умного» на детей; открытый диалог между преподавателем и детьми, сотрудничество в освоении программы, а не вживление готовых фраз, точных дат и красивых букв.

Еще один безусловный плюс — это сотрудничество самих преподавателей. Если по двум предметам (русскому и белорусскому языку или литературе) изучаются с точки зрения терминологии одни и те же понятия, можно работать над углублением и установлением связей, расширением словарного запаса, а не просто заучивать один и тот же текст либо правила наизусть.

Но есть, конечно, и минусы. Для такого свободного обучения нужна очень сильная внутренняя дисциплина (никто не «стимулирует» оценкой, не запугивает походом к директору...) и отсутствие возможности «пропустить» некоторые темы. Еще — обязательное понимание родителями, что они оплачивают не то, чтобы их терпели, а чтобы преподаватель качественно провел занятие.

Если анализировать современную систему образования в нашей стране, то у меня одно слово — печально. И дело не в учебниках — как бы их ни критиковали, многие сделаны достаточно хорошо (например, учебник русского языка и учебник истории за 5-й класс). Именно как учебник, информационно-ознакомительно. И не в отсутствии хороших педагогов — их достаточно, как достаточно хороших инженеров, программистов, врачей... И не в программах. Они, может быть, и перегружены, но мы учились в Англии — и я видела разницу между программами, после которых дети могут поступить в колледж или университет, и обучением, после которого они не имеют этого шанса вообще. В Англии есть бесплатные школы с отсутствием домашнего задания, малым количеством часов по математике, физике и химии. Такие «легкие» школы, на которые ссылаются многие белорусские папы и мамы, прямой путь в определенную прослойку общества — хороший исполнитель. Если же английские родители хотят дать ребенку качественное образование, то это будет или grammar school (возраст 11+) с очень жестким отбором (к экзамену готовятся с репетиторами 2—3 года), либо частная школа с хорошим рейтингом.

Так вот печально то, что у нас в образовании наблюдается полное отсутствие уважения к детям. Это проявляется везде: взрослый может спокойно отодвинуть ребенка в очереди в гардеробе; прервать разговор двух детей; обвинить ребенка в том, что он «крутится под ногами»; усомниться в том, что он сам написал сочинение; высмеять одежду... Кругом — тотальное принуждение, запугивание (зайдите на трибуны соревнований по плаванию: какие только кулаки мамы не показывают своим детям), игнорирование личного пространства (когда ребенка просят показать карманы или выступить перед всем классом, в то время как он просто не готов к этому).

Современная система образования страдает еще одной болезнью — абсолютным бесправием. В ней никто не защищен от самодурства, наглости, вероломства. Это касается поведения директора школы по отношению к своим сотрудникам, того, как ведут себя учителя по отношению к ученикам, отношения родителей к учителю и к другим ученикам, это и поведение ученика по отношению к другим ученикам. Все мы наслышаны о сборах денег и отсутствии отчета об их использовании, «заказе горячих обедов» на выпускные экзамены учителям. Как часто я наблюдала преподавателя, вытирающего украдкой слезы после приглашения на «ковер» к директору. Или плачущую девочку-подростка после высмеивания ее творческой работы. Хотя все это — элементарное нарушение прав.

Мне кажется, если вопрос о соблюдении границ и правил сделать приоритетным, большая часть проблем современной школы может быть минимизирована. А пока вполне себе можно представить ситуацию, при которой один из учеников выясняет с преподавателем отношения пол-урока, а весь остальной класс все это время скучает в ожидании. Но ведь это проблема не обучения, а администрирования. Значит, вопрос со сменной обувью, школьной формой, выполнением домашнего задания тоже должны решать не учителя, а администрация. Конфликты между учениками должны «разруливаться» не родителями (когда выигрывает сторона, где мама поголосистей будет или папа посуровее), а в соответствии с четкими правилами учебного заведения, если необходимо — в соответствии с законом.

Почему обучение не рассматривается как полноценное оказание услуг? При поступлении в школу должны заключаться договоры на оказание образовательных услуг (форма, объем, при каких условиях оказание услуги возможно/невозможно), а потом — подписанный акт об оказанных услугах. То же самое в системе взаимодействия администрации школы и преподавателей. Я была свидетелем «конфликта» между директором школы и учительницей с «запугиванием о лишении премии» за то, что она дает большой объем домашней работы (с точки зрения мамы одного ученика).

Поэтому решение двух проблем: уважение к ребёнку в обществе вообще и создание школы на правовой основе - единственный путь создания системы получения качественного образования.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by