В погоню за длинным рублем. Тайный безработный изучает варианты в РФ

10 мая 2017 в 8:00
Источник: Сергей Плюхин

В погоню за длинным рублем. Тайный безработный изучает варианты в РФ

Источник: Сергей Плюхин

Про поездки на заработки в Россию иногда говорят так, будто это что-то плохое. Мы сейчас попробуем отнестись к такому способу заработать, будто это что-то хорошее. Не зря же рассказывают, что на востоке (а также на юге) нужны белые, пушистые и работящие белорусы в неограниченном количестве. Вот и выясним, насколько легко найти работу в России тому, кто умеет и согласен работать. А также тому, кто не умеет, не согласен, но вынужден.

Славная vahta

Согласно легенде, я семейный человек, желающий прокормить свою прожорливую семью. Могу копать, могу не копать. Есть специальность механика по большим дизелям, но согласен быть разнорабочим на стройке. Закодирован. Морально устойчив, но в меру, в меру.

Первым делом, неизвестно на что надеясь, звоню в Комитет по труду, занятости и соцзащите. Ну, занятость же… Эту ступеньку перепрыгиваю довольно быстро — никакого проку в ней для меня не обнаружилось. В службе занятости вообще давно и упорно не показывают интереса к трудовой эмиграции: не их профиль. Если ты намерен экспортировать свою рабочую силу, то должен искать себе применение другими способами. Женский голос в трубке лишь посоветовал обратиться в УВД, чтобы узнать, какие фирмы имеют право отправлять за границу. Дозвониться по продиктованному номеру так и не удалось — да не больно-то и хотелось.

Интернет ломится от сайтов со словом «vahta» в разных комбинациях. Глаза разбегаются от разнообразия вакансий: фасовка чего-то на каких-то мануфактурах, стройка, Север, золотые прииски, ЖКХ, торговые сети… Девушек зовут в «сферу досуга» (мужчин не зовут, там хватает). Зарплаты — «до 200 тысяч» российских рублей.

Вполне официальные объявления настоящих предприятий перемешаны с яркой рекламой присосавшихся полумошеннических организаций и предупреждениями белорусских и российских правоохранительных органов. Жизнь бурлит и пузырится!

Здесь же — многочисленные легенды о пролетариях, которые едва ли не босиком возвращаются с таких заработков. Эти былины всем хороши, но там бывает сложно отделить правду от истины. На тематических форумах про вахту в России вперемешку идут истории о коварстве некоторых нанимателей (спят и видят, как обмануть работягу), рассказы о «схемах», вопросы о том, кому можно доверять, а кому не очень, отчеты о поездках в суровые края. Познавательное и поучительное чтиво для тех, кто привык рассуждать о глобальных вопросах, сидя в теплом офисе.

В общем, все эти официальные предостережения, а также объявления на настоящих сайтах предприятий — для слабаков. Нашего «тунеядца» для начала интересует что-нибудь погорячее. Например, самые потасканные бумажки на самых подозрительных заборах.

На Смоленск!

Такого добра тем больше, чем дальше ты отъезжаешь от областного центра. Самодеятельные рекрутеры все еще партизанят в тени больших кадровых агентств, курсируют по глубинке, вооруженные клеем и кнопками. Примечательно, что на одном столбе или на одной доске вы почти никогда не встретите два разных объявления о работе в России. В этом суровом мире своя запутанная конкуренция, должен остаться только один — вербовщики срывают листки конкурентов, лепят свои.

Многие абоненты, номера которых я старательно набирал, так и не ответили: кто-то вне досягаемости, кто-то просто не взял трубку.

Сработала бумажка, сорванная на сельмаге в одной из деревень Добрушского района (там Россия видна, если встать на пенек). В трубке заспанный мужской голос, возня, кто-то упал. Пока я, стараясь почаще произносить «это самое», сбивчиво объясняю, чего хочу, собеседник стремительно приходит в себя.

— Вас там сколько? Один? Плохо, — укоризненно замечает вербовщик Алексей. — В Смоленской области заказ, работа на строительстве склада. Плотник, бетонщик нужны. «Принеси-подаи» тоже нужны, но не много. Официально оформляем, зарплата небольшая, но основная сумма… Ну ты понял.

Чувствуется, что позвонил я не в самый удачный момент, но человек держит себя в руках, ведь он профессионал. Итак, вахта 30 дней при 12-часовом рабочем дне. Обедом кормят, остальное сами. Жилье — как кому понравится: собеседник объяснил, что можно жить в вагончике, а можно в какой-то капитальной бытовке «там, за конторой».

— Там, в общем, нормально. Электричество, душ есть. Холодный, правда. Алкоголь запрещен, чуть что — сразу домой своим ходом.

— Я закодирован! — наконец-то мне представляется возможность гордо реализовать эту часть легенды.

— Великолепно… — на том конце так называемого провода пытаются изобразить ликование. — Жди команды.

Но я уже не уверен, что хочу строить этот склад под Смоленском. Зарплата разнорабочего (а я претендую именно на эту должность) выходит 30 тыс. российских рублей. Рассчитывал на большее, но российский работодатель, вопреки нашим фантазиям, отказывается слишком легко расставаться с деньгами. Кроме того, минималку надо заплатить Алексею за «оформление документов». Одно хорошо — разрешил отдать с аванса.

Крымский мост: нужно больше белорусов

Пока государственные структуры сквозь пальцы смотрят на трудовую миграцию, бесчисленные частники на ней зарабатывают. Я направляюсь как раз в одно из кадровых агентств, которое набирает народ для работы в России. У фирмы есть лицензия МВД, позволяющая трудоустраивать людей за границей — это важно. По телефону мне обещали курорт: есть вакансии на строительство моста через Керченский пролив.

Фото: vk.com/mostkerch

Перед визитом старательно вхожу в образ. Старые, но чистые джинсы, щетина в нужных местах, целлофановый мешок с какими-то справками и общей тетрадкой — так, по моим представлениям, выглядят строители крымских мостов.

«Большое кадровое агентство», о котором я так мечтал, оказалось простой комнатой внутри типичной «советской» организации — верхний этаж тут сдан «фирмачам». Народу, кроме меня, не видно, по коридору гуляет эхо.

Вообще, случайный человек вряд ли сюда попадет. Внизу из герани ведет наблюдение вахтерша, на железной двери фирмы нет опознавательных знаков. Внутри агентства сидит дама с вакансиями.

— Пишите: вахта 45 дней через 14, рабочий день с 8 до 20 с часовым перерывом на обед, — без прелюдий переходит она к сути. — Проживание бесплатное в общежитии — в комнате по 6 человек, есть душ, туалет. Через неделю получите аванс на питание — по 1000 на неделю, это в счет зарплаты. Готовите сами, там есть кухня. Зарплата — 1100 в день. Проезд — за ваш счет. Отправляем по паре человек… Заключаем трудовой договор, это стоит 35 рублей. Платите не сразу, а за день до выезда, когда выкупаете билет. Мы отдаем договор на регистрацию в МВД, чтобы там убедились, что вы выездной.

Вообще-то, на мосту, кроме разнорабочих, нужны сварщики, но я держусь своей версии. Выглядывая из-за толстого справочника «Московская область», что-то торопливо записываю на выданной бумажке.

— А сколько, вы говорите, вахта?

— Вы что, не записывали?!

На секунду мне кажется, что она сейчас подойдет и проверит конспект. Обошлось.

Фото: vk.com/mostkerch

Говорят, белорусов там уже много. К черту политическую составляющую, наш мифический безработный в этом ничего не понимает. Его манят 1100 рублей «России» в день. Но схема оплаты труда выглядит, мягко говоря, непривычно:

— Когда отрабатываете срок, то получаете зарплату за 30 дней, а за 15 Россия оставляет себе. Это делается для того, чтобы люди не ездили на одну вахту. Возвращаетесь — получаете остатки, работаете дальше. Не возвращаетесь — пишете нам заявление на увольнение, тогда Россия высылает вам остаток, но удерживает 5000 рублей за срыв вахты.

Похожая схема работает и при оплате проезда от Москвы до Керчи и обратно: поезд вы оплачиваете сами, а фирма возвращает деньги за билеты, только если вы вернулись на стройку.

— А точно не кидалово? — я же начитался форумов.

— У нас все официально. Заключаем договор, контролируем, доехали ли вы, звоним туда, если вы не приехали — подаем в розыск. Мы с января туда отправляем, люди доезжают, все нормально. Увольнения бывают только по поводу алкоголя.

Пока я решаю, не выложить ли свой главный козырь про отношение к алкоголю, женщина продолжает:

— Если мы сегодня подписываем с вами договор, то через день-два выезд.

Перспектива через пару дней обнаружить себя в поезде на пути к 45-дневному трудовому подвигу несколько охлаждает мой пыл:

— Я должен посоветоваться с женой! Обязательно потом позвоню.

…Позже, сидя в безопасном месте и потягивая смузи с маффинами, ищу в интернете другие варианты трудоустройства на пресловутом Крымском мосту. О да, тут гораздо веселее! Из сети охапками вываливаются разноцветные баннеры: «До 120 000 рублей» за 30 дней, питание, соцпакет…

В этом веселье тонет предупреждение на сайте настоящего подрядчика — фирмы «Стройгазмонтаж», которая строит тот самый мост: остерегайтесь мошенников, требуют деньги ни за что. На сайте фирмы прямо сказано: «…ООО „Стройгазмонтаж“ не сотрудничает с кадровыми агентствами, осуществляет поиск сотрудников на проекты только силами собственного управления по подбору персонала и никогда, ни при каких обстоятельствах не взимает плату за трудоустройство».

«Россияне обходятся дешевле»

Отправляемся к экспертам. Геннадий — монтажник, что монтирует — страшная военная тайна (которую все знают, но вслух говорить об этом не принято). Тоже без России жизни не представляет. Его формат — разовые заказы, иногда все оформляется документально, иногда «ну-у, так». Говорит, ни разу не развели, работает обычно через знакомых, все детали оговариваются, спрос на его услуги есть.

— Так с собой можешь взять? — должность «принеси-подая» нам нравится все больше.

— Теоретически это возможно, иногда нужен помощник, которому доверяешь, даже без квалификации. Было бы желание. Другое дело, что такие поездки — это довольно тяжело физически. Да и по деньгам: вроде с виду раза в полтора больше выходит, чем за ту же работу в Беларуси, а как начнешь считать дорогу, прочие расходы — уже как будто и не так интересно. Я обычно соглашаюсь, только когда здесь заказов нет. В общем, если ты не совсем бесполезный, что-то умеешь, так работу-то найти не проблема, ее в России хватает. И даже платить нормально будут, хотя и не так много, как ты размечтался.

Гомельчанин Владимир — гастарбайтер несколько другого сорта. Когда-то работал в Гомеле, теперь успешно руководит подразделением российской компании, белорусское гражданство не мешает.

— В России сейчас есть смысл работать — и можно нормально зарабатывать, особенно если у тебя имеется квалификация. Причем почти неважно, в какой области, там сейчас все нужны. Хотя в последнее время стало выгоднее нанимать россиян: они обходятся дешевле, чем белорусы, и мороки меньше. Но в любом случае, если хочешь найти там работу, забудь про посредников. Ну сам прикинь: думаешь, они существуют только за счет этих денег, которые ты платишь за договор? В общем, надо выходить на работодателя и общаться с ним напрямую.


По данным МВД, в прошлом году на работу в Россию съездили 4772 человека. Это официально. Сколько на самом деле, сосчитать никому еще не удавалось. Кто-то едет туда вместо стандартного трудового отпуска, кто-то берет на основной работе месяц-другой за свой счет, кто-то просто приезжает в родную деревню перекантоваться от вахты до вахты. Многие, натерпевшись, божатся: «Никогда больше!» Но проходит две недели — и дорога снова зовет.

Вакансии на «Барахолке» Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by