05 мая 2017 в 8:00
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Малиновский

Вертуха Ван Дамма, плакат с Рэмбо и гнусавый перевод. Вспоминаем героев боевиков из нашего детства

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Малиновский

Фильмы сменяли друг друга, а мир все никак не погибал: не давали герои боевиков. Кости и судьбы врагов ломались одним взглядом. Мощными у этих ребят были даже ноздри. А после мы собирались во дворе и спорили, что круче — банки Шварценеггера или вертуха Ван Дамма. Видеопрокаты, прическа кирпичом, проигрыватель ВМ-12, «Hasta la vista, baby», страдания Джона Рэмбо и восточные единоборства… Еще чуть-чуть — и вы получите мощную долю ностальгии.

«Спутник», Майкл Джексон, ВМ-12

Ближе к финишу СССР Александр Дубинин управлял кафе «Именинница», которое открылось на базе столичного часового завода «Луч». Там проводились дискотеки и все изначально было заточено под музыку. Правда, устроители рассудили: раз кафе организовано, значит, должно быть современным. А современность в то время предполагала наличие видеомагнитофона.

— Чуть-чуть приоткрылся железный занавес, был какой-то выход на Запад, а заодно появились советские видеомагнитофоны «Электроника ВМ-12» с верхней загрузкой. Модель сделали на основе японского Panasonic NV-2000, — вспоминает Александр. — Примерно тогда началась эпоха нашего видеопроката.

До ВМ-12 недолго просуществовали громоздкие бобинные проигрыватели. Такое чудо, что современным детям совсем не понять.

— На видике в «Имениннице» мы в основном смотрели видеоклипы и фрагменты фильмов. Они дополняли наши вечера. Было много чего из The Wall от Pink Floyd. Часто пересматривали Thriller Майкла Джексона. C музыкальными клипами вообще было просто. У кого-то имелся спутник — человек писал с него видео и тиражировал. Перевода не требовалось.

С записями фильмов было чуть посложнее. Раньше люди обменивались музыкой, потом перешли на видео. Они встречались и зачастую даже не показывали кассет, просто давали список: «У меня есть то и то, что тебе нужно, могу сделать копию».

Шварценеггер, паяльник, «Доспехи бога»

Некоторые знакомые Дубинина приходили в «Именинницу», смотрели видео и загорались идеей, начиная заниматься видеопрокатом. Правда, назвать ту деятельность бизнесом нельзя. Все было подпольно.

— Для старта требовались видеомагнитофон, старенькие «Жигули» и чемодан кассет, — говорит Александр. — Люди ездили по городу и сдавали проигрыватель в аренду. Вам привозилось два чемодана видеокассет, можно было выбрать. Потом «прокатчики» выходили на два видеомагнитофона. Первый воспроизводил, второй записывал новую кассету в реальном времени. Самые популярные фильмы дублировали и возили с собой в двух-трех экземплярах. Первым реальным хитом среди боевиков был «Коммандос» с Арнольдом Шварценеггером.

Фото: Yesmovies

Вспоминает чемпион Европы по боксу Сергей Хомицкий, чья юность не осталась без героев боевиков:

— Я учился, наверное, в седьмом классе, когда мы впервые скинулись с пацанами и взяли в прокат видик. ВМ-12 — все по классике. Обычно компания была человек семь-восемь. За раз мы брали пять—шесть кассет на сутки.

Услуга стоила примерно 25 рублей.

— Кажется, в 15 рублей обходился сам магнитофон, по 5 отдавалось за каждый фильм, — припоминает Дубинин. — Зарплата у людей тогда была от 60 до 120 рублей, где-то на горячей сетке (в литейных цехах) доходило до 250. Но нормальным считался заработок инженера, который составлял 90 рублей.

То был реальный киномарафон. Все сидели, смотрели, кто-то по ходу дела отключался, кого-то забирали родители и выводили из помещения. Ребята шли спать, а с утра возвращались досматривать. Обычно держались до последнего: все-таки «деньги уплочены». Конечно, не каждый раз попадалось новье. И если человек видел начало знакомого фильма, можно было дать паузу и поспать.

— По Минску ходила легенда, что, когда в кинотеатре шел фильм «Танцор диско», один товарищ посмотрел его 38 раз, — смеется Хомицкий. — У меня произошла примерно такая же история. Фильм «Доспехи бога» за свою жизнь я посмотрел раз 20. «Терминатор» и «Кровавый спорт» — где-то рядом.

Фото: The Last Row

Видеомагнитофоны были системы PAL, а многие телевизоры — системы SECAM. Прокатчики умудрялись возить с собой платки с паяльником и в качестве дополнительной (естественно, платной) услуги устанавливали декодеры. Причем то были весьма далекие от электроники люди.

— Мой хороший друг, который занялся видеопрокатом, сменил «Жигули» на Nissan Patrol. А потом они с товарищем накопили денег и построили заправку. Выгодное дело. Возможно, не будь у меня занятости в кафе, тоже занялся бы этим, — рассуждает Дубинин.

Кошмарики, «Эммануэль», милиция

Жанровый ассортимент тогдашних «прокатчиков» был довольно стандартным. Помимо боевиков, люди брали комедии, кошмарики, приключения. Очень-очень редко — мультики типа «Том и Джерри».

— Были запрещенные фильмы, которые в прокате стоили дороже. «Греческая смоковница» считалась порнографией. Конечно, все с огромным интересом смотрели «Эммануэль». Но об этом говорили шепотом. Когда попадалось немецкое видео без перевода, люди собирались подпольно и закрывались на все замки.

Правда, милиция умудрялась ловить таких ребят.

— Во время облавы на лестничной площадке выключался свет, чтобы нельзя было достать кассету из магнитофона. Потом милиционеры смотрели, что у тебя там за кино. Если что-то запрещенное, возникали проблемы. Случаи редкие, но рассказы о них в наших кругах ходили.

К разговору подключается директор программы игрового кино фестиваля «Лістапад» Игорь Сукманов:

— Есть легенда, что за некоторые картины в ту эпоху видео люди получали реальные сроки. Под запретом, к примеру, были «Последнее танго в Париже» и «Дневная красавица». Смешно, что последний фильм причисляли к порнографическим за то, что героиня свободное от безделья время проводила в публичном доме.

Игра мускулами, Ван Дамм, драматургия

«Эммануэль» «Эммануэлью», но в топе все равно были боевики. Очень эффектные и очень простые по своей сути фильмы.

— Вопрос о том, что смотреть, не стоял, — делится бывший управляющий кафе «Именинница». — Голод до западного был таким, что смотреть хотелось все подряд. Появились первые кассеты и кустарные переводы. На общем фоне выделялся Леонид Володарский со своим гнусавым голосом.

— Обычный боевик — это картина прямого действия без извилин, полное подчинение сюжета игре мускулами и бицепсами, — говорит кинокритик Сукманов. — Обязательно затрагивается момент противоборства добра и зла. В конце происходит хеппи-энд. Многое вытягивается на харизме исполнителя.

— Конечно, сюжеты были незамысловатые, — вспоминает Хомицкий. — Направление очень простое: ребята попадают в жесткую зарубу, получают по щам, но это делает их сильнее. Брюсу Уиллису постоянно прилетало. В фильмах Ван Дамма на этом строилась вся драматургия. В начале Жан-Клода обязательно избивали до полусмерти, чтобы он включил смерть-машину и всех наказал.

Бельмондо, «Тихий Дон», «Калыханка»

Рассуждая о взрыве популярности боевиков, Игорь Сукманов отмечает, что возникала она по принципу «запретного плода».

— В советское время экран официальный и видеоэкран вели разную репертуарную политику. Тогдашняя популярность имела персональный, личностный оттенок. В итоге мы более остро заточены на Шварценеггере, Сталлоне или Ван Дамме. Они были персонами, которые официально подвергались критике, но подпольно являлись частью скрытой империи народных героев.

Когда кто-то из сценаристов зарубежного фильма был членом коммунистической партии или сочувствовал ей, появлялся вариант, что картину покажут у нас.

— Так на советские экраны попали боевики Жан-Поля Бельмондо. Допустим, «Игра в четыре руки», которую уж никак не назовешь идеологически верной для СССР. Чисто буржуазная картина.

Если партийные представители СССР были более лояльны к французам и итальянцам в силу каких-то европейских связей, то с Америкой была определенная дистанция. Иногда даты выхода фильма в США и начала проката его в СССР могли разделять десятилетия.

— Первые значимые боевики — это «Коммандос» и «Терминатор», — рассуждает о популярности жанра боксер Хомицкий. — Нам очень нравились образы супергероев — такие бесстрашные и сильные дядьки. Это первое. Второе — в нашем телевизионном поле не было ничего похожего. Единственное исключение — «Пираты XX века» с Еременко. В моем детстве показывали три программы телевидения. Вечером шли мультики. В 20:00 по центральной программе — «Спокойной ночи, малыши». В 20:45 — «Калыханка». По субботам и воскресеньям — передача «Будильник» с мультиками.

Хомицкий резюмирует, что «Тихий Дон» и «Гостья из будущего», конечно, хорошие фильмы, но от отсутствия разнообразия становилось скучно.

— Начиналось непростое время — а тут такой мифический мир, который позволял оторваться от реальности. На экране показывали человека, способного разобраться в своей жизни. Это вдохновляло. Создавался и культивировался образ сильных ребят, таких как, допустим, Брюс Уиллис в «Крепком орешке».

Фото: Den of Geek

— Видео тех времен можно сравнить с нынешним интернетом, — резюмирует Сукманов. — Оно давало определенные дополнительные возможности познавать и открывать мир. Многие картины, которые считались подпольными и неправильными, попадали к нам через мир видео.

Минск, Дудикофф, балет движений

Главным героем боевиков в памяти большинства сохранился урожденный австриец Арнольд Шварценеггер. До него номером один был Брюс Ли.

— «Путь воина», «Выход дракона», «Кулак ярости» — по этим фильмам даже изучались единоборства, — отмечает Дубинин. — Правда, с появлением новых боевиков его фильмы стали смотреться уже немного кустарно. Если продолжать тему восточных единоборств, то потом появился Джеки Чан. Правда, его воспринимали больше комедийно.

— Фильмы с Брюсом Ли были чем-то бо́льшим, чем просто клишированная схема, — делится Сукманов. — Энергетика, актерская харизма — этому подчинялась структура фильма. Восхищаясь балетом движений и абсолютно сумасшедшей энергией, можно было закрывать глаза на несовершенство картины. Плюс с позиции продвижения непосредственно восточных единоборств это, конечно, классика. Тут священное отношение, трогать фильмы Брюса Ли нельзя.

Параллельно с Брюсом Ли и Чаком Норрисом существовал Майкл Дудикофф — один из персонажей «ниндзя-мании». Все понимали, что человек как-то связан с СССР, и пытались найти какие-то фильмы с его участием. Кстати, говорят, юность отца Майкла прошла в Минске.

Фото: Den of Geek

Самым доступным героем боевиков в нашем регионе долго оставался Жан-Поль Бельмондо. Но затем настала американская пора.

— Брюс Уиллис с учетом «Криминального чтива», «Пятого элемента», сериала «Детективное агентство „Лунный свет“» — это, конечно, хороший актер, — говорит Сукманов. — Правда, многие продолжают ассоциировать его только с «Крепким орешком». Сильвестр Сталлоне никогда не считался очень хорошим актером. Но свой вклад в развитие жанра он, конечно же, внес, снявшись в «Рэмбо» и «Рокки». Хотя «Рокки» — это не совсем боевик. Это спортивная драма, которая больше имеет отношение к искусству. Там проработаны характеры. Дробление на четвертые-пятые части — конечно, шелуха, но первый фильм по-настоящему интересный и значимый.

Фото: emanuellevy.com

Рэмбо, вертуха, кирпич Шварца

Популярность героев боевиков была топовой. Наличие плакатов с их изображением считалось чуть ли не обязательным. Самые сообразительные ребята фотографировали постеры (слово из другой временной эпохи) и тиражировали их на фотобумаге. Продажа велась весьма бойко. За большой плакат с Рэмбо можно было отдать стоимость школьного обеда.

— «Коммандос» — первый народный боевик. В центре сюжета супергерой, фильм воспевает благородство. Жесткое, конечно, но благородство. Это было понятно и созвучно с нашей жизнью, — говорит бывший управляющий кафе «Именинница». — Да и смотрелось кино на одном дыхании. Плюс Шварценеггер с его развитыми мышцами. Многие ребята, увидев его фильмы, стали заниматься бодибилдингом. Хотя в то время у нас это называлось атлетизмом.

Многие ребята делали себе «кирпич», чтобы стать похожими на Шварценеггера хотя бы прической.

— Тренажерных залов в нынешнем понимании не существовало, были залы тяжелой атлетики. Парни записывались в соответствующие секции. А еще на бокс, — вспоминает Хомицкий. — Потом стали появляться военно-патриотические клубы. На Автозаводе бывшие десантники проводили какие-то занятия. Товарищ со двора ходил. Я тогда уже боксом занимался, так что решил не распыляться. Знакомый все рассказывал, как они каждый день по часу бегают, потом занимаются растяжкой и учатся бить ногами. Короче, в Рэмбо играли каждый день. С позиции спортсмена я понимал, что это дичь какая-то. А знакомый — нет. В итоге его растянуло, и после двух месяцев все закончилось.

Во дворах шли ожесточенные бои на тему, кто кого побьет. Очень часто выигрывал Жан-Клод Ван Дамм с его вертухой. Все пытались повторить ее и знаменитый шпагат.

— Вообще, если говорить о спорте, лучше всех дрался Джеки Чан: самая оптимальная техника, — профессионально отмечает Хомицкий. — Ерундой в плане бокса занимался Сталлоне в «Рокки». Смотришь — смеяться хочется. Но мы все прекрасно понимаем, что этот фильм любят не за бои. Поэтому простительно. Где-то в тройке по умению драться — Ван Дамм и Дольф Лундгрен. Ну и Брюс Ли, естественно, стоит особняком.

«Терминатор», рэкет, Комаровка

— Потом появились более-менее узаконенные прокат и продажа видеокассет, — говорит Дубинин. — Если не возвращаешь вовремя — санкции. В залог оставлялся паспорт. Это было незаконно, но все соглашались, так людям хотелось кино. Я помню киоск прямо возле РТИ на проспекте. Еще у друзей была точка на универмаге «Беларусь». На Комаровке стоял целый городок из шестиугольных киосков — там тоже продавали кассеты. Еще была полоска киосков на улице Танка, возле магазина «Радиотехника».

Кто-то вспоминает, что фанатами героев боевиков были почти все рэкетиры, кто-то ностальгирует по впечатлениям от первого просмотра.

— Как бы ни критиковали подобные фильмы за очевидность и прямолинейность, по прошествии многих лет их вполне можно посмотреть, — отмечает боксер Хомицкий. — Некоторые современные фильмы совсем одноразовые, быстро проходят мимо. А те остались в памяти. Бывает, цепляешься по телевизору за «Терминатора», смотришь кусочек — и вроде ничего, вспоминаешь, радуешься. Фильм-то хороший.

«Терминатор» ассоциируется с прорывными идеями и спецэффектами, которые тогда еще не стали массовыми.

— Естественно, было много мусора, — отмечает Дубинин. — Но в то время мы увидели и хорошие фильмы — «Форрест Гамп», например. Из боевиков можно назвать «Терминатор». В фильме была представлена прорывная идея закрученности времени. Это как с «Матрицей». После фильма ощущаешь шок и начинаешь присматриваться ко всему: «А может, все действительно не так однозначно?»

Фото: Collider

— Навскидку я не могу вспомнить выходившие у нас боевики, которые стали бы золотым фондом мирового кино, — делится мнением Сукманов. — «Терминатор» — одно из исключений. Это хорошее кино. Мы говорим о первом фильме, который очень удачно совместил фантастику, хоррор и триллер.

«Форсаж», комиксы, компьютерные клубы

Видики массово проникли в наши квартиры. Отпала надобность в видеосалонах со смешными названиями типа «Изумрудный». Их стали переделывать в компьютерные клубы.

— Честно, тогда я с большим скепсисом относился к фильмам с Чаком Норрисом и Жан-Клодом Ван Даммом. Но сейчас, пересматривая их и делая скидку на эпоху и время, я более лоялен, — итожит Сукманов.

Герои боевиков состарились и вышли в тираж. Специалисты отмечают, что недавно выпущенный «Форсаж» — маленькая попытка проникнуть на территорию фильмов, которые пользовались бешеной популярностью в восьмидесятые-девяностые.

— Сейчас же доминируют комиксы и фэнтези, — говорит кинокритик. — Правда, у боевиков была несколько другая драматургическая природа. Несмотря на всякие приквелы и сиквелы, они представляли собой самостоятельные законченные произведения, тогда как нынешние фильмы носят характер вечного to be continued…

P. S. Как выглядят герои боевиков сейчас?

Арнольд Шварценеггер, 69 лет

Фото: Splash News

Сильвестр Сталлоне, 70 лет

Фото: today.com

Чак Норрис, 77 лет

Фото: Phamous/Splash News

Жан-Клод Ван Дамм, 56 лет

Дольф Лундгрен, 59 лет

Фото: adweek.com

Стивен Сигал, 65 лет

Фото: Splash News/SnakeMannn

Брюс Уиллис, 62 года

Джеки Чан, 63 года

Фото: Hidden Remote
Кто был самым крутым героем боевиков?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Очки виртуальной реальности в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by