Автоинструктор Мария Вашкевич: «Люди — не автомобили. Зачем тогда водителям проводят „техосмотр“?»

39 129
03 мая 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Автоинструктор Мария Вашкевич: «Люди — не автомобили. Зачем тогда водителям проводят „техосмотр“?»

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Мария Вашкевич — инструктор контраварийной подготовки, педагог-психолог. Сторонница безопасности на дорогах и адреналина в автоспорте.
Я, как инструктор, сталкиваюсь постоянно с вопросом начинающих водителей, которые боятся сесть за руль: «Может, мне не дано?» В ответ я обнадеживаю, что раз медкомиссия дала добро, значит дано. Но в этой фразе есть только доля правды. Научить водить можно и кошку, если быть Куклачевым. Есть курсанты простые, а есть сложные, с которыми не каждый инструктор найдет общий язык. Но это не повод ставить диагноз «необучаемый», это повод искать новые методики. Я убеждена: практически любой психически нормальный человек может водить машину. И мало какие болезни и ограниченные физические возможности могут реально этому мешать. Недавно в сети обсуждали ролик, где девушка без рук (без обеих рук!) водит машину, сама справляется с заправкой. А безрукий поляк Бартек Осталовски входит в десятку(!) лучших дрифтеров мира. Смогли ли бы они пройти в Беларуси медкомиссию? Вопрос риторический.

Многие же комментаторы, в том числе и те, кто сам легко убирает руки с руля во время движения, считают, что эти люди ставят под угрозу безопасность дорожного движения.

Так, может, и хорошо, что у нас такой строгий отбор? Может, не стоит смотреть на опыт других стран, где только зрение проверяют?

Но тогда откуда берется эта ужасающая статистика — по 5 конфискованных за пьянку автомобилей у одного и того же владельца? Как же так получается, что водители общественного транспорта в нарушение пункта 10.2 ПДД (запрещается управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения) отправляются с температурой под 40 градусов в рейс и теряют сознание на скорости?

Выходит, все эти «круги ада» медицинского освидетельствования не работают? Да и какое отношение имеет флюорография к способности управлять автомобилем? Зачем женщинам идти к гинекологу? Ведь любые болезненные проявления подпадают под запрет вышеупомянутым пунктом правил садиться за руль в текущий момент времени.

Они предлагают больным туберкулезом спуститься в метро? А беременным, которые не имеют возможности даже пристегнуться, пытаться выжить и не родить преждевременно в маршрутке? Я один раз попробовала в первую беременность — водитель просто игнорировал мои просьбы вести поаккуратнее.

Согласно статье 27 Закона о дорожном движении отказ от медицинского переосвидетельствования влечет прекращение права управления автомобилем. Но! Медицинской справки нет в списке документов, обязательных к предъявлению инспектору ГАИ. То есть справку требуют только при выдаче и возврате прав (талона к ним), приеме на работу и…при прохождении техосмотра автомобиля. Вдумайтесь: справку о здоровье водителя при техосмотре машины! При этом не владельца, а любого, кто пригнал этот автомобиль, что и приводит к тому, что можно попросить друга со справкой. А значит, вполне можно получить справку перед сдачей на права и забыть о ней на 10 лет до продления водительского удостоверения. Конечно, при ДТП могут возникнуть сложности, но кто ж об этом думает.

Получается, справка — просто бумажка, никому не нужная и ничего не означающая, ведь сколько раз можно за 10 лет заболеть, потерять зрение, забеременеть и стать запойным алкоголиком?

Но нет. Она не просто формальность.

Во-первых, получение ее означает большую потерю времени для трудоспособных граждан, а также содержание кучи врачей на деньги налогоплательщиков. Нет, это не забота государства о здоровье населения. Не надо решать за людей, как за несмышленых малышей, когда, как и в каком объеме им проходить обследование. Есть и другие способы, гораздо более цивилизованные, повышать культуру своевременной диагностики заболеваний. И диагностика, и профилактика — это явно не просидеть несколько часов в очередях среди заразных больных и на вопрос «На что жалуетесь?» врача, который даже голову не поднял от бумаг, ответить: «Все хорошо, мне для водительских прав».

Второе закономерно вытекает из первого: пройдя этот осмотр «для галочки», человек уверен в том, что он действительно здоров, а если что-то и болит, то само пройдет — врачи же сказали, что здоров (а в действительности просто записали со слов).

И наконец, в-третьих, — самое большое зло. Огромное количество людей скрывают свои заболевания, не становятся на диспансерный учет, чтобы не получить «волчий билет». Таким образом, те, кто мог бы начать своевременное адекватное лечение депрессивного синдрома, например, и в состоянии стойкой ремиссии иметь возможность водить автомобиль, спасаются народными средствами, бабками-шептухами и уринотерапией. И эти люди в дни «просветлений» ничем не отличаются от обычных. И без штампа о диспансерном учете осматривают их точно так же, как и всех, — бегло, не поднимая глаз от бумаг. И они садятся за руль, так и не имея возможности нормально лечиться у специалистов, а не у шарлатанов.

Вот и выходит — пчелы против меда. Это приводит к тому, что разумный пункт правил — не садиться больным и уставшим за руль — не работает. Люди отвыкают самостоятельно решать за себя, способны ли они прямо сейчас сесть за руль, снимают с себя ответственность за свое здоровье и за нормальное комплексное обследование.

Все же люди — не автомобили. Нельзя нам так же, как машинам, на конвейере техосмотр провести.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by