30 апреля 2017 в 8:00
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка

Вся страна худеет, а я не могу поправиться и нарастить мышцы. Что делать, если вы дрыщ или углеводная ведьма

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Набрать вес — это, конечно, социально значимая задача. Правда, в нашем случае в виду имеется не столько личностный, сколько мышечный рост. Бывает же, что вес стоит, мышца не увеличивается, настроение ухудшается. В итоге не выходит сделать рельефный торс или наприседать выдающиеся во всех смыслах ягодицы. Диетолог и два персональных тренера рассказывают, как сдвинуться с мертвой точки без вреда для здоровья и не устроить из этого процесса «Октоберфест» со сметаной.

Семь строчек и 10 секунд, благодаря которым можно понять, что будет дальше:

  • История про тренера, которого надо сдать в милицию.
  • Бодибилдер расскажет, насколько рельефное тело зависит от ножа и вилки.
  • Вам станет понятно, кто такой дрыщ и что с ним делать.
  • Диетолог доступно объяснит, как ходить в магазин.
  • Рассказ о больших перерывах между подходами.
  • Три абзаца о вреде Instagram.
  • Красивая женщина посоветует вам трогать себя.

Слово «дрыщ» по отношению к своим клиентам никто из тренеров, конечно, не использует. Но есть зальный лексикон — и ничего с ним не поделаешь. Сразу же на ум приходит очень худенький мальчик-подросток ростом под два метра с полным отсутствием мускулатуры. Девушек так не называют. Про них говорят «углеводная ведьма». Втихаря, с завистью.

Более-менее научно про то же самое. По телосложению люди делятся на три типа — эктоморф, мезоморф и эндоморф. Эктоморфы не могут нарастить вес — очень быстрый обмен веществ. Мезоморфы — ребята, которые хорошо и все кушают, не набирая при этом высокого процента жира. Эндоморфы — люди, склонные к полноте, с медленным обменом веществ. Очень условное деление. Но эктоморфы — наш случай.

Кому это надо?

Говорит Александр Гвоздь, персональный тренер Moby Dick Gym и КМС по бодибилдингу.

— Конечно, в залах больше людей, которые пришли сгонять вес. Его недобор беспокоит меньшинство, но беспокоит серьезно. Люди чувствуют неуверенность в себе и не любят себя за это. Откровенно плохое состояние. В итоге мальчики и девочки пытаются как-то сами набрать вес, но в лучшем случае набирают живот.

Совет простой: мамы, учите пацанов готовить!

Девушки чаще хотят похудеть, а мужчины — нарастить мышцы. Парням свойственно и нормально хотеть быть больше.

— Однако встречаются очень худые девочки, которые приходят немножко мяса нарастить: «Как нам попу больше сделать, чтобы мужу было за что взяться». Серьезно, прямо вот такие формулировки. Они хотят объема и готовы много есть.

— Касательно избыточного веса — имеется официальная статистика. У 30% населения страны он есть, — подключается диетолог и персональный тренер спортивного клуба «Адреналин» Ольга Авчинникова. — Людей, которым веса недостает, значительно меньше. Но это лишь предположительно. Официальной статистики по ним нет.

За девушек говорит Юлия Погоцкая из фитнес-клуба «Аквамарин».

— Из десяти у одной есть проблема по недобору веса. Худышки по большей части довольны собой, даже если им не хватает ягодиц или других прокачанных частей тела. В одежде такие девушки в любом случае смотрятся хорошо.

Кому это не надо?

— Чаще я борюсь с абсолютно здоровыми девушками, которым кажется, будто они толстые, — продолжает Погоцкая. — Проблема на самом деле серьезная. Это все приводит к плачевным последствиям, иногда даже к анорексии. Но с такими психолог должен работать.

Надо понимать, бывают не спортивные, а медицинские ситуации. У девушек это, в частности, упомянутая анорексия. Но это в любом случае сперва клиника, а потом уже тренажерный зал.

— Любой тренер, который бережно относится к здоровью клиента и, соответственно, к своей репутации, не станет браться за медицинский случай. Абсолютно точно, — отмечает Гвоздь. — Тренер — не врач, не может ставить диагнозы, не может назначать лечение. Это дело квалифицированных докторов. Единственный возможный тренерский совет по здоровью — предложение сходить в поликлинику, если он видит, что с клиентом что-то не то.

Находим складку на животе и каждый день проверяем ее. По ней будет виден результат

Наиболее подробно о медицинской составляющей рассказывает человек с профильным образованием.

— Первым делом спрашиваем человека, похудел ли он резко или же был худым всегда, — советует диетолог. — Есть определенные патологии, которые сопровождаются таким клиническим синдромом, как снижение веса. Сахарный диабет первого типа, проблемы со щитовидной железой, онкология даже. Есть такое заболевание целиакия — это непереносимость глютена, когда вследствие нарушения всасывания вес человека снижается. Если у ребенка с младенческого возраста недобор веса, это может говорить о сердечно-сосудистой патологии. Например, о пороке сердца. В общем, сначала исключаем очень серьезные заболевания. И только после начинаем говорить о людях, с которыми можно работать в зале.

Как начать?

— Что я чаще всего вижу на практике? — задается вопросом Авчинникова. — Парни, которые живут в общежитиях, попросту не умеют готовить, выбирать продукты и покупать их в магазине. По факту их рацион — это хот-доги и печенье. Ребята просто не могут себя обслужить, в результате чего пищевой режим не налажен. Они получают кучу углеводов и трансжиров. При этом недополучают белок и в целом питаются нерационально. Совет простой: мамы, учите пацанов готовить.

— Есть четыре составляющие грамотного набора веса — питание, тренировки, отдых и, если вы не новичок, спортивные добавки. Все это следует объединить в систему, — отмечает Погоцкая.

Как выработать систему?

Специалисты отмечают, что все начинается с мотивации. Будет она — тогда все сложится.

— По системе все просто, — заверяет Авчинникова. — Надо взвешиваться, измерять свои окружности, фотографироваться раз в неделю, отслеживать свой прогресс. Это мониторинг ситуации. В таком случае все подконтрольно.

Углеводы — 50—55%, белок — 20%, жиры — около 30%.

Совет для девушек от Погоцкой.

— Работает во всех случаях: и когда мы худеем, и когда набираем. Находим складку на животе и каждый день проверяем ее. По ней будет виден результат. Весы — это вообще не показатель. Надо себя измерять, надо себя… трогать. Мне кажется, любая девушка, вставая из-за стола или просыпаясь, начинает ощупывать свои бока. Чисто рефлекторно.

Что есть?

Так уж вышло, что все преобразовательные процессы стартуют не с гантели и гири, а с ложки и вилки.

— Требуется выстроить четкую систему питания, — говорит Гвоздь. — Это основа, это 70% успеха в плане построения формы. Возможно, человек банально недоедает. Приходит ко мне парень: «Вот я вес не могу набрать». — «А что ешь?» — «С утра я пью кофе, максимум могу бутерброд съесть. Потом в час иду на быстрый перекус, какой-нибудь творожок, бутер тот же. Ну, к вечеру уже чуть больше ем, сладкого могу заточить». Человек нарушает правильную систему питания. С выстроенным режимом у него двигается вес, растет мышца. Понятно, не за секунду. Но люди с потенциалом могут совершить хороший рывок буквально за неделю.

— 30% — зал, 70% — питание. Я согласна, даже согласна с процентовкой, — говорит диетолог. — Что бы я рекомендовала. Во-первых, научиться готовить. Во-вторых, продумать, в какое время на работе вы можете есть. Отсутствие времени — одна из главных проблем. Утром проснулись — выскочили на работу, весь день на ногах, а поесть могут только вечером. Причем кто-то ест в огромных количествах и получает избыточный вес. А кто-то и вовсе про себя забывает.

Загружать себя всяким мусором — самая распространенная ошибка.

Все просто. Снижение веса — дефицит калорий. Набор веса — профицит калорий. Если мы хотим поправиться, требуется обеспечить себя профицитом.

Все необходимые калории распределяем по белкам, жирам и углеводам (БЖУ), — продолжает Авчинникова. — Есть общие рекомендации. Углеводы — 50—55%, белок — 20%, жиры — около 30%. Потом переводим все это в продукты. Сейчас есть много приложений, которые помогут не напрягаясь разобраться в этом вопросе. А если вы все-таки подозреваете у себя проблемы с организмом, лучше обратитесь к специалисту.

И еще. Организму следует привыкать к определенному времени приема пищи. Необязательно устраивать все строго, будто в армии, но какой-то режим приветствуется.

На что обращать внимание в магазине?

Все эти модные аббревиатуры вроде ПП и БЖУ не всегда понятны. Как использовать советы на практике?

Не важно, с чем мы боремся: с дефицитом массы тела или с ожирением. Набор продуктов примерно один. Дело только в количестве, — объясняет Авчинникова. — Итак, обязательно берем воду. Дальше идем в отдел с кашами: рис, гречка, перловка, макароны из твердых сортов пшеницы. Все можно. В молочном отделе берем молоко, творог и сыр. Обязательно мясо. Идем не к колбасам-сосискам, а к нормальным продуктам — говядина, индейка, курица. Не забываем о рыбе. Рыбу можно и постную, и жирных сортов. Все же омега-3-жирные кислоты нужны абсолютно всем. Все очень просто. Обычная, нормальная, стандартная, здоровая продуктовая корзина без изысков.

Фастфуд поможет набрать вес?

Сосиски, колбаски, сырочки, три «Сникерса», пакет чипсов, гамбургер, картошка фри, колы бидон… Если вы еще не убежали в холодильник, читаем дальше.

— Загружать себя всяким мусором — самая распространенная ошибка, — слова Гвоздя. — Нельзя добирать калорийность за счет быстрых углеводов и сахара. Кроме жира и прыщей, человек ничего не получит. Еще вариант — нарушение обмена веществ, одышка, высокий сахар, нагрузка на сердце, плохой холестерин. Набирать мышцы нужно правильно. Набирать жир все умеют.

Диетолог примерно такого же мнения.

— Сейчас в сети очень много блогеров, которые ставят над собой эксперименты и по полгода питаются фастфудом. Результаты у всех плачевные. Если на то пошло, то пиво со сметаной — самое странное, что я слышала, когда речь идет о наборе веса. Мне кажется, желудок не выдержит, и все придет к потере килограммов. Таким образом и селедкой с молоком можно вес набирать, — смеется Ольга.

Как тренироваться?

Тренироваться надо с желанием. Правда, у специалистов есть более углубленные советы.

— Не надо себя супернагружать, — остерегает Погоцкая. — Мы же девушки, нам «банки» не нужны. Мужская и женская тренировки отличаются. 12—15 повторений, полный контроль за ощущениями. А то если навесим огромные веса на плечи и будем приседать за счет инерционных движений, ничего хорошего не произойдет.

Гвоздь говорит за мужчин.

— Желательно заниматься в зале три раза в неделю, чтобы полноценно разделить мышечные группы и обеспечить себя временем для их восстановления. Тренировки должны быть средней продолжительности. Не надо сидеть в зале три часа. Максимум, очень серьезный максимум — два. Говорим о сложной тренировке с внушительными весами и большими перерывами между подходами. Вообще же занятие на две мышечные группы должно длиться 1 час, 1 час и 15 минут. Умирать по полдня нет смысла. Не берем случаи, когда пробки в зале и надо стоять в очереди на тренажер.

Авчинникова развивает тему.

В рамках силового тренинга нужно помнить об определенных разграничениях. Глупо делать бицепс с гантелями сидя и ждать хорошего гормонального отклика. Моя первая рекомендация — включите базовые упражнения. Приседания, подтягивания, становая тяга. Естественно, если нет противопоказаний. И не надо всю тренировку позировать для Instagram.

Как увеличивать веса?

Жизнь такая суровая штука, что вы не сможете потянуть сотку со старта, как бы того ни хотели.

— Веса первое время стоит выбирать умеренные, — советует Гвоздь. — И вообще, новичку можно давать ОФП, подготавливать к работе, если он раньше никогда ничем не занимался. Знаете, прийти в зал дрыщом и лечь под стокилограммовую штангу — это потенциально премия Дарвина.

Спортивное питание — не замена нормального питания, это лишь добавка.

История из тренерской жизни.

— Наблюдал однажды такую картину, когда еще не практиковал. Худой парень только пришел в зал, стал работать с тренером, какую-то неделю они занимались. И тут этому хлопцу вешается на штангу для приседа что-то в районе 100 кг. Человеку тяжело, он весь трясется. А спец, который за него отвечает, говорит: «Ну что, привыкай к весу». Не надо так. Увидите такого тренера — скажите мне, я напишу на него заявление в милицию. Вариантов возможных бед — масса. Позвонки могут сместиться, да что угодно!

Вывод прост: не надо насиловать организм. Вам есть за что его любить. Все хорошо в меру.

А надо покупать спортивное питание?

Юлия Погоцкая, в принципе, не против.

— Есть протеин, есть гейнер — это такой усиленный протеин. Но я считаю, в этом слишком много маркетинга. Покупай протеин и заедай его зефиркой или бананом — все нормально будет. Из безобидного есть еще аминокислоты. Но если ты нормально питаешься, можно обойтись и без всего этого.

Сон должен составлять не менее семи часов.

— Спортивное питание — не замена нормального питания, это лишь добавка, — авторитетно заявляет диетолог. — Очень смешно, когда человек еще не начал ходить в зал, но уже закупился баночками на всю кухню. Знаете, ничего, кроме удорожания экскрементов, он не получит.

Тренер Гвоздь того же мнения.

— Спортпит может помочь при восстановлении, может справиться с мышечными болями, может заменить какой-то прием пищи. Но все равно лучше нормально питаться. По-любому минимум три раза в день надо полноценно есть.

И главное: не стоит бросаться в «химию». Физкультурникам «химия» не нужна. Оставьте ее профессионалам, которые хотя бы понимают, ради чего рискуют.

Хватит ли нам питания и тренировок?

— Надо спать хорошо. Сон должен составлять не менее семи часов, — советует диетолог. — Четкая система тренировок, питания, сна, восстановления — и все будет прекрасно.

Недосып — это стресс. А когда организм находится в стрессе, повышается уровень кортизола.

— Кортизол может вызывать уменьшение мышечной массы и перераспределение жира в область верхней части тела. А это не то, к чему мы стремимся, — заключает Авчинникова.

Почему не нужно верить Instagram и гнаться за модой?

— Сперва была популярна дикая худоба, — вспоминает Погоцкая. — Потом стали цениться девушки с формами. Затем начался культ груди. Его сменил культ ягодиц. Недавно снова стали модными суперстройные девушки. Худенькие такие, с не особо ярко выраженным мышечным объемом. Но, к сожалению, далеко не каждая родилась супермоделью с ногами от ушей. Да и фитоняшки остаются в моде. У нас вообще дурдом по поводу ягодиц. Все хотят наприседать себе красивые формы. Но их надо из чего-то лепить.

— У девочек стала встречаться нервная анорексия, — смотрит на проблему со своей колокольни Авчинникова. — Часто слышу и о строгом вегетарианстве. Даже о полном исключении животных белков — веганстве так называемом и сыроедении. Такие направления становятся популярнее. Довольно сложно подобрать полноценный рацион для их поклонников.

В том случае, если вы смотрите на мир широко раскрытыми глазами через фильтры Instagram, запомните следующее.

— Приходят клиенты и показывают мою фотографию: «Хочу кубики, как у тебя!» Начинаю объяснять: «Зайка, это соревновательное фото. Тут я после сушки, до того неделю словно полузомби ходила. Ограничивала себя во всем», — отмечает Юлия. — Говорила, говорю и буду говорить: о сушке должны знать только профессиональные спортсмены. У физкультурников такого понятия не должно быть в обиходе. Это серьезный труд, это изнурение, это большие нагрузки на организм и это однозначный стресс, который должен проходить под присмотром квалифицированного специалиста.

Советы:

  • Спим больше семи часов.
  • Не сидим за компьютером слишком много.
  • Проводим достаточно времени на свежем воздухе.
  • Если хотим набирать вес, потребляем энергии больше, чем тратим.
  • Вырабатываем режим питания.
  • Не перебираем с фастфудом.
  • Взвешиваемся, делаем замеры, отслеживаем прогресс.
  • Не ставим тренировки каждый день.
  • Делаем упор на силовые занятия.
  • Плавно увеличиваем веса.
  • Не пытаемся повторить то, что увидели в Instagram.
  • Если хотим очаровать кого-то, тренируем юмор и тело без «химии».
  • Расслабляемся, все мы станем толстыми. Обмен веществ с годами все-таки замедляется. Жир всех найдет.

Силовые тренажеры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by