24 января 2017 в 8:00
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Тарналицкий

«Это ж наш национальный символ!» История обыкновенного хипстера, который пытается построить супертрактор на МТЗ

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Тарналицкий
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Это Саша — представитель поколения, которое считает, что СССР — что-то очень-очень давнее. Саше 23 года. У него есть борода и дизайнерское образование. Как любой канонический хипстер, парень отнекивается от подобной формулировки и говорит, что он не такой. Каждый будний день Саша аккуратно заправляет джинсы в ботинки Caterpillar и идет не в лофт или open space, а на МТЗ. Там он пытается создать похожую на трансформер из дорогого кино супермашину и рассказывает о своей таинственной страсти к тракторам, воспринимать которые одним из символов страны и испытывать за них гордость — это нормально.

Из динамиков льется песня про «Ах, какая женщина, мне б такую». В плане архитектуры вокруг чистый СССР. Это не плохо и не хорошо. Это как есть. Заводу очень много лет. Намного больше, чем Александру Насыру, который не работает здесь еще и года.

— Хорошая фамилия у меня. На сыр, на хлеб, — иронизирует парень.

Саша родился в Минске и как-то быстро увлекся рисованием. В основном получались машины. Потому, когда узнал, что в Академии искусств есть специальность «Промышленный дизайн», собрал волю и документы в кулак да пошел поступать. Поступил. Правда, на платное, счастливо завалив русский, который сдал меньше чем на 40 баллов.

— На младших курсах я, наверное, не очень в себя верил и не мог понять, что делать. Вообще, не чувствовал себя нужным, ничего не вдохновляло. И тут меня «загнали» тракторы. Я прямо почувствовал вдохновение.

Видимо, очнулись гены. Пусть Сашины родители вообще никак не соотносятся с тракторами, зато прадед, дед и бабушка работали на МТЗ. Прадед был гендиректором, дед работал в конструкторско-исследовательском бюро шасси, бабушка тоже конструировала.

— Настало время писать диплом. Выбрал тему «Дизайн проекта трактора на базе BELARUS-2022 c изменяемой пространственной структурой». Мне всегда нравились хот-роды. Трактора на них чем-то похожи. Плюс интересна сложность творческой задачи. Это не машина, для которой, грубо говоря, можно нарисовать все что хочешь. Трактор — это когда ты при минимальной свободе достигаешь максимального результата. Тут важны и дизайн, и функциональность.

Защищался Насыр прошлым летом.

— Ясное дело, требовалась помощь, потому пришел на завод, чтобы с механикой разобраться. Было мало времени. Я взялся за очень большой кусок работы. По ходу хотел кому-то что-то доказать. Не всегда был хорошим студентом, много забивал на младших курсах. Потому вряд ли кто-то думал, что мне удастся интересный диплом. Вот я и поднажал. Диплом продумал не полностью, были неучтенные мелочи, но в целом получилось ничего так.

Насыр защитился на девятку, спокойно выпустился и пошел проситься на завод. Свои работы парень показывал генеральному конструктору и главному инженеру. Потом был генеральный директор, который дал молодому специалисту добро на работу.

— Реакция была неоднозначной. А надо ли это заводу в принципе? В большинстве своем люди думают, что дизайн — это для трактора не самое важное. Мне дали испытательный срок. Правда, судя по тому, что я продолжаю работать, все вроде как нормально.


Насыр раскрывает тяжелую тетрадь и начинает показывать свой супертрактор. Ощущение такое, будто смотришь «Трансформеры».

— Смысл в том, чтобы отделить человека от механики. Она располагается в нижней части. Водитель работает в верхней и выполняет роль надзирателя, по минимуму вмешиваясь в процесс. В моем представлении это переходный этап к будущему. А дальше — тракторы-беспилотники.

В представлении обывателя тракторы-беспилотники — это что-то из «Звездных войн». Но тема на МТЗ довольно популярна. Конечно, немногие покупатели заинтересованы в дорогостоящей спутниковой системе, но надо иметь конкурентные преимущества. Сейчас очень популярен кейс о тракторе без кабины. Специалисты отмечают, что в будущем от нее действительно можно будет отказаться — при наличии должной навигации. Трактор сам сеет, сам пашет, а человек сидит в будке за пультом и только контролирует процесс.

Концепт Насыра пока предполагает наличие кабины.

— Она вращается вокруг своей оси. Это очень важный момент. Ведь все полезное рабочее пространство находится вокруг трактора. То есть нам нужен обзор, а вращающаяся кабина этому способствует. Водителю не надо вылезать из нее и спрашивать «Что у меня там сзади?». Он сидит расслабленным и все видит.

Построить такой трактор реально. В концепте нет космических технологий. Просто выглядит современно. Но в проекте, кроме кронштейна, никаких революций. Тем более этот самый кронштейн используется в действующих концептах европейских тракторов. И выглядят они намного невообразимее моего.

Учтенный дизайнером кронштейн позволяет гасить все вибрации и создавать комфорт для водителя. Машина ездит на металлических гусеницах. Все внутренности у нее открыты для лучшего доступа и обслуживания двигателя. Александр видит в этом практичность и красоту.

— В моем представлении улучшение дизайна означает улучшение качества продукции. Понимаю, водителю без разницы, на что будет похож трактор. Но для меня это важно. Я считаю, раз мы делаем такой трактор, это наше лицо. Нас узнают за счет него.

Ведь если так посмотреть, то для нашей страны продвинутый трактор важнее какого-нибудь прокачанного спорткара. Машина — вещь утилитарная, средство передвижения. А трактор, если смотреть в широком смысле, способен принести реальную пользу экономике.


Ассоциативный ряд, который вызывает слово «Беларусь», в любом случае включает в себя одноименный трактор. Самый раскрученный из них — модель МТЗ-82, которую придумали еще в 1974 году. Это отечественный бестселлер и истинная легенда.

Для своего времени очень прорывная машина. Конструкторы поместили в нее все доступные технологии, которые считались прогрессивными на тот момент. Он простой, надежный и понятный. Этим трактором до сих пор очень гордятся на МТЗ. У него даже есть фан-клубы во Франции и Бельгии. Среди их членов есть довольно своеобразные люди, но ради классической модели они готовы на многое.

— Страна у нас маленькая и, как многим кажется, незаметная. Так что все средства, чтобы обозначить себя за ее пределами, хороши, — говорит Александр. — Тракторы, думаю, подходят для рекламы.

Работники завода понимают, что МТЗ-82 уже очень много лет, и пытаются сделать символом свою самую свежую модель — BELARUS-4522 мощностью 450 лошадиных сил. Стоит этот трактор €200 тыс. Говорят, за иностранные аналоги такой мощности придется отдать €300 тыс.

— Вокруг слишком много стереотипов. Надо смотреть шире. Я вот не против того, чтобы трактор был символом страны. Тем более многим иностранцам действительно нравится наша продукция. Зачем стесняться, если она качественная? Надо к этому с юмором относиться. А то кто-то проводит аналогию: трактористы — значит, колхозники. Но это явное преувеличение и какая-то слишком узкая позиция.


На самом мощном тракторе МТЗ установлен мотор Caterpillar. У Саши ботинки от того же производителя. Говорит, чистое совпадение.

— Я не хипстер. Просто у меня есть свой стиль. Я интересно выгляжу и вроде радую своим внешним видом. Ну, мне так кажется. Я не ношу рабочую одежду и стараюсь не сливаться с окружением. Но при этом никакого негатива нет. Коллеги смеются. Шутят типа «увидеть бы тебя без бороды» и предлагают украсить ее гирляндой для создания праздничной атмосферы.

Людей, которые занимались бы промышленным дизайном, на заводе раньше не было. Старшие товарищи Насыра отмечают, что для реализации его концепта потребуется очень много денег. Что-то в районе миллиона евро. И это вряд ли трактор для внутреннего пользования — скорее имиджевый проект, работающий на престиж страны.

— Да, я понимаю, что это лакшери-трактор, — говорит Насыр. — Отработал и поехал в свой отдельный гаражик. Не факт, что такой проект будет когда-нибудь реализован. Это концепт, вариант возможного будущего. Он может по отдельности ворочать каждым колесом, бегать по косогорам. И какие-то его части уже реализованы. Гусеничный ход, например. Ворочающаяся кабина есть на немецких тракторах. И тем не менее какие-то частности из моего концепта могут быть реализованы, и это важно.

Саша получает меньше 6 млн и видит своей целью реализацию дизайн-предложений, которые готов создавать в промышленных масштабах.

— Да, зарплата у меня не космос. Но на жизнь хватает. У меня такой возраст, что деньги сильно не беспокоят. Есть что-то на кармане — и хорошо. И знаешь, я никогда не считал, что завод — это дно. Тут мы снова можем говорить о стереотипах. Я шел с мыслью что-то изменить. Люблю быть полезным.

Насыру хочется сделать белорусский трактор более стильным. Убеждения парня могут показаться довольно наивными, но он их горячо отстаивает.

— Мне просто хочется приносить пользу. Это ж нормальная тема. Зачем образование, которое не дает практического выхлопа? То есть ты идешь на работу что-то придумывать и знаешь, что ничего не будет реализовано? Вообще не вариант. Я своим интересом пытаюсь вдохновить окружающих. Любой скепсис можно растворить.

Читайте также: 

Мини-тракторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by