17 316
31 декабря 2016 в 8:00
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка, РИА «Новости», ampravda.ru, rambler.ru, soloduha.by, ullica.ru

Ностальгия. Как раньше зажигали на корпоративах

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка, РИА «Новости», ampravda.ru, rambler.ru, soloduha.by, ullica.ru

«Все дети, зачатые на корпоративе, автоматически становятся работниками компании», — в БССР (да и в Беларуси времен суверенного старта) так не шутили. Во многом из-за того, что понятия «корпоратив» просто не существовало. Правда, рабочие праздники с обильной самодеятельностью и танцами под живую музыку происходили. Предновогодние собеседники Onliner.by помогли отследить историю белорусского корпоратива от фильма «Карнавальная ночь» с молодой Людмилой Гурченко до современности с гением саморекламы Александром Солодухой в качестве приглашенной звезды.

«Жизнь была довольно невзрачненькой и серенькой, людям хотелось праздника»

Режиссер Игорь Волчек работает на «Беларусьфильме» и ведет активную трудовую деятельность с 1968 года. Обладая музыкальным образованием, Игорь Викторович имел ко многим праздникам в том числе и профессиональное отношение.

— Пересмотрите «Карнавальную ночь» с Людмилой Гурченко. Это кино про советский корпоратив. Фильм довольно точно отражает общую суть тогдашних праздников.

Хотя есть два отличия от реальной жизни. Во-первых, лично в моей практике не было непосредственной встречи Нового года на корпоративе. Праздники организовывались за несколько дней до 31 декабря и за полночь переваливали нечасто. Чаще все начинали расходиться за полчаса до нее.

Слова «корпоратив», естественно, никто не знал. Все говорили «вечера отдыха»

Во-вторых, такой шикарный оркестр, который показан в фильме, мало у кого был. Хотя они встречались много где. Мой отец, допустим, работал архитектором-художником в «Белгоспроекте». Там тоже был оркестр, и я даже немного поиграл в нем. Что говорить, если даже у психиатрической лечебницы в Новинках имелся свой оркестр.

Слова «корпоратив», естественно, никто не знал. Корпоратив, нарратив — это все наносное. Все говорили «вечера отдыха». Начинались они со школы. Потом люди взрослели и, надеюсь, умнели, а праздники усложнялись. Имелась большая потребность в юморе и иронии. То был способ какой-то сатисфакции по отношению к окружающей действительности.

Я не до конца понимаю специфику нынешних корпоративов, но мне довелось участвовать в нескольких. Они сильно отличаются от вечеров отдыха — в первую очередь тем, что сейчас успех праздника зависит от финансовой состоятельности предприятия и определяется количеством и качеством приглашенных гостей. Все стараются получить каких-то звезд эстрады. Но звезды отыграли, отпели и ушли. А дальше люди остаются наедине с собой и со столом.

Все столовки предприятий в минуту трансформировались в шикарные рестораны

В наше время считалось, что никто тебя веселить не станет. Если захочешь получить удовольствие, будь готов что-то сделать, будь готов развлекаться, будь готов приложить усилия. Сейчас же все сидят и ждут, кто и как их повеселит. Ладно, не все, но многие. Наверняка есть исключения, но мне не повезло их увидеть.

В советское время была сильно развита самодеятельность. Существовало такое понятие, как капустник. Работники предприятия готовили номера самых разных жанров и показывали их коллегам. Все это красиво оформилось, когда стали популярны «Голубые огоньки». На предприятии выбирались ведущий и ведущая. Во время вечера они подходили к каждому столику, а там их ждал как будто неожиданный сюрприз. Кто-то пел, кто-то играл, кто-то читал стихи, кто-то акробатический этюд показывал.

Людям искренне хотелось этого. То был единственный способ какого-то существования. Жизнь ведь была довольно невзрачненькой и серенькой. Потому люди сами создавали себе праздник, умели это делать и активно участвовали в процессе, не ожидая сторонней помощи. Нередко случалось, что подготовка была даже важнее и интереснее непосредственно праздника. На этом фоне современный корпоратив видится мне какой-то обязаловкой.

Все чаще всего происходило на месте работы. Реже — в ресторанах, в которые во время новогодних праздников было не прорваться. Правда, все столовки предприятий в минуту трансформировались в шикарные рестораны. Да, была официальная прелюдия с трибуной и советским флагом, но после этого шла творческая часть, которую сменяли танцы под музыку в исполнении живого оркестра.

Размах любого праздника зависел от политики и настроения партии

Праздничный круг легко замыкался. 1 Мая, ноябрьские праздники, Новый год, 23 февраля, 8 Марта ну и какое-нибудь профессиональное торжество типа Дня шахтера. Новый год был, есть и будет семейным праздником. Особого акцента на его рабочем отмечании не делалось.

Понятно, что основная конкуренция была между майскими и ноябрьскими праздниками. Все начиналось с самого утра. Из громкоговорителей на весь город начинала играть музыка: бравурные такие песни типа «Вот эти руки, руки золотые!» или песни из кинофильмов вроде «Весны на Заречной улице». На ноябрьские крутили революционные темы о молодом Ленине и юном октябре впереди, а также марши. Идеология работала на полную катушку. Делалась попытка через музыку и праздник сделать нашу жизнь как можно более светлой.

Все начиналось на улице. Колонна шла мимо гранитной трибуны, которая до сих пор сохранилась возле Дворца республики. Люди собирались возле Главпочтамта в один общий поток, который начинал движение по проспекту Ленина (сейчас — Независимости).

Сбор обычно назначался на восемь утра, парад — примерно на десять. А демонстрация стартовала ближе к одиннадцати. Три часа надо было что-то делать. Потому некоторые мужики подходили к трибунам уже в очень «хорошем» состоянии. Кто-то брал с собой, кто-то куда-то бегал. Жестких ограничений тогда не было. Особенно после войны. Правда, никто не пил, чтобы нажраться. Выпивали ради улучшения настроения. Помню, пока ждут, все песни перепоют, все танцы перетанцуют.

Праздники были душевнее и активнее. Без такого, что основные развлечения — еда и приглашенные гости

Шествие заканчивалось около цирка. Потом общая колонна рассыпалась. Был праздник. И на погоду — пофиг ветер. Хотя раньше в Минске в первых числах мая стабильно открывался купальный сезон. По большей части было тепло. Комсомольское озеро кишело отдыхающими если не первого, то второго и третьего мая.

Люди праздновали по домам и дворикам, а вечером снова собирались смотреть фейерверк. Это был корпоратив длиной почти в сутки.

Возвращаясь к теме Нового года, хочется отметить, что он пах елью. Сейчас все это дошло до маразма. Порой хочется кричать: «Ребята, ель — это дерево, а не пластмассовый конус, украшенный пластмассовыми игрушками!» Перед каждым заводом стояло натуральное дерево. Иногда мы даже специально ездили в другие районы, чтобы посмотреть на них.

Безусловно, размах любого праздника зависел от политики и настроения партии. Периодически вводился сухой закон — бред полный. Люди все равно прятали нужные жидкости в чайники и разливали их не по стаканам и бокалам, а по чашкам. К слову, как-то я участвовал в образцово-показательной трезвой свадьбе. И да, это был ужас.

В остальном же праздники были душевнее и активнее. Без такого, что основные развлечения — еда и приглашенные гости.

«Когда грохнулся Союз, возникло ощущение свободы и отмечать стали все поводы»

Тему в ее постсоветском варианте развивает Владимир Максимков — режиссер, продюсер, пиарщик и устроитель самой разнообразной «движухи» в республике.

— Слово «корпоратив» пришло в белорусскую жизнь после появления первых бизнес-схем. Мы поняли, что такое корпорация и чем она полезна. Ведь в советское время это было ругательное понятие, предполагавшее толстых капиталистов в смокингах, которые не могут сойтись на их животах. Существовало наследие СССР. Потому рабочие праздники назывались вечерами или — по-модному — вечеринками.

Когда грохнулся Союз, возникло ощущение свободы и праздновать стали все. 14 февраля, Хэллоуин, День милиции, ранее бывший чисто ведомственным торжеством, второй День студента. Начался разгуляй, который в итоге мутировал в «я ем и пью, а вы меня развлекайте». Возникла мода на приглашение артистов — и чем круче, тем лучше.

Эта мода имела несколько последствий. Первое — она дала повод для стремительного размножения артистов оригинального жанра: фокусников там, жонглеров и факиров. Во время организации праздника заказчики говорили: «Знаете, этого фокусника мы уже видели. Теперь хотим другого». Появилась конкуренция.

Впервые с просьбой выступить на корпоративе обратился к Валере Дайнеко и Инне Афанасьевой

Второе — возник новый смысл слова «халтура». Раньше оно обозначало плохо выполненную работу, теперь же — легко и быстро заработанные деньги. Сейчас многие артисты проявляют небрежность. Волнения ни от подготовки, ни от самого выступления человек уже не испытывает. Фигачит — и хорошо.

В те давние времена я уже работал на телевидении и водил дружбу со многими исполнителями. Помню, что впервые обратился к Валере Дайнеко и Инне Афанасьевой. Валера тогда уже был известным артистом, а Инна только начинала. Вот, говорю, люди будут отдыхать, хотят концерт. Тогда это называлось именно так.

Дело было в кафе, которого уже не существует. Ребята отнеслись к предложению со всей серьезностью и трепетом: «А как я там буду выглядеть? Как я буду звучать? Где все происходит? Микрофон хороший? Со шнуром? Ну, отлично».

Это был серьезный процесс — с подготовкой и последующим общением с гостями, а не быстренько выскочил из машины, под «фанеру» отпел три песни и убежал. Правда, потом у многих случилась болезнь роста. Как только человек появлялся в телевизоре, ему начинало казаться, будто он звезда. Люди смотрели фильмы и передачи про заграничных музыкантов и играли в бизнес и райдеры. Самое странное из требований, которые я помню, — обязательная бутылочка коньяка почему-то с вареной колбасой.

Лучше всех себя чувствует король корпоративов и гений самопродаж Александр Солодуха, который берет объемом

Правда, потом настали жирные времена — и у артистов пошел конвейер: «Какой райдер? Главное — выпустите на сцену вовремя. Я в 21:00 начну, попою до 21:15, а в 21:20 мне уже надо быть на другой площадке». Когда-то я вел много таких торжеств. На старте я стоил $10, потом был период, когда начал стоить $100, а потом случилась и $1000. Понятное дело, менялась цена денег, но рост, тем не менее, невероятный. Артистов это тоже касалось. Когда-то красная цена была $50. Потом она выросла до $5000. Правда, сейчас никто так больше не жирует. Лучше всех себя чувствует король корпоративов и гений самопродаж Александр Солодуха, который берет объемом. У большинства артистов работы сейчас не много, а он молотит не продыхая.

В девяностые и «нулевые» на большинстве предприятий и фирм не практиковалось никаких корпоративов. Люди просто собирались по собственной инициативе и шли в ресторан. Если внутри им представлялась какая-то программа — хорошо. Если нет — то застолье и танцы. В принципе, до сих пор в подавляющем большинстве случаев корпоратив — это все равно вместе выпить, чтобы завтра на больную голову вспоминать, как здорово потанцевали на столах.

В моей практике хватало случаев, когда артисты просто уходили со сцены во время таких празднований. На юбилее одного важного человека у ведущего забирали микрофон и били им звукорежиссеру по голове. По традиции все начинается примерно после пятой рюмки. Люди считают, что они заплатили — значит, все можно. Тогда ведущему начинают советовать, как вести вечер, говорить артистам «Подожди петь, я должен сказать!», а то и вовсе «Что вы поете? Дайте мне микрофон — я покажу, как надо!».

Все пошло в обратную строну. Потребность поесть, выпить и посмотреть на кого-то отпадает

В творческом плане, в плане самодеятельности мы говорим о деградации корпоративов. Но в последнее время все больше компаний хотят участвовать в процессе. Тем более случился новый технологический виток. Работники все чаще записывают песни в студиях, снимают ремейки фильмов со своим участием, повторяют какие-то телевизионные форматы.

Все пошло в обратную строну. Потребность поесть, выпить и посмотреть на кого-то отпадает. И это правильно. Потому что работник, во-первых, занят, а во-вторых, получает массу эмоций. С нынешними студийными возможностями любой человек нормально звучит. А услышать от коллег «Блин, да это бомба, да ты круче Киркорова» — очень вдохновляюще.

Думаю, это свидетельство худо-бедно развивающейся в Беларуси бизнес-среды. Цель бизнеса — заработать деньги. Чтобы заработать деньги, нужно грамотно построить работу компании. Чтобы грамотно построить работу компании, нужно подобрать персонал и создать правильную атмосферу. Чтобы создать правильную атмосферу, нужно сформировать корпоративную культуру. Чтобы сформировать корпоративную культуру, нужно в том числе проводить корпоративы.

И просто напиться — это уже не решение вопроса. Сотрудникам нужны не только воспоминания о танцах на столах, но и более долгосрочные эмоции. Довольный коллектив приносит собственнику больше денег. Вот это понимание становления бизнес-среды меняет праздники в прогрессивную сторону.

Санки в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by