Эти люди разбиты и раздавлены. Они были лишены счастливого (свободного, наполненного яркими событиями) детства. Воспоминания о школе и университете вызывают двойственное чувство — сладость от ощущения собственного превосходства сопровождается отчетливым рвотным рефлексом. Это лучшие и одновременно худшие годы в их жизни. Лучшие — потому что именно тогда эти люди могли получить одобрение от родителей и окружающих в полной мере. Худшие — потому что одобрение это зарабатывалось бесконечной мукой преодоления себя в погоне за слабо понятным результатом.
Классическая педагогика является «стыдящей» по своей сути, т. к. основным критерием успешного обучения до сих пор является оценка и сравнение. Ученики сравниваются друг с другом по системе «лучший — худший», критерием выступает некоторая «среднестатистическая норма», либо происходит оценка, основанная на выполнении определенных требований и правил. То есть, выполнив задание в соответствии с требованиями, вы получите хорошую отметку. Важным недостатком является то, что использование в процессе выполнения заданий нестандартных подходов и творческого мышления никоим образом не отразится на количестве баллов. Более того, если подходить к процессу обучения формально (а это случается нередко), подобные способы могут только снизить балл.
Школьник, а после и студент, готовый работать по системе, загоняется в строгие рамки. За это время у него развивается абсолютно «коридорное» мышление. На первый взгляд, есть обширные знания в отдельных областях, мнимая уверенность в себе, четко вызубренные правила и поставленные цели.
У таких людей как бы нет проблем. Они, вполне вероятно, занимают авторитетную руководящую должность, пользуются уважением коллег, но когда наступает кризис, они не справляются… Например, клиентка, которая всю жизнь соответствовала родительским ожиданиям, — с отличием окончила школу и институт, начала неплохую научную карьеру, — не может найти в себе силы дописать диссертацию после смерти родителей: каждая строчка ей кажется бессмысленной, она считает себя глупой и ущербной… Все, что бы она ни делала, подвергается жесткой внутренней критике. Когда с такими клиентами мы начинаем говорить о более глубоких переживаниях, на поверхность выходит их истинное представление о себе. И в этом представлении — полная неудовлетворенность и неуверенность в себе, стыд за свои поступки, неумение конкурировать и принимать критику, брать свое, сложности в выражении собственного мнения. Если нынешняя парадигма отличников хоть как-то вписывается в правила и нормы социальной жизни, они будут транслировать чужие идеи, но что касается собственного «я» — оно будет при этом оставаться размытым, разбитым и расколотым.
Навыки, приобретенные в процессе обучения, играют с людьми злую шутку, устанавливая очень узкие рамки. Высокие баллы в аттестатах для многих из них — это не результат страстного желания получить знания, не спортивный интерес и любопытство, а всего лишь способ получить внимание, признание и любовь. И самое страшное — это единственный механизм, который им доступен. Истерия нарастает, когда у тебя просто хорошие отметки: это мало кто заметит. Хвалят только за выдающиеся результаты. Так защищаются диссертации, оканчиваются музыкальные школы. У отличника накапливается огромное количество тревоги, он обречен на всё больший стресс, так как требуется задирать планку всё выше, а нервная система истощается всё быстрее…
В то же время у «середняков» больше способов избавиться от стресса и противостоять ему. А главное — они более гибкие. Они способны обращаться за помощью, могут без катастрофических последствий проигрывать в конкурентной борьбе, ищут утешения в простых житейских радостях, в конце концов, могут даже без зазрения совести брать то, что не принадлежит им по праву.
Еще совсем недавно классический способ обучения был оправдан. Накопление определенного набора знаний служило практически гарантией того, что с ними вы можете рассчитывать на работу или должность определенного уровня и статуса. Сегодня все поменялось в корне — миру требуются интеллектуалы, а не энциклопедисты. Мы сталкиваемся с тем, что хорошие оценки в вузе совершенно не гарантируют высокооплачиваемой и престижной работы, счастливой жизни и благополучных отношений. Более того, если изучить ситуацию досконально, то окажется, что очень многие руководители и владельцы бизнеса были в молодости хорошистами и даже троечниками. Их привело к успеху не бездумное следование правилам и ограничениям, а умение маневрировать, искать выход, нестандартное мышление. Им больше важна самооценка, они не ориентируются на то, что могут подумать окружающие. Соответственно, больше свободы — больше возможности рисковать, не опасаясь катастрофы (потому что порой хуже уже некуда). А это значит, что в случае успеха очень скоро уровень уверенности в себе становится значительно выше, чем у отличников, которые рисковать вообще не готовы.
В заключение давайте отметим важное но. Конечно, в этой колонке мы говорим о тех детях и студентах, которые положили свою молодость на алтарь красного диплома не по своей воле. Силы на получение таких результатов были, но находились уже на пограничном, критическом уровне, а значит, ни на что больше их не осталось.
Многие талантливые спортсмены, которые показывают выдающиеся результаты, акцентированы не на них, а на процессе. Им просто «в кайф» заниматься своим делом, все происходит органично, а награды — это всего лишь приятный бонус.
Важно четко осознавать, в какой области и насколько далеко простирается ваш потенциал или потенциал вашего ребенка, трезво его оценить и задаться вопросом: стоят ли победы физических, моральных и эмоциональных затрат? Возможно, где-то есть направление, где усилия можно приложить более эффективно и с пользой. Потому как, если вы перестараетесь, вполне вероятно, нам придется рано или поздно встретиться и решать серьезные проблемы.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by