Автоинструктор Мария Вашкевич: «Не сяду сегодня за руль». О водителях, которые нас убивают

19 декабря 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Автоинструктор Мария Вашкевич: «Не сяду сегодня за руль». О водителях, которые нас убивают

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Мария Вашкевич — инструктор контраварийной подготовки, педагог-психолог. Сторонница безопасности на дорогах и адреналина в автоспорте.
На днях звонил папа: «Доченька, там снегопады сильные передавали, ты не езди, пожалуйста, на машине завтра, хорошо? Да, знаю я, что ты умеешь водить, но другие-то не умеют, полно дураков на дорогах!» Пожалуй, я уже в том возрасте, когда дети слушаются папу. Он прав: каким бы опытным водителем я ни была, на зимних дорогах меня могут убить другие водители.

Прежде всего вспоминаются экономные, и я не только об уникумах на летней или лысой резине на льду. Сколько «рациональных» с передним приводом берут на переднюю ось шипы или резину подороже, «чтоб гребла», а на заднюю… Ну что придется. Как правило, люди из этой категории не могут внятно объяснить, как возникает занос, они же «не превышают, зачем это надо знать». Но ведь ехать по неочищенной трассе с лысыми задними покрышками даже 50 км/ч — уже превышение скорости! К сожалению, со времен сдачи экзамена в автошколе многие так и не поняли, что руководствоваться надо не знаком ограничения скорости, а здравым смыслом.

«Экономисты» еще любят всякие странные рецепты «омывайки» из «фэйри» и колы, подсмотренные в интернете, которые в самый ответственный момент оставляют их без обзора. Они не заботятся о подвеске и в целом об автомобиле, а зимой все косяки вылезают быстрее.

Одно радует: сильные морозы вынуждают самых экономных пересесть на общественный транспорт — своя машина уже не заводится. Некоторые глохнут прямо на дорогах, собирая многокилометровые пробки и провоцируя аварии, и сетуют: «Подвела, сломалась». У нас в стране вообще принято относиться к машине как к живому существу. Неисправности должны сами вылечиваться со временем, машина на дороге имеет право вести себя совершенно произвольно. Например, ее может занести. Но автомобиль не лошадь (несмотря на силы под капотом). Он едет ровно так, как управляет им водитель. И сухая формулировка «не справился с управлением» — единственно верная. Не машина ломается у водителя — водитель ломает машину. Не машина врезается — водитель допускает ошибки, приводящие к ДТП. Да, человек не способен всё без исключения знать и предусмотреть, но вины автомобиля уж точно быть не может.

Следующая категория опасных водителей — «Я купил все самое лучшее». Купил самые дорогие «липучки», машину с системой курсовой устойчивости и прочие блага цивилизации. И значит, можно перестать пользоваться здравым смыслом: не менять летнюю резкую манеру перестроения, не снижать скорость, ведь автоматика защитит, сохранит. Вот только «научиться водить в гололед» купить забыл. Там, где машину «без ничего» на 40 км/ч уже начнет заносить и водитель сбросит скорость и поедет аккуратненько, там на 40 электроника и хорошие шины отлично справятся. И на 50, и на 60. А потом наступит момент, когда и лучшие изобретения человечества не смогут отменить законы физики. И тогда уже поздно будет применять контраварийные умения (даже если они и есть): слишком высока скорость.

Отдельно хочу пройтись по владельцам полноприводных внедорожников. Уж они-то зимой вообще чувствуют себя королями дорог. И похоже, многие из них не сильно понимают, что курсовая устойчивость и проходимость — это не одно и то же. И мало задумываются, на какой скорости двухтонный автомобиль на скользкой дороге превращается в совершенно неуправляемый смертельный снаряд, траекторию которого изменить невозможно.

Задний привод — отдельная песня. Не зря шутят, что у BMW повышенная оборачиваемость. Да, в умелых руках это здорово и огромное удовольствие. А купленная ради понтов, «подрифтовать» по заснеженным паркингам: «Смотрите, пацаны, как я умею», — это смертельная опасность для других. Снег провоцирует на подвиги, и я нисколечко не сожалею, когда эти «гонщики» находят свой столб, не забрав с собой другие жизни.

И это еще не все! Есть ленивые водители. Не счищают снег с крыши — мол, зачем. А затем, что, подтаяв от тепла автомобиля, пушистый снег превращается в ледяную глыбу, которая всей массой в один прекрасный момент сползает с крыши. И здорово, когда на торможении самому себе на лобовое. Плохо, когда на разгоне. А еще хуже — на повороте другим машинам под колеса. Помните мультфильмы про разлитое под колеса масло? Вот примерно то же самое происходит с машиной, когда она оказывается на этой ледяной шапке совершенно неожиданно для водителя.

И эти же ленивые начинают парковаться поближе к дому, на газоне, — все равно ж не зеленый зимой. И из окна запустить при помощи пульта можно, и дети не играют. Вот только дети в 7:30, в темноте, еще сонные идут в школу и выходят из-за этих авто. И это может быть ваш ребенок… А ему наперерез экономный, с обледеневшим стеклом без «омывайки» и на лысой резине… А еще и лампочки экономит: ведь двор же вроде освещен, да и скорость тут «маленькая», каких-то 15 км/ч.

Так что отложу-ка я все свои дела, когда объявлен оранжевый уровень опасности. Папа прав: пока на дорогах столько самоуверенных, не заботящихся о безопасности, необразованных людей, моя жизнь в опасности, независимо от моего опыта и умений.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by