Владелец туристической компании Иван Чура: в этом году о наплыве российских туристов можно не мечтать

27 906
14 декабря 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Владелец туристической компании Иван Чура: в этом году о наплыве российских туристов можно не мечтать

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
Иван Чура — владелец туристической компании «Топ-тур», основанной в 1992 году. Не так давно запустил новый сервис topbelarus.com, который позволяет бронировать жилье, отдых и развлечения людям, планирующим посетить Беларусь.
Еще в 2014 году, ближе к первому января, улицы Минска, да и других белорусских городов, были буквально заполонены туристами из России. Я могу смело назвать цифру в десятки тысяч человек, но, скорее всего, если учитывать дикий туризм, гостей из РФ сюда приезжало даже больше. Россиян было настолько много, что некоторые белорусы даже начали себе позволять высокомерно разглагольствовать о «понаехавших», что уж точно перебор: мы всегда были хлебосольным народом и давайте сохраним это качество и впредь.

Тем более что умение встречать гостей, влюблять в себя и в свою страну с каждым годом становится все важнее не только для нашего имиджа, но и для банальной конкурентоспособности. В России сейчас кризис, и поток желающих провести отпуск или уик-энд в Беларуси редеет. По моим наблюдениям, он уже сократился в несколько раз. Удержать рынок будет непросто, и, к сожалению, я замечаю, что далеко не все государственные и частные организации, задействованные в туристическом бизнесе, понимают катастрофичность складывающейся ситуации.

Как бы мы ни кичились своей европейскостью, чистыми улицами и вежливостью обслуживающего персонала, в первую очередь для гостей из ближнего зарубежья были важны цены. До кризиса они были значительно ниже российских, сейчас сравнялись, а в некоторых случаях даже оказались выше. Это касается гостиниц, агроусадеб, ресторанов, квартир на сутки — буквально всего. Возникла удивительная и показательная ситуация: в России после кризиса участники рынка смогли снизить цены вдвое, ужаться, оптимизироваться, у нас же некоторые не уступили ни копейки.

Еще одной большой проблемой, которую отмечают россияне, остается «советская» система бронирования во многих отелях, санаториях и агроусадьбах. Истории о том, как, позвонив в санаторий, люди нарывались на непрофессионализм, формализм или отношение, плохо ассоциирующееся с хваленым белорусским радушием, к сожалению, не редкость. Но даже при этом из общего числа иностранцев, которые селятся в отечественных здравницах, более 90% — гости из России. Все-таки уровень медицинского обслуживания и строгость в соблюдении стандартов до сих пор позволяют нам сохранять «оправданность ожиданий».

Сколько это продлится — вопрос сложный. Как вы считаете, когда россияне начнут спрашивать, почему в нашем санатории номер для жителя Беларуси стоит условно 100 рублей, а для иностранца 150? В общем, требуется в корне пересмотреть ценовую политику и вопрос уровня сервиса. Мы, к слову, со своей стороны уже создали портал, позволяющий бронировать белорусские санатории в режиме онлайн. Таким образом мы буквально приводим санаториям клиента прямо в номер, им остается сделать так, чтобы тот оставался доволен.

Еще одним молодым, но весьма перспективным направлением сегодня становится MICE (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) — организация и проведение различных корпоративных мероприятий. Долгое время россияне с удовольствием ездили с такими мероприятиями в Украину, но в последние годы, понятно, это стало очень проблематично.

Открытые в Минске не так давно гостиничные комплексы «Ренессанс», «Марриотт», «Пекин» могут позволить провести конференцию на 500—700 человек с предоставлением всего необходимого. И вы знаете, именно благодаря MICE эти отели сейчас отнюдь не пустуют, хотя некоторые скептики пророчили им печальную судьбу.

Стоит понимать, что средства, выделяемые на корпоративные мероприятия, идут из стабильного, запланированного годом ранее бюджета крупных компаний, а не из худого и непостоянного кармана частника. То есть некая конкретная сумма существует гарантированно, необходимо только определиться с исполнителем, и от нас требуется доказать, что мы подходим лучше всех. Пока это удается. Недавно был случай: отгуляв корпоратив, гость из России забыл телефон в такси за несколько часов до самолета. Его крайне удивило, что таксист объявился сам, привез телефон, куда было надо, и не потребовал при этом какую-нибудь дикую сумму в качестве вознаграждения. Из таких вот мелочей и складывается впечатление о стране.

Понятно, что приезд такого количества людей привлечет клиентов в сразу несколько сфер, ведь как минимум возникнет потребность в проживании, питании, трансфере, сувенирах и развлечениях. Корпоративный туризм может подарить стране много клиентов, которые будут приезжать организованными большими группами.

Подводя итог, я вновь отмечу, что туристический поток из России в нашу страну заметно сократился. Это отразилось не только на профильных компаниях, но и на всей сфере развлечения и обслуживания в целом. Не понаслышке знаю, что еще несколько лет назад ресторан «Березка» в центре столицы был в новогодние дни забронирован практически полностью. Сегодня об этом приходится только мечтать.

Нам уже сейчас, пока не поздно и рынок не потерян, требуется осознать, что за клиента надо отчаянно бороться, привлекать его ценами и уровнем сервиса. Мы просто обязаны осваивать новые способы работы, так как они дают самые высокие результаты. Если прошляпим момент, рассказы о том, как Минск ломился на праздники от российских туристов, останутся историей, в которую рано или поздно даже перестанут верить. Будет жаль.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by