В этом году, заправляя салат перед встречей Нового года, вы с большой долей вероятности станете на сторону одного из двух крупнейших в стране производителей майонеза: «Камако» или АВС. В ноябре суд вынес решение по иску первых: «Камако» обвинил АВС в клонировании упаковки. Решение было в пользу истца. Но гродненская компания отказывается признавать поражение и вместе с этим делом раскручивает другое — об уходе от налогов и недобросовестной конкуренции.
Итак, 10 ноября судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного суда вынесла постановление по поводу двух «Провансалей»: признать продукт компании АВС актом недобросовестной конкуренции.
— Это не первый случай со стороны АВC, поэтому мы решили действовать серьезно, — рассказал коммерческий директор «Камако» Владимир Конобай. — Мы готовились с апреля, стараясь собрать объективную законодательную базу, чтобы отбить у конкурентов желание заниматься плагиатом.
Известно, что это не первый конфликт между двумя компаниями за последние годы. Но первая явная победа «Камако».
— Подобные дела уже рассматривались в судах, но прежде выносимая оценка не отражала наше видение так, как мы планировали, — подтвердил Владимир Конобай.
В свою очередь гродненская АВС уверяет, что точка в споре еще не поставлена.
— Прежние споры «Камако» проиграны, а на этом решили сделать новость года. Мы будем опротестовывать это решение. Все элементы упаковки зарегистрированы в качестве товарных знаков, — рассказал директор АВС Александр Хотько. — К следующему спору подготовимся с адвокатами, как наши партнеры по бизнесу.
Что касается совпадений, то подсолнух, солнце, линии на упаковке и синий цвет для майонеза — это обычная мировая практика. На большинстве бутылок подсолнечного масла изображен цветок с семечками. И что?
Более того, АВС запускает новый виток в конфликте. По информации руководства компании, конкуренты сами недобросовестно конкурируют, но не в продукте, а в самой организации бизнеса.
«По нашей информации, компания „Камако“ более 20 лет использует схему ухода от уплаты налогов в бюджет Республики Беларусь, формально зачисляя на работу инвалидов с целью получения льгот по налогообложению. Используя подобные схемы, „Камако“ за последние годы перекроили рынок производителей майонезов и соусов, вытолкнув лидера отрасли — „Гомельский жировой комбинат“, а также „Минский маргариновый завод“ и ряд частных компаний („Памакс“, „Лана“ и т. д.). Законодатель, на наш взгляд, устанавливая льготу, не мог и предположить, что, предоставляя преференции предприятиям, использующим труд людей с ограниченными возможностями, тем самым создаст возможность отдельным субъектам хозяйствования с оборотом в десятки миллионов долларов уходить от налогов. Пользуясь налоговыми льготами, „Камако“ стал лидером отрасли по производству майонезов в нашей стране», — гласит цитата из письма, предоставленного АВС.
«Камако» не отрицает, что на производстве работают люди с ограниченными возможностями.
— В письме нет ни одной ссылки на документ или закон, который мы нарушаем, — рассказал Владимир Конобай. — Нашей компании 21 год будет в феврале, проверки мы проходили от всех органов. Поэтому такие же претензии можно адресовать им. Да, инвалиды работают, но это не схема, а социальная ответственность. Мы помогаем не только людям с ограниченными возможностями, но и детям, и многим некоммерческим организациям.
Таких предприятий в Беларуси много. Ничто и никто не мешает брать на работу инвалидов. При этом такой труд обходится намного дороже нанимателю, который берет на себя не только дополнительную ответственность, но и расходы. Логично, что государство поощряет такие предприятия, льготируя те или иные выплаты.
Позже стало известно, что обращение АВС было рассмотрено Комитетом госконтроля, который не усмотрел в деятельности «КАМАКО» нарушений законодательства.