«„Нечего смотреть“ говорят только те, кто не хочет никуда идти. Этим же людям „нечего читать“ и „незачем жить“». Разговор о нашем отношении к театру

11 743
02 декабря 2016 в 15:30
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский. Иллюстрация: Олег Гирель

«„Нечего смотреть“ говорят только те, кто не хочет никуда идти. Этим же людям „нечего читать“ и „незачем жить“». Разговор о нашем отношении к театру

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский. Иллюстрация: Олег Гирель

В прошлое воскресенье в Минске назвали лауреатов Национальной театральной премии, но, будем честны, мы не слышали этих имен. Конечно, волшебные свойства «Гугла» помогут найти нужные фамилии за доли секунды, но это не отменит правды. Почему белорусы так относятся к театру, насколько ценят себя сами актеры и как театральные подмостки отражают нашу действительность — об этом Onliner.by поговорил с критиком Ириной Олейник.

Кто это?

Ирина Олейник — театральный критик. Окончила Белорусскую государственную академию искусств по той самой редкой специальности «Театроведение», на которую студентов набирают всего раз в пять лет, а в группе — не больше семи человек. Три года заведовала литературной частью Гомельского областного драматического театра. Была членом жюри Национальной театральной премии Беларуси. Сейчас живет в Минске, воспитывает дочь.


— Ирина, для начала объясните непосвященным: откуда берутся театральные критики? Семейные традиции?

— Вовсе нет. В 30 лет я была бухгалтером с высшим экономическим образованием, как того и хотели мои родители. Но быстро поняла, что это не мое. Позже приняла взрослое решение — поступить в академию искусств на «Театроведение». На мой взгляд, в такие вузы люди идут более осознанно. У нас в группе были студенты от 18 до 48 лет. Да, не все из них остались в театральной сфере. И все же, если такая «бацилла» попала в ваш организм, она уже неистребима. В одном из фильмов героиня Инны Чуриковой говорила: «В театр не поступают на службу, а попадают, как в тюрьму или под поезд». Даже если человек с театроведческим образованием займется другим делом, то в любом случае он будет жить этим интересом — ходить на премьеры и ждать хорошей игры актеров.

— Можно ли сказать такое об остальных белорусах? Вы согласны с тем, что зрители променяли театральную сцену на экран кинотеатра?

— Нет, я считаю, что это не так, белорусы не равнодушны к театру. В девяностые годы, действительно, существовала такая проблема — зритель пропал. Тогда сразу появилось так много интересного везде и всюду, что в театр практически перестали ходить. А сейчас я наблюдаю другую тенденцию: зрителей много, полные залы. В Минске есть немало спектаклей, которые всегда идут с аншлагами. Руководители театров поставлены в жесткие условия самоокупаемости. Поэтому репертуар выбирают именно для зрителей — очень много комедий, «аттракционов», провокационных спектаклей, куда люди охотно идут.

Если хочешь узнать, что происходит в обществе в конкретной стране, посмотри театральную афишу. Можно нащупать тенденцию, почему именно эти спектакли ставят в это время. Да, проблема для Беларуси: мужчины становятся все более слабыми, женщины — все более сильными.

Я не могу сказать, что сейчас театр пустует. Точно так же говорили: «Появятся планшеты, интернет — и люди перестанут читать книги». Чепуха! Я думаю, этого никогда не произойдет. Так и с театром: он не перестанет быть интересен. Хотя, что касается мнений о спектаклях, у нас информационный вакуум. Негде почитать отзывы, рецензии на последние премьеры. То, что написано на официальных сайтах театров, разумеется, не в счет: критику там не пропустят. В нашей стране, увы, о театре не пишут и не говорят. Бюджеты в этой сфере настолько скудные, что позволить себе рекламу на ТВ или растяжку в центре города театры не могут.

— А это хорошо, что в сегодняшнем репертуаре много комедий? Разве стоящая пьеса не должна быть драмой?

— Что вам сказать… Хорошо было бы, чтобы режиссеры ставили те спектакли, которые им хочется поставить, а не те, что делают кассу. Многие директора работают в таких условиях: в репертуаре обязательно должны быть кассовые спектакли. Вот они и пытаются просвещая развлекать или, наоборот, развлекая просвещать. Или собрать выручку с аншлаговых спектаклей и за эти деньги поставить то, что действительно хочется. Было бы здорово, если бы денежный вопрос не участвовал в выборе репертуара. Тогда мы видели бы совершенно другие спектакли на наших подмостках.

Сейчас во всем мире очень популярны комедии английского драматурга Рэя Куни — типичные смешные кассовые спектакли. Это не особенно притязательные комедии положений, не «плевок в вечность», но люди ходят, остаются довольны. И это не только белорусская проблема. Во МХАТе тоже ставят «№13» Рэя Куни. Этот спектакль — один из самых кассовых в Минске.

— Но ведь, например, на «Чайку» или «Чорную панну Нясвiжа» в Купаловском всегда раскуплены билеты. А эти спектакли ни разу нельзя назвать легкими комедиями.

— В Купаловский театр билеты раскуплены всегда, потому что это наш флагман. В Минске очень много студентов, у которых еще жив интерес к искусству, туристов, которые хотят сходить на что-то аутентичное, белорусское.

Есть несколько категорий зрителей, которые регулярно ходят на спектакли. Во-первых, это постоянные театралы, этакие профессиональные зрители без возраста. Они ходят, ходили и будут ходить, потому что любят театр. Вторая категория — это, конечно, студенты. Ну а третья — семейные пары и дамы около сорока лет. Так что это неправда, когда говорят, мол, в театр ходят только старушки. На последнем спектакле, который я смотрела, — это была «Чайка», только не в Купаловском, а в кукольном, — было очень много молодежи. Мне кажется, кстати, что сейчас кукольный театр даже более интересен, чем драматический. В драматическом чувствуется много застойных моментов, ничего нового не происходит, а если и происходит, то крайне редко, все идет по накатанной. А вот кукольный театр в Беларуси сейчас на подъеме. Там действительно происходят интересные процессы и есть такие потрясающие личности, как Алексей Лелявский (главный режиссер Белорусского государственного театра кукол, Минск) и Олег Жюгжда (главный режиссер Гродненского областного театра кукол), которые получили уже несколько Национальных театральных премий. Несколько лет подряд лауреатами становятся именно кукольные спектакли. Не подумайте, что кукольный — значит «детский». В Минске в театре кукол идет десять спектаклей для взрослых, в том числе «Чайка. Опыт прочтения», «Птицы», «Шелк», «Ладдзя роспачы».

Вообще, беда в том, что в нашей режиссуре мало ярких личностей. Кроме Лелявского и Жюгжды, трудно назвать кого-то еще. А вот замечательных актеров у нас действительно много: Геннадий Гарбук, Геннадий Овсянников, Виктор Манаев, Павел Харланчук — это только в Купаловском, и то далеко не все.

— А что стоит посмотреть сейчас в театре?

— Для меня это всегда сложный вопрос: советовать спектакль — дело неблагодарное. Кто-то, например, хочет увидеть хорошую, добротную, классическую постановку. Тогда стоит идти на «Пiнскую шляхту» в Купаловский или посмотреть «На всякого мудреца довольно простоты» в Театре-студии киноактера. А если хочется чего-то нового, неожиданного, непривычного, такого, что взбудоражит, то один из замечательных последних спектаклей — «Иллюзии» Татьяны Троянович. Предпочитаете посмотреть пьесу о современной жизни — идите на «Как я стал» Сергея Куликовского в Новый драматический театр. Есть претензии, что театр не отражает белорусскую действительность? Сходите на «Опиум» Александра Марченко, который поставили благодаря краудфандингу — деньги на постановку собирали сами зрители. Очень белорусская история о нашей жизни. Интересные спектакли — ART, Translations Николая Пинигина, «Офiс» Катерины Аверковой.

— Многие считают ART культовым белорусским спектаклем…

— Не знаю, не знаю… Для меня культовое — это то, что живет десятилетиями и неизменно пользуется спросом у публики. Если говорить про культовые белорусские спектакли, то для меня это, скорее, «Паўлiнка» и «Пiнская шляхта» из репертуара Купаловского. «Паўлiнка» была написана в 1912-м, а в 1917-м впервые показана Первым товариществом драмы и комедии, из которого вырос БДТ — нынешний Купаловский театр. Каждый год именно этим спектаклем открывается сезон. «Паўлiнка» идет десятилетиями, все ее уже видели, а кто не видел — обязательно посмотрит. Поменялось огромное количество составов, но этот спектакль идет и будет идти, наверное, всегда. Вот что такое культовость.

Театральная зарплата — это, конечно, слезы. Если и муж, и жена играют в театре, то они фактически живут за чертой бедности.

Вообще, в Минске сейчас можно удовлетворить вкус любого зрителя: есть добротная классика, пластические спектакли, моноспектакли, театр абсурда, сценические чтения пьес, мюзиклы, фольк-опера. Очень много гастролей. Не таких дешевых антреприз, как раньше: шторка, пара медийных лиц — вот и весь спектакль, а действительно качественных постановок. Например, скоро [интервью прошло 27 ноября. — Прим. Onliner.by] к нам привозят спектакль-триллер «Мизери» по книге Стивена Кинга. В главных ролях очень классные актеры — Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский. Думаю, это будет любопытное зрелище.

Так что у нас можно увидеть разные спектакли, и не правы те, кто говорит, что «в Минске нечего посмотреть, некуда пойти». Из той же категории — «нам нечего читать» и вообще «все пропало». Это люди, которые на самом деле никуда не хотят идти. Поэтому сами себя уговаривают, что делать нечего, читать нечего, жить незачем, все плохо. Если интересуешься театром — всегда найдешь вариант себе по душе. Все есть!

Театр — отражение нашей жизни. Часто искаженное, часто увеличенное, словно насекомое под лупой. О чем сейчас ставят спектакли? Загляните в афишу. Самая популярная тема — измены. Буквально каждая вторая постановка про это. А еще огромное количество спектаклей про сильных женщин — Вассу Железнову, леди Макбет. И конечно, сексуальная тема тоже охотно эксплуатируется — «Камасутра», «Камера, которую дала мне мать», «Бонусный сеанс психоанализа», «Тестостерон», «Латентные мужчины»… Если хочешь узнать, что происходит в обществе в конкретной стране, — посмотри театральную афишу. Можно нащупать тенденцию, почему именно эти спектакли ставят в это время. Да, проблема для Беларуси: мужчины становятся все более слабыми, женщины — все более сильными…

— Раньше дамы в обязательном порядке надевали вечерние наряды и носили с собой сменные туфли, но неделю назад я заметила на себе удивленные взгляды, когда пришла в Купаловский в платье в пол.

— Раньше поход в театр был событием. Других развлечений не было. В рестораны ходить было не принято, а ночных клубов и караоке еще не существовало. Поэтому к походу в театр, как к долгожданному событию, разумеется, готовились: читали пьесу, надевали туфли и вечерние платья.

Вторая причина, почему зрители перестали наряжаться в театр, — это коммерциализация спектаклей. Многие режиссеры стали называть свои постановки «коммерческим продуктом». «Это наш продукт!» — говорят руководители театров. И тогда зрители идут не на встречу с прекрасным, а словно в магазин: мы вам деньги — вы нам продукт. А уж в магазин в вечерних платьях не ходят… Хотя в Театре оперы и балета люди до сих пор переобуваются в туфли, показываются в вечерних платьях, и это замечательно.

— «Художник должен быть голодным». Насколько это справедливо в отношении актеров, режиссеров и театроведов?

— Художник должен быть голодным именно в творческом плане. А если он голоден в прямом смысле, зарабатывает буквально себе на хлеб, то это скорее во вред. Художник должен быть талантливым, а голодным никто быть не должен. Тот же Толстой или Тургенев — они нисколько не были менее гениальными из-за наличия родовых имений и дворянских титулов. Я не знаю такого актера, который бы стал играть хуже из-за того, что разбогател. Художник должен быть свободным от денежных проблем.

Белорусская реальность, увы, далека от такого положения вещей. Прожить в Минске, работая театроведом или завлитом, невозможно. В самом лучшем случае они получают $200 в месяц. Все, кто работает в этой сфере, вынуждены иметь подработку. Потому что театральная зарплата — это, конечно, слезы. Если и муж, и жена играют в театре, то они фактически живут за чертой бедности. Печальное зрелище. У нас актеры уровня Овсянникова и Гарбука получают такие зарплаты, что просто стыдно. Еще одна печальная тенденция: наши актеры, даже самые маститые, становятся «профессиональными эпизодниками» в кино. В Минске все подснимаются везде, где только можно: эпизоды, массовка, сериалы… Лишь бы иметь дополнительный заработок. Я понимаю, что такая мера — вынужденная, но это целая психология: актеры-эпизодники даже не претендуют ни на что большее. Жаль, что мы сами к себе так относимся. Почему в Минске снимается огромное количество российских фильмов и нигде главные роли не играют белорусы? Наши снимаются только в эпизодах. Никто и не мыслит о себе: «Я мог бы сыграть главную роль!»

Наверное, только в Древней Греции умели совмещать и культуру, и физкультуру [улыбается]. У нас все кренится в одну сторону. Государственная помощь сосредоточена на физкультуре, а культуру позабыли, позабросили, мол, ребята, самоокупайтесь. Хотя в любых странах искусство поддерживается: художники не платят аренду за мастерские, а театры имеют возможность возить свои спектакли. У нас это целая проблема. Театры поставлены в такие тяжелые финансовые рамки, что экономят на всем: на тканях, костюмах, декорациях, режиссерах. Хотелось бы пригласить хорошего режиссера, чтобы поставил свежий спектакль. Но кого мы можем позвать? Я, как завлит, хорошо понимаю суть проблемы. Гонорар московскому режиссеру, даже начинающему, даже на детскую сказку, потянет такую сумму, которая равна чуть ли не годовому бюджету театра. Печально все это, конечно.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by