Изнутри: как устроено первое в Беларуси VIP-отделение роддома, где рожала Дарья Домрачева

10 ноября 2016 в 8:00
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Тарналицкий

Изнутри: как устроено первое в Беларуси VIP-отделение роддома, где рожала Дарья Домрачева

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Тарналицкий

Почему восьмикратный олимпийский чемпион, 20-кратный чемпион мира Уле-Эйнар Бьорндален и его жена, звезда биатлона Дарья Домрачева решили рожать в Минске, хотя могли выбрать лучшую клинику той же Норвегии? Ответ на этот вопрос стал более ясным, когда журналистам Onliner.by показали новое VIP-отделение шестого роддома, где 1 октября появилась на свет Ксюша — дочка титулованных родителей. О том, как устроены единственные в Беларуси палаты семейного типа — фактически квартиры на территории больницы — и что такое роды с комфортом, читайте в нашем репортаже.

…Шестиэтажное здание минского роддома №6 внешне ничем не отличается от любой государственной больницы. И все же именно здесь с начала осени открылись первые в стране палаты семейного типа, которые формально относятся к акушерско-обсервационному отделению, а в действительности представляют собой автономное VIP-отделение роддома — с собственным входом, персоналом и особыми правилами. Вместо больничной кушетки — домашняя двуспальная кровать, вместо постной каши — еда на заказ и собственная кухня в палате, вместо запретов на посещение — свободный вход для мужа, родителей, друзей, любых близких людей, вместо разрывающегося между десятью роженицами врача — личный доктор, акушерка и медсестра. Такой комфорт, разумеется, стоит денег: естественные роды в VIP-отделении и три дня пребывания обойдутся семье приблизительно в 2000 рублей, кесарево сечение и, соответственно, пять дней пребывания — примерно в 3000 рублей.

— В наших медицинских кругах уже долгое время велись разговоры о том, как создать роженице в больнице условия, максимально приближенные к домашним. Да, сейчас некоторые женщины выбирают для себя домашние роды, но это небезопасно, ведь всегда что-то может пойти не так. В итоге, изучая опыт других европейских стран, мы нашли оптимальное решение — это больничная палата семейного типа, — говорит акушер-гинеколог VIP-отделения Ирина Бо́рис.

Суть в том, что палата выглядит как однокомнатная квартира-студия, в которой роженица может круглосуточно находиться рядом с мужем, мамой или даже дулой — модной нынче «духовной помощницей» в родах. Родственники пациентов складывают свои вещи в шкафчики, надевают бахилы и халаты — прямо как мы сейчас — и попадают в новое отделение, которое занимает целый этаж. Здесь непривычно тихо для роддома и непривычно просторно. Перед нами четыре палаты с романтическими названиями вроде «Сакуры» (в которой рожала Дарья Домрачева), два родзала, комната для гигиенических процедур, комната для персонала и сестринский пост. На ремонт и покупку оборудования ушли серьезные деньги из внебюджетного фонда больницы. Здесь все новое, с иголочки.

— Во время схваток в палате очень удобно сидеть на мячике — фитболе, облокотившись о кровать, еще можно опереться на диван или стул — как видите, пространство дает роженице возможность принять любую удобную позицию, — проводит экскурсию акушерка Елена Бруй. — Вот мини-кухня с холодильником, чайником, микроволновкой, посудой, тут — пеленальный столик и кровать для ребеночка, которая перемещается в любую точку, а здесь — телевизор и Wi-Fi, что особенно удобно мужьям, которые приезжают с женами на роды. Многие из них программисты, они успевают и с женой побыть, и рабочие вопросы решить.

У нас все продумано до мелочей: даже мебель — со специальным покрытием, которое предназначено для обработки. У каждой палаты — свой отдельный санузел. Близкие родственники могут находиться с родильницей круглосуточно, причем даже несколько человек. При необходимости можно разложить диван — это еще два спальных места, не считая просторной кровати, которая предназначена для роженицы и ее мужа. Комплекты постельного белья для этого предусмотрены. Партнера в родах пустят и в родзал, если он пожелает. На мой взгляд, самое главное в нашем отделении — это индивидуальный пост врача и акушерки у каждой роженицы. Естественно, это максимальный уровень внимания. Раньше я работала в отделении, где на одну акушерку иногда и десять родов было, и пятнадцать. Разница очевидна.

— В этом отделении мы максимально приблизили семейную атмосферу к роддому. В принципе, и в Америке, и в Европе это уже давно практикуется. Наши женщины часто ездили рожать в Вильнюс. Смысл поездки был в том, чтобы папа мог участвовать в родах и потом находиться вместе с женой и ребенком в одном помещении. Мы очень рады, что такая возможность появилась теперь и у нас, в Минске, — говорит врач Ирина Бо́рис. — В этой палате, где мы сейчас стоим, проходит первый период родов. Здесь находится фетальный монитор, ведется наблюдение за ребеночком и мамой. После того как ребеночек опускается на тазовое дно, мы идем в родзал, там малыш рождается и наблюдается два часа после родов. Там находятся и мама, и папа — все вместе. Потом они возвращаются сюда, в палату, и находятся здесь в течение трех суток, если это естественные роды, или пяти, если кесарево сечение.

В нашем отделении свой штат сотрудников, которые закреплены исключительно за VIP-палатами, то есть работают только здесь. Это пост акушерок, медсестер, санитарок, а еще два врача. Кроме того, пациентки имеют право заключить договор с любым другим врачом-акушером нашей больницы, и тогда он приедет на роды. Договор о пребывании в VIP-отделении можно подписать не ранее чем на 37-й неделе беременности, потому что наш роддом физиологический, мы заранее исключаем возможность появления на свет недоношенных деток — такие роды происходят во втором роддоме.

Два родзала в VIP-отделении работают только для пациентов из четырех палат семейного типа. Это позволяет провести роды в максимально индивидуальном порядке. Например, можно в любой момент принимать душ. Или рожать вертикально.

— Для родов мы используем кресло-трансформер, которому можно придать любое положение. Скоро, например, к нам придет пациентка, которая хочет рожать вертикально. Мы готовы к таким родам. Для этого мы полностью поднимем кресло, нижнюю часть уберем, и женщина станет лицом к креслу, упершись в него руками, — объясняет технологию вертикальных родов Ирина Бо́рис. — Здесь у нас стоит аппарат КТГ, вот столик для новорожденного. Тут производится первичный осмотр, и ребеночек два часа находится либо с мамой, либо на столике — как пожелает роженица.


Сейчас в отделении заняты три палаты из четырех. Несмотря на усталость, с нами согласились поговорить все роженицы. Если кратко, то слова каждой из них сводились к следующему: «Девчонки, забудьте про Москву или Вильнюс, теперь „Вильнюс“ появился у нас! Рожайте здесь!»

Еще вчера Светлана собиралась в командировку с мужем, но врачи вовремя отговорили: в шесть утра отошли воды, а в 9:40 родилась долгожданная девочка. Теперь в палате красуется на столике шикарный букет — 101 роза от счастливого супруга.

— Ее подвиг того стоил, — улыбается Ирина Бóрис. — Светлана очень хотела родить сама, и у нее это получилось. Так что мы довольны.

— Это мои вторые роды, но я очень сильно волновалась из-за тазового предлежания: как оно пройдет, что будет? Хотела рожать в Москве или в Вильнюсе, — признается Светлана. — Но все-таки выбрала палату семейного типа здесь, в Минске. Я собиралась рожать с мужем, но ему внезапно пришлось уехать. Поэтому во время тяжелых схваток рядом со мной были мама и Ирина Васильевна. Доктор проводила мини-медитацию, говорила: «Успокойся, представь то и то». Это очень помогло расслабиться и правильно дышать… Вчера вечером, только вернувшись из командировки, муж заехал ко мне вместе с сыном. Было уже больше десяти вечера, но их пустили без всяких вопросов.

— У меня было такое состояние, как будто я вместе с дочкой рожала! — мама Светланы Тамара Николаевна сидит рядом с кроваткой внучки. — Дочка позвонила мне ночью: мамочка, приезжай, Антона вызвали в командировку. Утром я приехала, а на следующий день начались роды. Мы приехали сюда вместе с дочкой, я все время была рядом. И ночью мы вместе ночевали… Когда наша малышка родилась, я сразу взяла ее на руки. Она такая хорошенькая!


В соседней палате тоже лежит молодая мама Светлана. И она тоже вчера родила девочку. Все это время рядом с ней был муж Виталий.

— Старшую дочку я рожала здесь же, в шестом роддоме, в платной палате на четвертом этаже. Это было три года назад, — говорит Светлана. — Разница в том, что на этот раз, в палате семейного типа, все прошло индивидуально. Я здесь с мужем и дочкой, он был рядом во время схваток и потом оставался на ночь. А в прошлый раз мужу пришлось уйти сразу же после родов, и потом он увидел ребенка только на выписке.

— Здесь хорошо, комфортно, — говорит Виталий. — Я считаю, что ничего страшного в том, чтобы быть с женой рядом, когда она рожает, нет. Я не боюсь крови. Первые роды у нас, кстати, тоже были партнерские. Я думаю, каждый мужчина выбирает для себя сам, быть во время родов рядом или нет. Многое зависит от отношений в паре.

— VIP-палата семейного типа обошлась вам примерно в 3000 рублей за пять дней. Это стоит таких денег?

— Стоит, конечно. Да вы сравните с отделениями на других этажах! Здесь VIP-палаты не хуже, чем гостиницы в Париже, — смеется Виталий. — Кто-то покупает свадебные кольца за $1000, а по мне так лучше отдать эти деньги за роды в комфортных условиях.

— На мой взгляд, даже люди со средним достатком могут позволить себе такую палату. В конце концов, рожаешь ты не каждый день. Два или три раза в жизни можно себе такое позволить, — согласна с мужем Светлана.


В палате под названием «Азалия» мы знакомимся с Викторией, Виталием и малышкой Владой, которая родилась три дня назад. Сегодня семья уже собирается на выписку, и родители-«новички» в меру волнуются: а как оно будет там, в реальной жизни, без круглосуточной помощи акушеров и медсестер? Все-таки Влада — первый ребенок в семье.

— Самый большой плюс в палате семейного типа — это не красивая мебель, а то, что родилась малышка — и мы сразу все вместе. Всю ночь следили за Владой сами, старались настроиться на ее режим. Это как школа молодого бойца для родителей, — улыбается Виталий и спокойно берет крохотную дочку на руки.

— Большое преимущество в том, что, если у нас что-то не получается, есть возможность сразу попросить помощь. Медперсонал всегда здесь. Очень хорошая поддержка в первые три дня. Да, согласна с мужем, здесь настоящий курс молодого бойца для родителей, — говорит Виктория. — Обычно людей пугает вопрос: наступит выписка — и что дальше? Что делать с ребенком? А нам теперь не страшно забирать Владу домой. Страха нет, потому что все видели: при нас дочку мыли, пеленали, обрабатывали, учили делать все это самостоятельно (хотя, признаюсь, памперс менять до сих пор страшно, руки трясутся). В первый же день показали все нюансы кормления. Можно попросить и на ночь не забирать малышку. Вообще, выполняются любые просьбы.

Еще один плюс — практически все анализы берут прямо здесь, в палате, не нужно никуда ходить. За такие деньги это более чем адекватный набор услуг. Если сравнивать с тем же Вильнюсом (а мы рассматривали такой вариант), то там в два раза дороже: базовые роды стоят от $2000, плюс вам надо будет возвращаться из Вильнюса домой. Перед тем как мы заключили договор, здесь нам провели экскурсию, показали, как все выглядит, какие условия для малыша. На мой взгляд, если у родителей есть возможность рожать здесь, в палате семейного типа в шестом роддоме, — это просто супервариант. Понятное дело, что сами роды — это всегда несладко, но тут создан комфорт для того, чтобы это «несладко» осталось в памяти минимальной травмой.


VIP-отделение открылось 1 сентября, и за это время здесь прошло 18 родов. Конечно, мы не можем не спросить о самой известной молодой маме — Дарье Домрачевой. У нее были партнерские роды с мужем, и Уле-Эйнар был рядом во время всего процесса.

— О Даше могу сказать одно: я была удивлена и поражена! Потому что с таким статусом эта семья должна была, наверное, проявлять всю гамму эмоций, где-то чуть-чуть позволять себе вольности. Даже чувство превосходства, казалось, можно было ожидать со стороны таких великих спортсменов. Несмотря на статус и регалии, и Даша, и ее муж были настолько корректны, настолько внимательны к персоналу, друг к другу и к ребенку! Когда Даша хотела что-то спросить, кажется, ей даже было неудобно обременять нас. Серьезно! Я была просто поражена! Никаких амбиций, никакой звездности, — говорит акушерка, преподаватель Школы подготовки к родам Елена Бруй. — Бьорндален все время хотел общаться с нами. Мы (как могли с нашим уровнем английского) все объясняли ему и Даше, показывали. Наверное, они потому и ведут себя так просто, что уже достигли своего статуса. Они настоящие трудяги, люди, которые заслужили любовь и уважение не только всей Беларуси, но и других стран.

В палатах семейного типа в шестом роддоме ждут не только звездные пары, но и самых обычных минчан. Одна из медсестер, например, собирается подарить платные роды своей невестке. Кроме того, подчеркивают медики, никто не отменял возможность рожать бесплатно в обычном отделении — там по-прежнему безопасно и достаточно спокойно, а срок пребывания мамы и ребенка сокращен до трех дней.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by