Напомним, 22 октября за 50 километров до белорусской границы пилотам «Боинг 737-800», принадлежащего отечественному перевозчику, поступило сообщение от украинского диспетчера с требованиями развернуться и двигать обратно. Причины не объяснялись, однако украинская сторона грозилась поднять в небо военную авиацию.
Ранее белорусский МИД уже заявлял, что в расшифровке четко прослеживается заявление об угрозе и это не инициатива диспетчера. Также белорусская сторона отправила ноту протеста в Украину и пригрозила в случае отсутствия реакции опубликовать расшифровку разговоров. По всей видимости, реакции не последовало, так как сегодня расшифровка обнародована в газете «СБ. Беларусь сегодня».
Итак, как выглядели переговоры в реальности? Белорусский самолет взлетел с аэродрома Жуляны. И почти одновременно с объявлением бортпроводника о предложении закусок и напитков пилоты услышали сообщение диспетчера УВД «Киев-Радар», обеспечивающего полет.
Диспетчер: — Белавиа-840, Киев–Радар.
Пилот: — Слухаю.
Диспетчер: — Белавиа-840, поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета Жуляны. За невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват.
Пилот: — А что случилось такое?
Диспетчер: — В эфир не могу передать. По прибытии все узнаете.
Пилот: — Не понял, это кто вам передал?
Не получив ответа, пилот дублирует вопрос: — Белавиа-840, это кто информацию передал?
Диспетчер: — Белавиа-840 — «Украэроцентр».
Пилот: — А причина какая?
Диспетчер: — Я получил указание вернуть вас на аэродром вылета.
Пилот: — Жуляны, да?
Диспетчер: — Так точно, Жуляны.
Пилот: — Хорошо. Разворачиваемся.
Далее в расшифровке приводятся разговоры экипажа внутри машины, пилоты, мягко говоря, озабочены и раздосадованы, высказывают предположения о причинах ЧП — от опасной закладки в багаже и до конфликта между военными.
Вновь диспетчер: — Белавиа-840, Киев–Радар.
Пилот: — Да.
Диспетчер: — Белавиа-840, говорит руководитель полетов. Информация о вашем возврате на аэродром Жуляны поступила от военного руководства. Доклад более детальный вам скажут после посадки.
Пилот: — Понятно. Возвращаемся.
После приземления самолета на борт поднялись некие штатские, вызвали пассажира Армена Мартиросяна и увели с собой. Напомним, позже его отпустили и отправили следующим рейсом. Армен Мартиросян на своей страничке в Facebook заявил, что будет подавать в суд на украинские власти.
Дополнено
Спустя некоторое время полную расшифровку и фото документов опубликовала БЕЛТА.