Падение ВВП, товарооборота и инвестиций. Сможет ли белорусская экономика выйти в плюс к концу года?

 
10 210
20 сентября 2016 в 10:27
Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Никонов, belstat.gov.by
Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Никонов, belstat.gov.by

Белстат обнародовал статистику по основным экономическим показателям с января по август. По сравнению с таким же периодом прошлого года ВВП упал на на 3%, производительность труда снизилась на 0,9%, инвестиции в основной капитал — на 19,7%. А вот в прогнозах на этот год стоит задача выйти в плюс. Получится ли? Спросили у эксперта.

— Едва ли это вероятно. Я думаю, что по итогам года минус составит где-то 3%. Повезет, если снизится до 2,5%, — объясняет старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб. — Вообще, вплоть до июля динамика ВВП постоянно улучшалась, и этот минус постепенно таял. Но в июле и августе ситуация ухудшилась. Одна из главных причин — снижение поставок нефти из России из-за неопределенности по поводу оплаты поставок газа. Россия предупреждает, что если не решится вопрос с задолженностью по газу, то и в четвертом квартале снизит поставки нефти вдвое от изначально планируемых. Поэтому особого повода для оптимизма в экономике нет.

По словам Вадима Иосуба, задолженность по газу — это принципиальный момент, в котором обе стороны пока тяжело идут на уступки.

— По контракту с «Газпромом» одна цена. Но в начале года Беларусь неожиданно напомнила, что есть договоренность с Россией о равнодоходных ценах на нефть. И нужно исходить не из контракта, а из этой равнодоходной цены, которая вдвое меньше контрактной, — объясняет эксперт. — И вот здесь вопрос принципа для обеих сторон. Мы слышим, что идут усиленные переговоры. На прошлой неделе глава государства давал поручение Владимиру Семашко завершить эти переговоры, но очевидно, что они не завершились. И пока непонятно, когда и чем закончатся. Проблемы в этой сфере ухудшают многие экономические показатели.

Что касается амбициозных планов по поводу инфляции в 9%, то это, по мнению аналитика, возможно, «если проводить достаточно жесткую политику, не печатать деньги и не раздавать слишком много льготных кредитов».

— Стали говорить о возможном росте инфляции до 15—17%, — говорит Вадим Иосуб. — Это может произойти, например, из-за существенного роста регулируемых цен и тарифов. Может быть, для получения кредита МВФ потребуется резко, допустим, в течение года увеличить тарифы на ЖКХ до полного возмещения затрат. И то же самое может быть с тарифами по общественному транспорту. Это единственное, что может помешать планам по снижению инфляции. В остальном же пока угроз для этих планов нет.

На днях миссия Международного валютного фонда приступила к работе в Беларуси. Очевидно, что деньги нужны для возврата и обслуживания текущих внешних кредитов.

— Как их пока обслуживать? В нынешнем году мы рассчитывали на $1,1 миллиарда от нефтяных экспортных пошлин, но пока получаем гораздо меньше. А в будущем году планируется получить уже 1,1 миллиарда рублей. По сути в долларах это вдвое меньше. Также на эти цели пойдут транши кредитов ЕврАзЭС, средства от размещения евробондов. Но даже этих всех денег может не хватить, чтобы обслуживать без дефолта внешний долг. Раньше считалось, что можно чуть что занять деньги у России. Но сейчас, учитывая ситуацию с нефтью и газом, далеко не факт, что Россия будет нам что-то одалживать, помимо кредита ЕврАзЭС. Поэтому нам очень сейчас нужны деньги от МВФ, а это неминуемые реформы.

Наматрасники в каталоге Onliner.by