Спортивный психолог Елена Воскресенская: рассматривать спортсменов как машины по производству медалей — негуманно

15 010
17 августа 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

Спортивный психолог Елена Воскресенская: рассматривать спортсменов как машины по производству медалей — негуманно

Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков
Разыгрываем путевку в Дубай! Подробности здесь!
Елена Воскресенская — кандидат педагогических наук, доцент, занимается спортивной психологией более 10 лет. Консультировала легкоатлетов, борцов, в том числе в индивидуальном порядке, и тех, кто готовился к Олимпиаде. Гештальттерапевт, семейный психолог.
Вы заметили, как чиновники строят планы о том, сколько медалей получат наши спортсмены на Олимпиаде? Например, от этой ждут около десятка медалей. Нормально ли это? Больше недели после старта главного спортивного события планеты в копилку белорусской сборной не падало ни одной награды. У людей несведущих, которые не знают, что самые медалеёмкие соревнования впереди, возникла даже легкая паника. Вытянули ситуацию те спортсмены, на кого мало кто ставил, сегодня они уже — национальные герои. К слову сказать, батутисты — единственная команда нашей сборной, которая имела в своем штате спортивного психолога, сопровождавшего ее весь олимпийский цикл и поехавшего в Рио.

Конечно, спорт всегда содержит в себе интригу, и удержаться от прогнозов сложно. Но ключевая часть здесь — слово «прогнозы», их можно назвать еще «надеждами», но никак не «планом» или «целевым показателем». Мы же (как государство, так и общество), вкладывая в спорт деньги и эмоции, рассчитываем на железные гарантии. Победа и достижения спортсмена поднимают престиж как государства, так и отдельного человека, который переживает победу чемпиона как свою собственную. И если победа нас объединяет, то поражение разъединяет — и каждый считает своим долгом сказать, что спортсмен сделал не так, заняв отстраненную экспертную позицию. Мы любим спорт за его непредсказуемость, и на запредельных уровнях человеческих возможностей никаких гарантий быть не может! От спортсмена, играющего в высшей лиге, можно ожидать стабильности и надежности результатов, быть уверенным в том, что он реализует все, на что способен. Как бы мы ни отгораживали белорусов, участвующих в Олимпиаде, существует масса факторов, повлиять на которые никак нельзя.

К сожалению, как можно сегодня заметить, именно на целевых показателях построена вся система подготовки и отбора белорусских спортсменов к серьезным соревнованиям. Ведь у нас даже аккредитация, заключение контрактов с национальной сборной проходит только после того, как будет тщательно изучено, сколько медалей кандидат привез за прошлый год. На то, какова была динамика, подтвердил ли человек свой личный результат и превысил ли его, посмотрят уже позже. В общем, важна прежде всего формальная сторона вопроса. Более того, спортсмену ставят целевые показатели на год, и если он их не достигает, то его могут исключить из сборной и понизить гонорары.

Я считаю, что подобная кадровая политика ведет к снижению мотивации в первую очередь у самих спортсменов. Потому что всем понятно, что они рассматриваются как эдакие машины по производству медалей. Это негуманно, бесчеловечно — люди в большом спорте начинают чувствовать себя роботами, которых готовы списать в любой момент, как только они перестанут хотя бы временно выполнять необходимый функционал.

Есть люди психологически готовые смириться с этим, но многих подобная расстановка приоритетов ломает (кстати, обратите внимание, что этот устоявшийся термин также имеет яркий механический окрас). Ко мне не раз приходили спортсмены экстра-класса, которых мучил сокровенный вопрос: что выбрать — поставить все на спорт и повиснуть в неизвестности или плюнуть на все и вкладываться в семью, учебу, собственное развитие в иных областях.

У нас развитие спорта происходит как-то эмоционально, без жесткой системы. Например, после этой Олимпиады, думаю, стоит ждать появления нового хорошего зала для батутистов. Конечно, основные спортивные векторы не поменяются, но среди второстепенных некоторые в шкале приоритета вполне могут выстрелить вверх, в то время как иные отодвинутся на второй план.

А жесткая система — это та плановая, рассчитанная на поколения вперед программа, которая применялась, например, в Советском Союзе. Где в первую очередь смотрели не за медалями, а за динамикой развития, становлением преемственности. Сегодня та же многоэтапная модель построения тренировочного процесса дает очевидные результаты в Китае и Германии.

Эта Олимпиада показала, что выстреливают в основном те, кто относится к соревнованиям подобного уровня с высоким профессионализмом, или те, на кого не давят. Конечно, не без исключений, но все же…

Есть закон Йеркса-Додсона, согласно которому мотивация человека поднимает его результативность лишь до определенного уровня. После наступает сверхмотивация, которая, наоборот, скатывает показатели вниз. Это как с рекламой: увидев ее несколько раз, вы можете заинтересоваться продуктом, но уже после пятидесятого просмотра просто тихо его ненавидите.

Повторюсь, можно чего-то ожидать, но ни в коем случае нельзя давить. Просто представьте себе: человек отдал спорту всю жизнь, готовился к Олимпиаде четыре года. У него на плечах уже лежит ответственность перед семьей, спонсорами, спортивной федерацией, болельщиками, страной. И когда за час до соревнований он думает не о победе, а о том, что без медальки придется лишиться всего того, к чему так стремился, — это уже перебор. Такая ответственность может раздавить.

Нынешняя система подготовки спортсменов в стране построена на завышенных ожиданиях, неоправданных гарантиях, которые хотят получить чиновники, и непрочной связи между фантазиями и реальностью. Мы хотим быть лучшими во всем, но при этом наблюдается абсолютная полярность в разных сборных: в одних конкуренция колоссальная и со спортсменами просто не считаются, указывая им на то, что на пороге очередь из желающих, а в других конкуренции нет вовсе, а значит, никто особо не напрягается, выдавая минимально допустимый результат.

Зависят ли высокие достижения в спорте от гонораров? На мой взгляд, лишь до определенного уровня. Живя в общаге и питаясь только макаронами, спортсмен вряд ли будет мотивирован жертвовать своим здоровьем ежедневно. Но с другой стороны, когда бытовой вопрос в разумных пределах закрыт, основной мотивацией становятся личные амбиции, а никак не количество нулей в контракте. Кто-то поднимается на пьедестал потому, что хотел доказать всем, в том числе и самому себе, на что способен. Кто-то делает это играючи, потому как просто получает бесконечный кайф от самого процесса. Я сомневаюсь, что кто-то идет к медали с многочисленными нулями гонорара в глазах. Это хорошо показывают командные виды спорта, такие как футбол и хоккей. Высокооплачиваемые игроки в России и Беларуси редко балуют своих поклонников выдающимися результатами. Большие суммы никак не влияют на личную мотивацию, это скорее гонорары за шоу, в которое данные виды спорта уже превратились. Ничего здесь не поделаешь — игроки, если им платить меньше, просто уйдут в другие команды.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by