«Надо бы ее приструнить». Красавица-баскетболистка Татьяна Троина о борще и внутренней свободе

 
05 июля 2016 в 8:00
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Тарналицкий, pressball.by
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Тарналицкий, pressball.by

Красивая, дерзкая и до предела независимая. Татьяна Троина играет в баскетбол, готовит борщ, любит уборку, периодически ругается матом и имеет привычку говорить то, что думает. Кого-то она откровенно бесит, кого-то восхищает, но, главное, не провоцирует никакого равнодушия. Скоро тяжелый форвард начнет подготовку к Олимпиаде в составе сборной Беларуси — команде, которая является приятным исключением из нашего многострадального спорта. За месяц до Рио Троина объяснила Onliner.by, как относится к гендерным стереотипам и зажатости белорусов.

В Троиной 187 сантиметров роста. На встречу она приходит в красных «конверсах» на гладкой подошве, но все равно ощутимо возвышается над остальными. Татьяна укрывается от дневной жары в тени летней террасы и начинает свой расслабленный рассказ.

— Меня мало что бесит. В том числе и мифы про женский коллектив. Ни в осином гнезде, ни в террариуме я не играла. Мне вообще везло на команды. Да, периодически возникало желание перегрызть кому-нибудь глотку. Но в рабочем процессе это нормально. Любить всех и быть всеми любимой все равно не получится.

За свою долгую карьеру Троина не участвовала ни в одной драке, хотя при этом насмотрелась на них.

— Я тогда играла в польской «Гдыне». За нас выступала девочка из Америки. Она оборонялась, вела соперницу под кольцо, та не забила и упала за лицевую линию. Пока падала, оттолкнула американку ногой. Та в ответ схватила лежащую девочку и долбанула ей кулаком в лицо. Сломала человеку скуловую кость…

— Слушайте, ну, про то, что женщина должна сидеть дома и борщ варить, — это вообще бред. Мы живем в век самых высоких технологий и заставляем женщину размахивать поварешкой. Нормально вообще? Это даже не стереотип, это предубеждение. Женщина должна делать то, что хочет. Хотя я прекрасно понимаю: желание втиснуть всех в какие-то рамки было, есть и всегда будет. А стереотипы для женщин придумывают мужчины.

— Вы умеете варить борщ?

— И не только борщ. Я люблю готовить, люблю порядок, люблю дом. Только мыть посуду ненавижу. Да, долго запрягаю, но если что-то делаю, то делаю хорошо. В принципе, мне лучше посидеть дома, чем идти куда-то тусить. Может, я и веду себя неправильно с точки зрения мужчин. Но мне много лет. Меня не поменяешь. Да и характер неуступчивый. Ни в какие рамки не загонишь, тем более бытовые.

Много лет — это 35. Троина спокойно относится к своему возрасту и никогда не пыталась его скрывать. Тем более для спортсменов это проблематично: весь Google забит их разнообразными данными — от даты рождения до списка любимых фильмов.

— Не понимаю людей, которые парятся из-за возраста. Ну, если годы есть, куда их деть? Понятно, хочется быть молодым. Но ничего не поделаешь. Единственное, меня пугает осознание, что, возможно, лучшая половина жизни уже прожита. Сижу такая порой и думаю: «Блин, это ж уже полжизни, а может, уже и больше прошло. Никто ж не знает. А я еще ничего не сделала. 35 лет, два чемпионата мира, две Олимпиады и нет детей».

Поначалу Татьяне не нравилось, когда ее называли ветераном сборной, но потом эмоции улеглись. Сейчас они с подругами даже шутят друг над другом: «Пошли, старухи, прогуляемся».

— Спорт — это сочетание самых разных возрастов. Я вижу много молодежи. И нынешняя молодежь — это вообще. Это какой-то космос. Они как будто в скафандрах. Они вообще не понимают, что происходит вокруг. Больше всего пугает инфантилизм. Он у нашей молодежи выражен настолько ярко, что становится жутко. Не хочу говорить, мол, вот я в свои 17 лет одна полетела в Америку. Но нынешние 17-летние ребята — это дети, которые, может, и доедут самостоятельно в Серебрянку, правда, с приключениями.

Вот отношение к жизни. Приходит очень молодая девочка в команду, в которой есть «старухи» по 35 лет. Этой девочке может не хватать опыта и умений. Нормальный момент. Но она должна просто достать нас на тренировке! Должна быть везде! Как дворняга кусаться, чтобы все говорили: «Да как она задрала уже!» Но получается, что 17-летки не сильнее меня. Может, быстрее бегают и выше прыгают, но в противостоянии один на один ничего не показывают. И видно, что чего-то большего им не нужно. Они спокойно продолжают свое детство. Мне кажется, это касается не только спорта. Ты попадаешь на новый уровень. Нужно перестроиться и сделать это как можно быстрее. Но нет.

Упомянутая Америка случилась в жизни Троиной после школы. Скауты Independence Community College заметили белоруску на чемпионате Европы среди кадетов (возрастная категория 15—17 лет). В Канзасе Татьяна стала учиться в колледже по специальности Social Studies (пакет из всевозможных гуманитарных наук). По плану за два года ей следовало подтянуть язык и подготовиться к университету. План сработал. В университете белоруска начала изучать гостинично-ресторанный бизнес и продолжила играть в баскетбол.

— 15 лет назад это было. Что я помню?.. Помню, что плохо не было. В колледже я жила у отличной семьи. Он медик, она домохозяйка. Затем окунулась в студенческую жизнь с головой. И учеба, и баскетбол, и вечеринки до шести утра с тренировками через два часа. Все это было.

Хотя начиналась моя поездка с приключения. Прилетела в Нью-Йорк на стыковку, а рейс отменен. У меня ни языка, ни номера телефона, ни понимания происходящего. И вообще, я первый раз в жизни летела. На руках только билет. Пошла со словарем общаться к теткам на инфоцентр. Они нашли для меня русскоговорящую женщину. Она все объяснила: «Нет сегодня твоего рейса». А у меня ноги по чуть-чуть отнимаются. Стою, помню, как соляной столб. «Только, пожалуйста, не волнуйся, не волнуйся, все будет хорошо! Сегодня переночуешь в гостинице, завтра полетишь».

Американцы нравятся Троиной своими независимостью и самостоятельностью.

— Это прививается им с самого детства. Там нет практики, когда родители будут смотреть за тобой до пенсии. Как только у ребенка появляется возможность работать, родители говорят: «Сын, дочь, хорошее было время, но теперь вы сами по себе». И это воспринимается совершенно нормально. Человек с 18 лет начинает думать своей головой. Да, родители могут оплатить обучение в универе, но это максимум. В остальном никаких тебе «Я поживу у вас», «Дайте денег на поесть» и «Купите мне джинсы». Наверное, поэтому Америка впереди планеты всей. Люди работают, знают, как это делать, и понимают, насколько это важно.

Сравнивая белорусов и американцев, Татьяна говорит, что убрала бы из нас зажатость и добавила бы больше свободы и раскрепощенности.

— Если кому-то реально надо быстро пробить на кассе два товара, можно сказать ему «Да, пожалуйста», а не «Нет, вас здесь не стояло».

Троина понимает, что ее карьера уже заканчивается. Возможно, после Рио Татьяна уйдет из баскетбола.

— Мои дальнейшие планы тоже связаны со спортом. Я не жалею, что занялась баскетболом, пусть это и сплошные жертвы. Да, в старости спорт еще аукнется. Но ведь невозможно добиться чего-то большого, отвлекаясь на какие-то другие вещи. Это любого дела касается. Либо ты полностью посвящаешь себя ему и имеешь успех, либо нет. Это потраченное здоровье, не сложившиеся семьи — издержки профессии, в общем. Но ты выбираешь их сам. И да, какая семья с такими разъездами? Какие дети? Есть девчонки, которые все это совмещают, но их единицы.

Если бы семья сильно волновала меня, все сложилось бы иначе и мы бы сейчас не разговаривали об Олимпиаде. Плюс быть одной — это тоже неплохо. Есть женщины, которые не могут так. Они оканчивают школу, ищут мужа и, отыскав, радуются. А я спортом занимаюсь с 9 лет. Когда у сверстниц в 17—18 начались ранние браки, меня одиночество вообще никак не напрягало: «Нормально, есть карьера, а все остальное — как получится».

Татьяна считает, что белорусскому обществу свойственно навязывание. Если тебе под 30 или за 30 и ты не завел семью, люди считают это странным. Хотя Троиной не впервой рвать шаблоны. В 2009-м баскетболистка снялась в откровенной фотосессии, итог которой был опубликован на страницах подчеркнуто спортивной газеты «Прессбол». Читатели явно не были готовы к случившемуся.

— Помню, потом в федерации баскетбола кто-то говорил: «Надо бы ее приструнить». Бред какой-то. Хотя тогда это было чем-то из ряда вон. Номер вышел как раз в день рождения моего папы. Он пришел в киоск, купил газету и немного обалдел. Хотя в итоге был счастлив. Сказал, что я молодец. Мнения людей были полярными, правда, думаю, сейчас подобная фотосессия вызвала бы примерно те же эмоции. Кто-нибудь бы обязательно не понял и высказал свое фе.

Семь лет назад соцсеть «Одноклассники» еще была в ходу. На страницу Троиной в день выхода газеты началось паломничество. В абсолютном большинстве реакция была положительной.

— А потом началось: мол, Троина секс-символ? Кто это придумал? Мне никто удостоверения секс-символа не выдавал. Думаю, если бы та фотосессия вышла в каком-нибудь глянце, читатели которого привыкли к такому жанру, реакция не была бы столь бурной.

Троина сохраняет свою независимость и продолжает выделяться на общем фоне.

— Ответ у меня всегда найдется. Надо признать, далеко не всем нравится слушать мысли других. Из-за этого обо мне может складываться не лучшее первоначальное мнение, будто я языкастая и высокомерная стерва. Еще я на тренировках кричу и матом ругаюсь. Ну а что плохого? Просто меру надо знать и учитывать обстановку. Я ругаюсь на площадке, но не стану делать этого в театре или на детской площадке.

Люди, которые меня знают, воспринимают все спокойно. А кто не знает… Ну, что я могу сделать? Отличный фильтр. Это к разговору о том, что не надо бояться быть собой. Избавляет вашу жизнь от лишних людей.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by