Что делать, если девушка очень умная? Ищем в Минске места, где можно не отключать мозги

 
22 марта 2016 в 8:00
Автор: Александр Чернухо. Фото: Алексей Матюшков, Максим Малиновский, Анатолий Лебедев
Автор: Александр Чернухо. Фото: Алексей Матюшков, Максим Малиновский, Анатолий Лебедев

Каждую неделю наши читательницы советуют, как нескучно провести свободное время. Но что делать, если киношный попкорн встал поперек горла, уши хотят отдохнуть от концертных децибелов, а душа просит чего-нибудь эдакого? Вместе с игроком элитарного клуба «Что? Где? Когда?» красивой девушкой Верой мы попытались составить интеллектуальный гид по Минску и на протяжении пяти вечеров искали варианты умного досуга для тех, кто хочет чего-то большего. Что из этого вышло, читайте в обзоре Onliner.by.

Сразу оговоримся, что интеллектуальный гид — это не руководство к действию для занудных очкариков, которых не пускают веселиться на дискотеку из-за фатального недовеса и переизбытка лексических изысков в организме. Скорее это возможность провести свободное время не так, как обычно. А заодно узнать что-то новое и интересное.

За помощью в составлении нашего гида мы обратились к Вере. Девушка работает бизнес-аналитиком в одной из крупных белорусских IT-компаний, а в свободное время играет в «Что? Где? Когда?». Как показывает практика, получается у Веры хорошо: она является членом элитарного клуба.

Очевидные варианты вроде классического театра, балета, кинопоказов и концертов мы не рассматривали и принялись за тщательное изучение событий, которые не всегда фигурируют в городских афишах, но тем не менее проходят при полном аншлаге. Задача оказалась не из простых: поиски заняли у нас две недели. За это время мы посетили пять событий — от выставки при свете фонарей до аншлагового поэтического вечера — и сделали соответствующие выводы.

* * *

Первый пункт в нашем списке — выставка графических работ Гойи и Пикассо, которую можно посетить в Национальном художественном музее. Событие на слуху, но мы воспользовались дополнительной опцией и попали на закрытую экскурсию в темноте. Организаторы говорят, что в этом формате можно рассмотреть подлинные произведения так же, как когда-то смотрели на них в XVIII веке — при тусклом свете фонарей.

— Я побывала во многих музеях современного искусства по всему миру, это, можно сказать, мое хобби, — говорит Вера. — Если бываю в новом городе, сразу стараюсь зайти в такое место. Наш, минский музей современного искусства, конечно, очень скромный по сравнению с европейскими, но в Беларуси тоже периодически проходят выставки, которые заслуживают внимания.

Экскурсия в Национальном художественном музее предполагает четкий элемент аттракции. В сумрачном зале потусторонним эхо звучит терменвокс, а наш гид тихим вкрадчивым голосом приглашает зрителей в выставочный зал с гравюрами испанского художника.

— Для того чтобы создать такой офорт, необходимо покрыть пластину лаком и специальной иглой нацарапать на ней изображение, затем опустить металлическую пластину в резервуар с кислотой, чтобы в тех местах, где процарапан лак, кислота соприкоснулась с металлом и выгравировала его, создав ржавчину в углублениях. После этого лак с доски снимался, наносилась типографская тушь, сверху укладывался размоченный лист бумаги, все это помещалось под пресс. Бумага соприкасалась с матрицей, вдавливалась в углубления, нанесенные художником, и забирала оттуда тушь. Такую матрицу можно было использовать несколько раз. Гойя отмечал, что именно такой способ должен был популяризировать его искусство, — рассказывает гид про нелегкую долю художника XVIII века.

Чтобы рассмотреть гравюры, публика использует мобильные телефоны, а гид, останавливаясь у каждой работы, подсвечивает их фонарем.

Экскурсия длится час. За это время мы изучаем все представленные на выставке гравюры Гойи, по которым можно не только составить представление об основах политического и общественного уклада в Испании конца XVIII века, но и в очередной раз убедиться в том, что искусство со временем не утрачивает своей актуальности.

— Здесь очень атмосферно, — говорит Вера. — Видно, что люди старались сделать действительно необычную и интересную экскурсию. Лекция замечательная: информативная и в то же время легкая для восприятия. Я в целом за комментарии: это помогает не очень подготовленному зрителю лучше понять суть произведения. Это важно, потому что искусство — это месседж, оно существует не только для эстетического созерцания, но и как способ передать свою мысль. А с качественной интерпретацией вероятность того, что ты поймешь, о чем картина, гораздо выше. В нашем случае интерес стимулирует еще и необычная обстановка: она позволяет настроиться на нужный лад и воспринять информацию наиболее полно. Это все же визуальное искусство, в котором атмосфера играет немаловажную роль.

* * *

Впереди испытание поэзией. Мы идем на мероприятие, проанонсированное как «открытый поэтический микрофон». Суть полностью соответствует названию: любой желающий может выйти на сцену и продекламировать стихи собственного сочинения. Затем каждый из присутствующих может задать ему вопросы.

«Больно!» — нечеловеческими голосом кричит в микрофон одиозный боец минского андеграунда Михей Носорогов во время небольшого сольного выступления. Только что закончилась первая часть мероприятия. Торжество патетики и личных трагедий, много споров и попыток анализировать услышанное. В общем, вопреки расхожему мнению, что поэзия усыпляет, мы следим за происходящим как минимум с любопытством.

Поэты читают стихи про Кобейна, посвящают свои произведения Дарту Вейдеру, транслируют собственные переживания и с удовольствием признаются, что имеют дома сборник новозеландских поэтов толщиной в 800 страниц.

— Да это же вторично! — резюмирует выступление красивой девушки в красных колготках молодой человек, взявший в руки микрофон.

— А вы выйдите на сцену и прочитайте что-нибудь не вторичное! — раззадоривает юношу красивая девушка в красных колготках.

В зале биток. Кажется, к концу мероприятия публики становится только больше, и все горячо обсуждают поэтические экзерсисы смельчаков, не побоявшихся выйти на сцену и презентовать собственное творчество. Вера наблюдает за большинством выступающих с улыбкой.

— На самом деле хорошо, что есть такое место, где поэты находят свою аудиторию. Здесь было довольно много людей, и видно, что тем, кто стоял на сцене, действительно важно, чтобы их слушали и слышали. Это вдохновляет, заставляет больше писать и работать над своими текстами. Лично я, наверное, была не слишком настроена на поэзию, потому что во мне в большинстве случаев не резонировало то, что я слышала. Но было видно, что публика слушает с интересом, спорит, задает вопросы.

* * *

Следующий пункт нашей программы — мероприятие со смешным названием «Курилка Гутенберга». На первый взгляд, суть его достаточно проста: в клубе выступают три лектора с получасовыми рассказами на профильную тему. Затем каждый желающий может задать им вопросы.

Мероприятие в формате некоммерческого образовательного лектория появилось в 2014 году в России и проводится во многих городах от Омска до Минска. Вход бесплатный, но по предварительной регистрации.

Нас ожидают три лекции: «Летучие мыши — невидимые соседи», «Озеро Восток» и «Вода на Марсе». Приходим к самому началу мероприятия и с удивлением обнаруживаем, что в помещении клуба Ili негде упасть яблоку: на лекторий пришло больше сотни слушателей, и бо́льшая часть из них слушает рассказы выступающих стоя.

— Если у вас на чердаке летучие мыши и они больны бешенством, не бойтесь, скорее всего, ничего страшного с вами не случится, — вызывает своим утверждением бурную реакцию публики научный сотрудник лаборатории молекулярной зоологии НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Алексей Шпак.

Следом мы слушаем рассказ про исследования озера Восток в Антарктиде и узнаем, что под четырехкилометровой толщей льда, вполне вероятно, есть жизнь, которую не так-то просто изучить, но которая при этом может дать нам четкое представление о том, как выглядела наша планета много миллионов лет назад.

Звезда вечера — блогер Zelenyikot, он же Виталий Егоров. Создатель паблика «Открытый космос» рассказывает о том, что ученые уже давно обнаружили на Марсе воду, а следом публика терзает блогера вопросами о многочисленных космических программах.

Вера стоически выдерживает двухчасовое мероприятие на ногах:

— Я даже не знаю, что радует меня больше: качественные лекции или полный аншлаг в аудитории. Формат theory & practice, популярный во всем мире, оказывается, работает и в Минске, причем очень эффективно. В субботу столько людей собралось в одном месте — столько ведь не каждый концерт в Минске собирает! Важный фактор — бесплатность мероприятия, что делает его более доступным. Здесь живая, творческая атмосфера, хорошие лекторы — очень приятно, что такие мероприятия проводятся в Минске и имеют спрос. Мне понравилась первая лекция: там были контринтуитивные факты, и эту информацию я, возможно, смогу применить на практике. Две другие лекции тоже были хорошие, просто для меня это, наверное, не самые интересные темы.

* * *

Настало время развлечений, близких сердцу нашего гида. Мы собираемся на паб-квиз под названием Bernard Show. Паб-квизы — это относительно новая для Минска забава, которая за пару лет превратилась в достаточно модный формат отдыха. В баре собираются люди, отвечают на вопросы ведущих, получают за это моральное удовлетворение и призы, если повезет.

Вера собирает команду из друзей по «Что? Где? Когда?», и мы отправляемся тестировать один из множества минских паб-квизов.

Игра состоит из восьми туров по 15—20 вопросов: визуальных, в аудиоформате и традиционных текстовых головоломок. Нужно, например, назвать автора «Дней Турбиных», узнать звучащие композиции или назвать всех людей, изображенных на картинке.

Наша команда с символичным названием «Возьмись за ум» долгое время находится в тройке лидеров, а ближе к концу игры вырывается вперед.

Убедительную точку в триумфальной игре ставит капитан команды Вера, которая берет последний вопрос. Проверьте себя: «Тайгер Вудс стал лицом известного бренда. После этого появилась карикатура, на которой губы спортсмена в улыбке создавали неестественную форму. О какой компании идет речь?»

Минус, который отмечаем в игре, — это ее продолжительность. Мероприятие растягивается на три с половиной часа. Тем не менее Вера довольна.

— Рада, что в Минске появляются новые паб-квизы — это хорошая тенденция. Буквально три года назад, наверное, ни одной подобной игры у нас не было, а сегодня есть из чего выбирать. Как отличить хороший от плохого? Я играю в «Что? Где? Когда?», где уже выработались свои каноны. Поэтому от квизов я тоже ожидаю определенных стандартов. На что обращать внимание в первую очередь? Важно, чтобы на игре была приятная атмосфера, интересные темы, вас не раздражали мелкие неточности и шероховатости. Из сильных сторон на Bernard Show я бы хотела отметить хороших ведущих: видно, что люди стараются делать очень разнообразную игру. Паб-квизы — это не спорт, здесь важна в первую очередь атмосфера, а не победа. Лично я отлично провела время, хотя, наверное, все же сократила бы турнирную дистанцию: три с половиной часа — для меня это немного утомительно.

* * *

Планетарий — это слово из детства, и ассоциируется оно с веселыми школьными экскурсиями, трансформирующимися в межгалактическое путешествие. Тем не менее поход на необычный сферический кинопоказ значится в нашем списке следующим. В минском планетарии за символическую плату в 37 тыс. рублей можно на выбор посмотреть один из получасовых фильмов про космос. Мы выбираем «Черные дыры: обратная сторона Вселенной».

В зале нас сразу просят отключить мобильные телефоны, чтобы не мешать просмотру в полной темноте. Над головами зрителей проносятся звезды, рождаются и умирают целые галактики, а закадровый голос рассказывает про черные дыры — удивительное и малоизученное космическое явление.

После кинопоказа в зале воцаряется кромешная тьма, а на большом экране появляется звездное небо. Мы наблюдаем за созвездиями, которые перемещаются по сферическому экрану в соответствии с временем года.

— Формат мне понравился больше, чем фильм: мне кажется, он предназначен для аудитории помладше. Думаю, что такие походы стоит рекомендовать прежде всего семьям. Последний раз я была в планетарии лет 15 назад, и с тех пор фильмы стали более продвинутыми, качественными и в какой-то мере реалистичными. Сам фильм тоже хороший, и если бы я была школьницей, то получила бы удовольствие от просмотра. Приятно, что есть технологичное сферическое кино, которое можно посмотреть в Минске. Ставим плюс, рекомендуем семьям.

* * *

Итого: На составление гида мы потратили две недели. Два из пяти событий были бесплатными, экскурсия в Национальном художественном музее в традиционном формате обойдется в 50—110 тыс. рублей, участие в Bernard Show стоит 100 тыс. с каждого участника, а на сферический фильм в планетарии можно сходить за 37 тыс. рублей.

Резюме от Веры: «Мне понравился первый вечер, потому что для меня визуальное искусство работает лучше всего. Неплохо я провела время на квизе, это ближе к моему хобби: мне нравится отвечать на вопросы, проводить время с друзьями. В этой игре важен процесс, а не результат. А процесс был хороший, хоть и немного утомительный. Лекция и планетарий для меня расположились на третьем месте. Это было интересно, хоть и представляло собой немного пассивный вид отдыха. Ну а почетное четвертое место отдаем вечеру поэзии.

На самом деле сходить в музей или на лекцию — это не подвиг. Важно, чтобы это приносило тебе удовольствие, делало твой мир разнообразнее. Каждый сам в состоянии определить, что ему ближе. Но нужно пробовать что-то новое, экспериментировать и смотреть, какой формат тебе подходит больше. Чего не следует делать однозначно, так это критиковать, не попробовав. Не нравится в музеях? Возможно, не стоит туда ходить. А может, наоборот, нужно сделать над собой усилие и попробовать разобраться в предмете».

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by