Каждую неделю наши читательницы советуют, как нескучно провести свободное время. Но что делать, если киношный попкорн встал поперек горла, уши хотят отдохнуть от концертных децибелов, а душа просит чего-нибудь эдакого? Вместе с игроком элитарного клуба «Что? Где? Когда?» красивой девушкой Верой мы попытались составить интеллектуальный гид по Минску и на протяжении пяти вечеров искали варианты умного досуга для тех, кто хочет чего-то большего. Что из этого вышло, читайте в обзоре Onliner.by.
Сразу оговоримся, что интеллектуальный гид — это не руководство к действию для занудных очкариков, которых не пускают веселиться на дискотеку из-за фатального недовеса и переизбытка лексических изысков в организме. Скорее это возможность провести свободное время не так, как обычно. А заодно узнать что-то новое и интересное.
За помощью в составлении нашего гида мы обратились к Вере. Девушка работает бизнес-аналитиком в одной из крупных белорусских IT-компаний, а в свободное время играет в «Что? Где? Когда?». Как показывает практика, получается у Веры хорошо: она является членом элитарного клуба.
Очевидные варианты вроде классического театра, балета, кинопоказов и концертов мы не рассматривали и принялись за тщательное изучение событий, которые не всегда фигурируют в городских афишах, но тем не менее проходят при полном аншлаге. Задача оказалась не из простых: поиски заняли у нас две недели. За это время мы посетили пять событий — от выставки при свете фонарей до аншлагового поэтического вечера — и сделали соответствующие выводы.
* * *
Первый пункт в нашем списке — выставка графических работ Гойи и Пикассо, которую можно посетить в Национальном художественном музее. Событие на слуху, но мы воспользовались дополнительной опцией и попали на закрытую экскурсию в темноте. Организаторы говорят, что в этом формате можно рассмотреть подлинные произведения так же, как когда-то смотрели на них в XVIII веке — при тусклом свете фонарей.
— Я побывала во многих музеях современного искусства по всему миру, это, можно сказать, мое хобби, — говорит Вера. — Если бываю в новом городе, сразу стараюсь зайти в такое место. Наш, минский музей современного искусства, конечно, очень скромный по сравнению с европейскими, но в Беларуси тоже периодически проходят выставки, которые заслуживают внимания.
Экскурсия в Национальном художественном музее предполагает четкий элемент аттракции. В сумрачном зале потусторонним эхо звучит терменвокс, а наш гид тихим вкрадчивым голосом приглашает зрителей в выставочный зал с гравюрами испанского художника.
— Для того чтобы создать такой офорт, необходимо покрыть пластину лаком и специальной иглой нацарапать на ней изображение, затем опустить металлическую пластину в резервуар с кислотой, чтобы в тех местах, где процарапан лак, кислота соприкоснулась с металлом и выгравировала его, создав ржавчину в углублениях. После этого лак с доски снимался, наносилась типографская тушь, сверху укладывался размоченный лист бумаги, все это помещалось под пресс. Бумага соприкасалась с матрицей, вдавливалась в углубления, нанесенные художником, и забирала оттуда тушь. Такую матрицу можно было использовать несколько раз. Гойя отмечал, что именно такой способ должен был популяризировать его искусство, — рассказывает гид про нелегкую долю художника XVIII века.
Чтобы рассмотреть гравюры, публика использует мобильные телефоны, а гид, останавливаясь у каждой работы, подсвечивает их фонарем.
Экскурсия длится час. За это время мы изучаем все представленные на выставке гравюры Гойи, по которым можно не только составить представление об основах политического и общественного уклада в Испании конца XVIII века, но и в очередной раз убедиться в том, что искусство со временем не утрачивает своей актуальности.
— Здесь очень атмосферно, — говорит Вера. — Видно, что люди старались сделать действительно необычную и интересную экскурсию. Лекция замечательная: информативная и в то же время легкая для восприятия. Я в целом за комментарии: это помогает не очень подготовленному зрителю лучше понять суть произведения. Это важно, потому что искусство — это месседж, оно существует не только для эстетического созерцания, но и как способ передать свою мысль. А с качественной интерпретацией вероятность того, что ты поймешь, о чем картина, гораздо выше. В нашем случае интерес стимулирует еще и необычная обстановка: она позволяет настроиться на нужный лад и воспринять информацию наиболее полно. Это все же визуальное искусство, в котором атмосфера играет немаловажную роль.
* * *
Впереди испытание поэзией. Мы идем на мероприятие, проанонсированное как «открытый поэтический микрофон». Суть полностью соответствует названию: любой желающий может выйти на сцену и продекламировать стихи собственного сочинения. Затем каждый из присутствующих может задать ему вопросы.
«Больно!» — нечеловеческими голосом кричит в микрофон одиозный боец минского андеграунда Михей Носорогов во время небольшого сольного выступления. Только что закончилась первая часть мероприятия. Торжество патетики и личных трагедий, много споров и попыток анализировать услышанное. В общем, вопреки расхожему мнению, что поэзия усыпляет, мы следим за происходящим как минимум с любопытством.
Поэты читают стихи про Кобейна, посвящают свои произведения Дарту Вейдеру, транслируют собственные переживания и с удовольствием признаются, что имеют дома сборник новозеландских поэтов толщиной в 800 страниц.
— Да это же вторично! — резюмирует выступление красивой девушки в красных колготках молодой человек, взявший в руки микрофон.
— А вы выйдите на сцену и прочитайте что-нибудь не вторичное! — раззадоривает юношу красивая девушка в красных колготках.
В зале биток. Кажется, к концу мероприятия публики становится только больше, и все горячо обсуждают поэтические экзерсисы смельчаков, не побоявшихся выйти на сцену и презентовать собственное творчество. Вера наблюдает за большинством выступающих с улыбкой.
— На самом деле хорошо, что есть такое место, где поэты находят свою аудиторию. Здесь было довольно много людей, и видно, что тем, кто стоял на сцене, действительно важно, чтобы их слушали и слышали. Это вдохновляет, заставляет больше писать и работать над своими текстами. Лично я, наверное, была не слишком настроена на поэзию, потому что во мне в большинстве случаев не резонировало то, что я слышала. Но было видно, что публика слушает с интересом, спорит, задает вопросы.
* * *
Следующий пункт нашей программы — мероприятие со смешным названием «Курилка Гутенберга». На первый взгляд, суть его достаточно проста: в клубе выступают три лектора с получасовыми рассказами на профильную тему. Затем каждый желающий может задать им вопросы.
Мероприятие в формате некоммерческого образовательного лектория появилось в 2014 году в России и проводится во многих городах от Омска до Минска. Вход бесплатный, но по предварительной регистрации.
Нас ожидают три лекции: «Летучие мыши — невидимые соседи», «Озеро Восток» и «Вода на Марсе». Приходим к самому началу мероприятия и с удивлением обнаруживаем, что в помещении клуба Ili негде упасть яблоку: на лекторий пришло больше сотни слушателей, и бо́льшая часть из них слушает рассказы выступающих стоя.
— Если у вас на чердаке летучие мыши и они больны бешенством, не бойтесь, скорее всего, ничего страшного с вами не случится, — вызывает своим утверждением бурную реакцию публики научный сотрудник лаборатории молекулярной зоологии НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Алексей Шпак.
Следом мы слушаем рассказ про исследования озера Восток в Антарктиде и узнаем, что под четырехкилометровой толщей льда, вполне вероятно, есть жизнь, которую не так-то просто изучить, но которая при этом может дать нам четкое представление о том, как выглядела наша планета много миллионов лет назад.
Звезда вечера — блогер Zelenyikot, он же Виталий Егоров. Создатель паблика «Открытый космос» рассказывает о том, что ученые уже давно обнаружили на Марсе воду, а следом публика терзает блогера вопросами о многочисленных космических программах.
Вера стоически выдерживает двухчасовое мероприятие на ногах:
— Я даже не знаю, что радует меня больше: качественные лекции или полный аншлаг в аудитории. Формат theory & practice, популярный во всем мире, оказывается, работает и в Минске, причем очень эффективно. В субботу столько людей собралось в одном месте — столько ведь не каждый концерт в Минске собирает! Важный фактор — бесплатность мероприятия, что делает его более доступным. Здесь живая, творческая атмосфера, хорошие лекторы — очень приятно, что такие мероприятия проводятся в Минске и имеют спрос. Мне понравилась первая лекция: там были контринтуитивные факты, и эту информацию я, возможно, смогу применить на практике. Две другие лекции тоже были хорошие, просто для меня это, наверное, не самые интересные темы.
* * *
Настало время развлечений, близких сердцу нашего гида. Мы собираемся на паб-квиз под названием Bernard Show. Паб-квизы — это относительно новая для Минска забава, которая за пару лет превратилась в достаточно модный формат отдыха. В баре собираются люди, отвечают на вопросы ведущих, получают за это моральное удовлетворение и призы, если повезет.
Вера собирает команду из друзей по «Что? Где? Когда?», и мы отправляемся тестировать один из множества минских паб-квизов.
Игра состоит из восьми туров по 15—20 вопросов: визуальных, в аудиоформате и традиционных текстовых головоломок. Нужно, например, назвать автора «Дней Турбиных», узнать звучащие композиции или назвать всех людей, изображенных на картинке.
Наша команда с символичным названием «Возьмись за ум» долгое время находится в тройке лидеров, а ближе к концу игры вырывается вперед.
Убедительную точку в триумфальной игре ставит капитан команды Вера, которая берет последний вопрос. Проверьте себя: «Тайгер Вудс стал лицом известного бренда. После этого появилась карикатура, на которой губы спортсмена в улыбке создавали неестественную форму. О какой компании идет речь?»
Минус, который отмечаем в игре, — это ее продолжительность. Мероприятие растягивается на три с половиной часа. Тем не менее Вера довольна.
— Рада, что в Минске появляются новые паб-квизы — это хорошая тенденция. Буквально три года назад, наверное, ни одной подобной игры у нас не было, а сегодня есть из чего выбирать. Как отличить хороший от плохого? Я играю в «Что? Где? Когда?», где уже выработались свои каноны. Поэтому от квизов я тоже ожидаю определенных стандартов. На что обращать внимание в первую очередь? Важно, чтобы на игре была приятная атмосфера, интересные темы, вас не раздражали мелкие неточности и шероховатости. Из сильных сторон на Bernard Show я бы хотела отметить хороших ведущих: видно, что люди стараются делать очень разнообразную игру. Паб-квизы — это не спорт, здесь важна в первую очередь атмосфера, а не победа. Лично я отлично провела время, хотя, наверное, все же сократила бы турнирную дистанцию: три с половиной часа — для меня это немного утомительно.
* * *
Планетарий — это слово из детства, и ассоциируется оно с веселыми школьными экскурсиями, трансформирующимися в межгалактическое путешествие. Тем не менее поход на необычный сферический кинопоказ значится в нашем списке следующим. В минском планетарии за символическую плату в 37 тыс. рублей можно на выбор посмотреть один из получасовых фильмов про космос. Мы выбираем «Черные дыры: обратная сторона Вселенной».
В зале нас сразу просят отключить мобильные телефоны, чтобы не мешать просмотру в полной темноте. Над головами зрителей проносятся звезды, рождаются и умирают целые галактики, а закадровый голос рассказывает про черные дыры — удивительное и малоизученное космическое явление.
После кинопоказа в зале воцаряется кромешная тьма, а на большом экране появляется звездное небо. Мы наблюдаем за созвездиями, которые перемещаются по сферическому экрану в соответствии с временем года.
— Формат мне понравился больше, чем фильм: мне кажется, он предназначен для аудитории помладше. Думаю, что такие походы стоит рекомендовать прежде всего семьям. Последний раз я была в планетарии лет 15 назад, и с тех пор фильмы стали более продвинутыми, качественными и в какой-то мере реалистичными. Сам фильм тоже хороший, и если бы я была школьницей, то получила бы удовольствие от просмотра. Приятно, что есть технологичное сферическое кино, которое можно посмотреть в Минске. Ставим плюс, рекомендуем семьям.
* * *
Итого: На составление гида мы потратили две недели. Два из пяти событий были бесплатными, экскурсия в Национальном художественном музее в традиционном формате обойдется в 50—110 тыс. рублей, участие в Bernard Show стоит 100 тыс. с каждого участника, а на сферический фильм в планетарии можно сходить за 37 тыс. рублей.
Резюме от Веры: «Мне понравился первый вечер, потому что для меня визуальное искусство работает лучше всего. Неплохо я провела время на квизе, это ближе к моему хобби: мне нравится отвечать на вопросы, проводить время с друзьями. В этой игре важен процесс, а не результат. А процесс был хороший, хоть и немного утомительный. Лекция и планетарий для меня расположились на третьем месте. Это было интересно, хоть и представляло собой немного пассивный вид отдыха. Ну а почетное четвертое место отдаем вечеру поэзии.
На самом деле сходить в музей или на лекцию — это не подвиг. Важно, чтобы это приносило тебе удовольствие, делало твой мир разнообразнее. Каждый сам в состоянии определить, что ему ближе. Но нужно пробовать что-то новое, экспериментировать и смотреть, какой формат тебе подходит больше. Чего не следует делать однозначно, так это критиковать, не попробовав. Не нравится в музеях? Возможно, не стоит туда ходить. А может, наоборот, нужно сделать над собой усилие и попробовать разобраться в предмете».
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by