Проект «Оптимисты». Минчанин работал подсобником на стройке, а потом открыл свой бизнес: «Мужчина должен зарабатывать не меньше $3000»

 
13 марта 2015 в 8:00
Источник: Николай Козлович. Фото: Влад Борисевич
Источник: Николай Козлович. Фото: Влад Борисевич

Назло кризису Onliner.by запустил цикл статей, в которых обычные белорусы будут рассказывать о том, как они смотрят на жизнь и чего от нее хотят. Наши герои — счастливые люди. Они увлечены, они хотят творить, хотят много зарабатывать, а главное — они не ноют о постылой действительности, а делают свое дело. Сегодняшний монолог — о том, как создать бизнес с нуля. Минчанин Алексей бросил вуз, успел «поработать» контрабандистом, был разнорабочим на стройке, а потом решил открыть свою строительную фирму.

* * *

В редакцию Алексей пришел в майке, хотя на улице было около нуля. Говорит, что не боится холода. На него удивленно смотрят прохожие — ну и что с того? «Улица — это толпа. Если у тебя есть цель, не стоит обращать внимание на чье-то мнение», — здраво рассуждает парень. Ему слово.

* * *

— Мне 29 лет, — начинает рассказ наш герой, который никаким героем себя не считает. — Родился в Минске. После школы выстрелило: надо учиться на экономиста. Поступил в БГУ на экономфак. Потом понял, что это ну совсем не по мне. Бумажки, цифры, офисный стул — скучно! Учебу закончил, но диплом не забирал. Начал искать себя.

Несколько лет подряд занимался всякой ерундой. «Трудился» контрабандистом, возил из-за границы алкоголь. Был период, когда прибыль составляла 150%. Под Новый год едва ли не машинами сюда спиртное тянули. Но потом милиция этот незаконный бизнес фактически прикрыла. Один раз я попал в ОБЭП. Конфисковали товар на несколько тысяч. Плюс немаленький штраф, разумеется. С такими делами решил завязать. Потом был период «творческого кризиса», и я пошел на стройку.

Это была небольшая частная контора. Начинал с подсобника, потом выучился на монолитчика. Когда я наблюдал за тем, что происходит на стройке, у меня родилась бизнес-идея: а почему бы не создать конкурирующую фирму? Мне мучительно не хотелось работать «на дядю» — только на себя.

* * *

— Дождался момента, когда ребят обидели по зарплате, предложил им уйти со мной, — продолжает Алексей. — Так я перетянул пять человек.

На двоих с приятелем зарегистрировали ООО, назвали фирму «ЭлПиХауз». Набрали еще народа, распространили рекламу. Влезли в кредиты, конечно, чтобы купить инструмент. Тысяч на 20. Брали кредиты как «физики», на карточку. Проценты и тогда были кусачими, что-то около 35, а потом цифры еще выросли.

Первый заказчик пообещал дать авансом 70% от стоимости работы. На эти деньги купили опалубку. И начали работать двумя бригадами. Стартовали исключительно с монолита — делали фундаменты, лестницы, перекрытия и тому подобное. Дело пошло, начали сдавать дома под ключ.

* * *

— Мы работаем в частном секторе, с коттеджами. В основном заказчики — платежеспособные люди. Первый объект был в Семково, вскоре появились другие. В строительном бизнесе самое главное — наработать портфолио. Сарафанное радио тоже имеется, но по советам старых заказчиков к нам пришло буквально несколько новых. А вот портфолио с красивыми фотографиями — это тема.

Есть ли на рынке конкуренция? Глобальной — нет. В частном секторе работает с десяток адекватных фирм, дающих гарантию, отвечающих за качество. Крупные игроки сюда не лезут, им гораздо интереснее строить 12-этажки. Есть и «дяди Васи», которые вкалывают за бутылку водки. Какое у них качество, всем понятно.

* * *

— Был недавно проект. 8 на 10, полтора этажа, фундамент, канализация, коробка, перекрытия, крыша — с работой и материалами все обошлось заказчику в $50 тыс. Наш чистый заработок составил около $10 тыс. Но в этом сезоне придется ужаться. К лету ценник просядет на 20%. И народ будет со строителями за каждую копейку воевать.

По осени кладка из керамзитобетона стоила порядка 29 у. е. за куб, а сегодня люди готовы за 20 браться. Тут еще украинцы приехали, серьезно рынок просадили, сбивая цену. Что будет дальше, сложно сказать. Планы по расширению точно откладываем.

Конечно, чтобы расти как профессионалу, хотелось бы строить красивые дома. Но у белорусов на них пока нет денег. Дрозды и прочие такие поселки в расчет не беру. Строят же в основном или огромные «гаргары» или самый простой «бюджет».

— Мысли о том, что кризис — это конец, нужно сворачиваться, были?

— Что будет туго — да, думал. А как же? Но гнетущего пессимизма нет.

* * *

Алексей говорит:

— Если оглядываться назад, то могу сказать: наше гуманитарное образование не дает ничего, кроме круга знакомств. Учиться бизнесу нужно «в полях». Я все еще учусь.

В материальном плане уже чего-то достиг. Есть машина, есть дача. Семьи нет. Еще не время, не хочется разбиться о бытовуху. Да и денег пока достаточно не заработал.

В моем понимании мужчина в Минске должен зарабатывать около $3000. Для того, чтобы содержать двоих детей, жену, жить в большом частном доме. Да, кому-то достаточно и меньших денег, но у меня планка такая.

— Кто-то сейчас живет на $150… Как тут быть оптимистом?

— Для меня это загадка. Но я хочу сказать о другом. Любимая «фишка» белорусов еще со времен Союза — плакаться в жилетку. И власть не та, и зарплаты не те…

А работать часто люди просто не хотят. Касательно строительной сферы: если руки нормальные, то алкоголик. Если не алкоголик, то необязательный, на работу не приходит. За прошлый год я, наверное, человек 15 повыгонял. Сегодня он не вышел, мобильный телефон не берет, а через три дня объявляется: «Извини, были проблемы». И это при том, что никого по деньгам старались не обижать. Подсобники до $800 зарабатывали, специалисты — до $1500. В этом году оклады, конечно, упадут.

* * *

— У меня много знакомых, которые хотели реально работать и поднимались с нуля. А кто хотел сидеть на зарплате, тот и сейчас сидит, — резюмирует собеседник.

— Не всем же быть бизнесменами!

— Я тоже не бизнесмен. Это громкое слово. Предприниматель, не более того. Несмотря на то, что формально директор, не брезгую работать вместе с другими. Зачем нос задирать? Да и деньги лишними не бывают.

— Были мысли заработать побольше и удрать?

— Любопытный факт: большинство одноклассников так и сделали. Кто-то уехал во Францию, кто-то в Австралию, многие в Китай. У меня такие мысли были на первых курсах, а потом решил, что и тут по большому счету неплохо.

Да, вести свое дело в нестабильной экономике непросто. Понятно, если бы у нас были адекватные кредиты, были бы и планы по развитию фирмы. А кроме кредитов, от государства мне и не надо ничего. Проблем с контролирующими органами нет, технадзор в частном строительстве вызывается за счет заказчика, и если все сделано на совесть, то и вопросов у людей нет.

— Совет молодым выпускникам дать не хотите?

— Ни в коем случае! У нас уже была страна советов, а что в итоге? Работать «на дядю» или на себя, хотеть многого или не хотеть ничего — каждый волен решать сам.

Проект «Оптимисты»:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by