Электронные ценники, весы и кассы самообслуживания: почему будущее не спешит приходить в наши магазины

 
14 октября 2014 в 8:30
Автор: Александр Владыко. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Александр Владыко. Фото: Аркадий Соболев

Несмотря на то, что торговля остается одной из самых развивающихся в Беларуси отраслей, развития в самих технологиях торговли мы почти не наблюдаем. Весы самообслуживания, которые давно работают по все четыре стороны от нашей границы, — волшебство, такие же кассы — вообще полный космос. Onliner.by подготовил обзор современных технологий для магазинов и даст ответ, почему их до сих пор не видно в белорусской торговле.

Не факт, что вы знаете, но магазины самообслуживания были сделаны ориентиром советской торговли еще в 1960-х годах. Однако теоретические преимущества наткнулись на вилы практического дефицита. Покупатель мирился с неудобствами, лишь бы получить товар. Торговля до того привыкла к доминированию, что многие до сих пор живут по понятиям: «вас много, а я одна». Разумеется, что рано или поздно такие или переучатся, или закроются. Пока же цивилизованный мир уходит в отрыв. Надо сказать, что сценарии развития торговли уже давно написаны. Главным барьером остается цена внедрения инновации.

RFID

По прогнозам десятилетней давности, мы уже должны были жить в эпоху RFID (радиочастотных идентификационных меток). Пока технология реализована на крупных логистических складах или, например, при оплате дорог, но до магазинов так и не дошла. В чем же она заключается?

Сейчас продукты и товары помечаются штрихкодом уже на этапе производства. Все довольны: маркировка дешевая, мировая система штрихкодов давно устоялась.

— Штрихкод — это маркировка, которая несет статическую информацию, которую нельзя изменить или расширить, — рассказывает Евгений Лапшин, директор компании «Белкристаллсервис», которая занимается автоматизацией магазинов. — RFID — это радиочастотная активная метка, которую можно наполнить любыми данными. Получаемые возможности — бесконечны, а зона считывания может достигать сотен метров.

Грубо говоря, в метке, которой маркируется товар, может быть заложена информация о сроке годности, весе, калорийности, производителе, рецептуре. Представьте, что вы кладете продукты в корзину, которая оборудована дисплеем. По мере наполнения на дисплее появляется полная информация о содержимом корзины.

Обозначение метками фактически устраняет проблемы с истекшими сроками годности (помеченный товар будет «кричать» о своей просроченности) и несовпадением цен.

В начале 2000-х RFID-метка стоила около доллара. Считалось, что, когда цена упадет до 10—15 центов, все тронется само собой. Пока не тронулось. Оказалось, что даже 10-центовые метки на миллионах товаров в магазине — колоссальные средства.

— Остаются дорогими оборудование по кодировке, программное обеспечение и сам процесс маркировки, — объясняет Евгений.

Несколько лет назад в Москве при широкой информационной поддержке был открыт магазин без продавцов. «Магазин будущего» функционировал при офисе одного из лидеров российской торговли — X5 Retail Group. Недавно проект закрыли, признав перспективность использования RFID в будущем.

Весы и кассы самообслуживания

Из будущего перенесемся в обычное настоящее — для многих стран, но не для Беларуси. В следующем году точно появится магазин, где покупателям будет дана свобода при взвешивании и оплате. Речь о весах и кассах самообслуживания.

Почему то, что давно стало нормой не только для западных соседей, но и для России, так мало распространено у нас, не понятно. По этой же причине аргумент про менталитет ничего не объясняет. Остается дешевая рабочая сила, которую можно поставить за кассу в торговом зале.

— До сих пор параллельно с классическим взвешиванием в торговом зале у нас быстрее развивалась литовская технология, когда покупатель взвешивает товар на кассе. Главный минус такой системы в том, что она замедляет работу кассира, — объясняет Евгений Лапшин. — В российских гипермаркетах прикассовых весов почти нет.

Весы самообслуживания увеличивают скорость обслуживания. По мнению Евгения, они добавляют очков и магазину:

— Люди видят, что им доверяют. Более того, они уже сами смотрят с недоверием, если кто-то взвешивает товар за них. Магазины часто боятся, что будут убытки от того, что покупатели начнут обвешивать, докладывать товар после взвешивания и маркировать дорогие фрукты как дешевую картошку. Но практика показывает обратное. Конечно, для этого нужно время, покупатели должны привыкнуть. Что касается обмана, то сотрудники магазина воруют не менее профессионально.

Да, возможно, кто-то положит в пакет четвертую грушу, взвесив три. Но это не убытки по сравнению с ситуациями, когда вся очередь останавливается после того, как кассир идет взвешивать товар за забывчивого покупателя.

Мнения практиков отличаются. И, судя по отсутствию касс самообслуживания в магазинах, они им пока совершенно не нужны.

— Весы самообслуживания ускоряют процесс и избавляют от необходимости держать работника, облегчают работу кассира, но количество возможных ошибок и пересорт — колоссальные, — считает Андрей Саванец, начальник управления ИТ компании «БелВиллесден» (сеть «Гиппо»). — Можно ставить такие весы, но революции в борьбе с главной проблемой — очередями — они не сделают.

С кассами самообслуживания все еще дороже. Из-за этого они внедряются там, где слишком дорогой стала рабочая сила — кассиры. Например, в Москве, не говоря уже о Европе.

— Кассы самообслуживания хороши тем, что на меньшей площади можно расположить большее количество касс, — объясняет Евгений Лапшин. — Кроме того, шесть касс требуют всего одного сотрудника, который будет помогать покупателям.

Кассы самообслуживания рассчитаны на покупателей с корзинками (потому что самостоятельно «рассчитывать» телегу с покупками будет очень долго, кассир сделает все быстрее).

— Как сделать так, чтобы покупатели не выносили товар через кассы самообслуживания без оплаты? — спрашиваю Евгения.

— Кроме тех противокражных элементов, которые работают сегодня, система кассы оснащена технологией защиты: она суммирует не только стоимость покупок, но и вес. Если пакет с покупками не совпадет по весу с тем, который, как считает касса, должен быть, на вас обратит внимание помощник.

Чтобы несовершеннолетние не смогли купить алкоголь, подобные товары будут требовать подтверждения со стороны сотрудника магазина.

Самое плохое в кассе самообслуживания — это ее цена.

— Среднего уровня касса без купюроприемника (только безнал) стоит €10—20 тыс. Выгода легко просчитывается, когда зарплата кассира составляет $1 тыс. Когда меньше, решиться уже сложнее, — рассказывает Евгений.

— Пока применять кассы самообслуживания возможно только в качестве эксперимента, — считает Андрей Саванец. — Эффективность и скорость работы кассира намного выше. Окупаемость кассы в таком случае составит не менее трех лет.

Электронные ценники

В гипермаркете около 50 тыс. наименований товаров. При нынешних темпах инфляции каждый день это требует замены сотни-другой ценников. Вкупе со стоимостью печати и фактором человеческой ошибки такая ситуация недешево обходится магазину и нервам покупателей. Выходом из ситуации могли бы стать электронные ценники. Почему их нет?

— Впервые электронные ценники у нас появились в 2008 году, когда мы оснастили ими один из отделов витебского магазина, — рассказывает Евгений.

С тех пор — как отрезало. Дешевые сегментные ценники (как дисплей калькулятора) нам не подходят, потому что не хватает разрядов для наших многотысячных цен. Остаются дорогие графические.

— Они стоят от 12 евро за штуку. Да и смотрятся, честно говоря, не так хорошо, как напечатанные на хорошем картоне цветные, — признает Евгений. — Периодически крупные сети обращаются к нам за расчетом проекта, но потом оказывается, что на этот бюджет можно много лет печатать ценники на красивом термокартоне.

— Идея электронных ценников хороша, но вот их цена… Мы для себя определились, что стоимость ценника не должна быть выше $7, — рассказывает Андрей. — Преимуществ у них масса. Можно менять цены в режиме онлайн, чтобы избежать ситуаций, когда в базе системы и на кассах цена уже изменилась, а на полке висит старая цена.

Справедливости ради стоит отметить, что даже изменение цены онлайн не позволит полностью избежать конфликта на кассе.

— Представьте, что человек положил товар в корзину и пошел гулять дальше, а в это время цена меняется, и на кассе ему предлагают заплатить больше, — говорит Евгений. — Вроде бы никто и не виноват. Поэтому крупные магазины часто принципиально не меняют цены в течение рабочего дня, даже если новая партия товара пришла по новой цене. Закрываются двери магазина — можно менять цены.

Если бы были внедрены RFID-метки, то полка вообще могла бы выглядеть космически современно: на всю длину полки делается ЖК-дисплей, который сам определяет, где стоит товар, и ставит ценник ровно под ним. Сдвигается товар — двигается цена.

Любопытно, что по нашему законодательству магазин с электронным ценником могут оштрафовать за отсутствие на нем печати и подписи. Но этот атавизм легко решился бы, а пока все упирается в цену.

«Убийца очередей»

Главная проблема современной отечественной торговли и, соответственно, ее клиентов — очереди. Есть эффективные инструменты их сокращения, один из которых называется буквально «убийца очередей». Подобный способ применяют рестораны «МакДональдс», когда в очереди к вам подходит сотрудник, принимает заказ и выдает так называемый мягкий чек. Такое можно было бы делать и в магазинах, если бы…

— Если бы хватало кассиров, — уточняет Евгений. — Чаще всего даже в час пик можно видеть неработающие кассы. Не хватает специалистов, поэтому в первую очередь надо искать кассиров, а потом уже запускать «убийцу». По статистике, эффективность работы трех «убийц» равна одной кассе.

Сами ретейлеры готовы применять этот инструмент.

— Это здорово работает в часы пик, перед праздниками, выходными и так далее, — рассказывает Андрей. — Для этого можно на пару дней нанять дополнительный персонал. На постоянной основе держать сотрудников, конечно, нецелесообразно.

Мобильные приложения

Уже много лет сетевые магазины работают с дисконтными программами, собирают анкеты с данными о покупателях, но до сих пор никто так и не пользуется этими данными в максимально возможном объеме. Пока все упирается в возможности товарно-учетной системы магазина. Чтобы не было такого: приглашают человека прийти за любимой кашей на скидке, а там лежат яйца, потому что каша закончилась еще на прошлой неделе.

Адресные обращения могут обрести новое дыхание с распространением смартфонов.

— Покупатель заходит в магазин, и его телефон попадает в зону Wi-Fi, где определяется история его покупок. На телефон отправляется информация с интересными предложениями, о скидках, навигация по магазину исходя из списка покупок и даже исполнение предзаказа, — рассказывает о будущем Андрей. — Сразу ожидать развернутого функционала не стоит, но скоро такие приложения начнут появляться.

Так и живем — пока в отстающих. Современные технологии в магазинах запускаются, мягко говоря, тяжело. Возможно, растущая конкуренция добавит бодрости. Пока же наш космос — старая добрая пневмопочта, по которой летают капсулы с наличными миллионами белорусских рублей. Все остальное — дело будущего.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

/ Теги: Торговля