Часы от президента. Что происходит в Беларуси с талантливой молодежью

 
16 августа 2014 в 9:00
Источник: Николай Козлович. Фото: Влад Борисевич
Источник: Николай Козлович. Фото: Влад Борисевич

На очередном совещании в полях руководством страны была поставлена задача искать молодые кадры и заменять ими кадры старые, пожившие. Мы читаем новостные заголовки от БЕЛТА вместе с минчанином Юрием Наксом, который привез в редакцию свой бесценный подарок. Юра достает из сумки часы в шикарном деревянном футляре, кладет на стол. Корпус с позолотой, а на задней крышке надпись: «От президента Республики Беларусь». Судьба подарка-символа и рассуждения о будущем без мишуры красивых фраз — в монологе молодого минчанина.

* * *

Из сообщения газеты «Советская Белоруссия» за июнь 2010 года: «Глава государства Александр Лукашенко 23 июня объявил благодарность президента Республики Беларусь десяти студентам старших курсов высших учебных заведений страны. Об этом сообщили в пресс-службе белорусского лидера. За отличные успехи в учебе, примерное поведение и активное участие в общественной жизни благодарность объявлена: Близнецу Ивану Анатольевичу, Добровольской Наталье Олеговне, […] Наксу Юрию Евгеньевичу — студенту пятого курса факультета внешнеэкономической деятельности и предпринимательства частного учреждения образования „Институт предпринимательской деятельности“».

Наш герой — один из тех десяти счастливцев.

* * *

— Мне 27 лет. Я коренной минчанин, родился в Минске и живу здесь всю жизнь, — начинает Юрий свой рассказ. — Окончил лингвистическую гимназию, изучал английский, немецкий и сербский языки. После был вариант с дальнейшим обучением в Москве, но он в последний момент сорвался. Времени не оставалось, государственные вузы уже завершили прием документов. Или армия, или частный вуз — такая альтернатива. Я поступил в Институт предпринимательской деятельности.

Учеба давалась легко. Занимался спортом, был капитаном вузовской команды по мини-футболу. Так как свободно говорю по-английски, работал с делегациями, которые приезжали из других стран. Как пишут в таких случаях, «принимал активное участие в общественно-политической и научной жизни института». А потом неожиданно узнал, что меня заметили.

Пришло сообщение из Министерства образования: студент Накс удовлетворяет критериям для вручения высокой награды от президента страны. Нужно явиться на торжественный бал во Дворец республики. Почитал в интернете: благодарность вручается самым достойным, показавшим себя в учебе и науке. Из частных вузов, как сказали уже потом, я был первым лауреатом.

В Минобре проинструктировали, как себя вести. На приеме было человек триста, и только десяти Александр Лукашенко вручил часы. Лично жал руку. Дали грамоту и цветы. Было необычно и, конечно, приятно.

На приеме была церемония фотографирования с главой государства. С фотографией случился казус. Оказалось проблемой достать снимок. Нашелся один фотограф из государственного СМИ, который предложил продать фото за деньги. И продал.

* * *

— Я реалист. Честно говоря, не думал, что после этого приема произойдет что-то аховое, — продолжает Накс, — что что-то в моей жизни кардинально изменится: возьмут, например, и назначат директором БелАЗа. Смешно! Но родители, родственники, знакомые убеждали: «Ну, парень, готовься. Сейчас попрет!» Государство, дескать, тебя заметило — и уже не упустит.

Ладно, казалось мне, может, кто-то хотя бы позвонит разок. Есть же какие-то информационные базы для молодых специалистов. Есть Министерство образования, которое курирует кадровый резерв. Как ни включишь телевизор, каждый день говорят: налажена работа, ведется поиск новой смены.

Прошел месяц, потом еще один. Что говорить, прошло четыре года. Ни одного звонка я так и не получил. Никто не поинтересовался, где я, готов ли работать. За это время я пришел к выводу, который может показаться банальным, но все же: страна живет для галочки. И прием тот был точно таким же.

Уже позже, когда я устраивался на работу, эта деталь в биографии ни разу не помогла. Как раз наоборот. Многие смотрят, удивляются: если ты такой умный, что ты делаешь здесь? «Лучше мы с обычными людьми будем иметь дело».

* * *

— Не хочу, чтобы мои слова воспринимались так, будто я жалуюсь на жизнь и на что-то обижен. Ни в коем разе! — продолжает Юрий. — Это не обида, а просто чувство недоумения, которое становится все объемнее. Не только у меня — думаю, у многих. Интересно, в Западной Европе люди, которые хорошо учатся, проявляют себя, тоже не имеют шанса? Мне кажется, совсем несложно в Беларуси хотя бы подводить молодежь к работе на наиболее сложных участках. Давать им возможность проявить себя, попробовать свои силы. Не получится — сам виноват.

Здесь это никому не интересно. Все чаще закрадывается мысль: надо искать место в странах более внятных и адекватных. Многие мои знакомые уехали и говорят, что они там счастливы.

Меня сдерживает то, что родители уже немолоды. Да и вообще, где родился, там и пригодился. Уехать — это проявление слабости.

* * *

На сайте Министерства образования затесался среди прочих раздел «Поддержка одаренной молодежи». В разделе пять указов, одно решение, два приказа и парочка инструкций. Внушительная коллекция.

Первый документ датирован 1996 годом. Тогда в стране был создан спецфонд по поддержке талантов. Чуть позже организовали банк данных для тех, кто попал государству на карандаш. Лучшие из лучших получают из фонда премии. При трудоустройстве им положены надбавки. На каждого ведется карточка, в которой имеется графа «Карьерный рост». Почти 20 лет власть выстраивает схему работы с молодежью от детского сада до вузовской скамьи. Государство дарит амбициозным юношам и девушкам часы и цветы, а потом год за годом грустно признает: в обойме — махровые старики.

Куда деваются таланты, одаренные позолоченными часами, — одна из главных загадок современной Беларуси. Хотя ответ есть. Главный бриллиант спецфонда и спецбазы — программист Геннадий Короткевич — после школы уехал учиться в Россию. Вернется ли, вспомнив, что и на него в стране возможностей оформлена своя карточка?

— Без протекции и чьей-либо «волосатой руки» у нас ничего не происходит, — считает Юрий Накс.

Наверное, это не совсем так. Конечно, так не только у нас. Но попробуйте найти железный аргумент, чтобы разочаровавшегося в системе парня переубедить.

* * *

Наш собеседник говорит:

— Сейчас работаю в компании, которая занимается поставкой автозапчастей. Не сказать, что это предел мечтаний. Из знаний, которые я получил в вузе за пять долгих лет, использую на практике процентов 15. Ни о каком «международном маркетинге» речь не идет.

Нынешний оклад высоким не назову. Зарплата позволяет лишь вполне достойно существовать. Я счастливчик, потому что минчанин. У родителей дом, места всем хватает. Но это не моя заслуга. Это их капитал.

Девушка — молодой специалист с высшим образованием — работает на госпредприятии. Стаж работы около пяти лет и зарплата чуть больше 2 млн. Причем сейчас завод перешел на сокращенный рабочий день. Видимо, и этих миллионов она уже не увидит.

На прощание Юрий еще раз повторяет: он не обижен на государство, которое однажды его «разыграло», продемонстрировав значимость. Он все давно понял, к спектаклям привык. Но, видимо, в силу своего идеализма еще желает что-то изменить. Хочет, чтобы в стране появилась логика. Будь Юрий прагматиком, думаем мы, он давно возил бы из Польши носки.

Грамота от президента по-прежнему висит у него дома в рамке. А часы через месяц остановились.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by