«Литературный негр» из Минска: «Я писал под раскрученным именем для московского издательства»

 
34 926
02 апреля 2014 в 8:30
Автор: Денис Блищ. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Денис Блищ. Фото: Алексей Матюшков

Традиция «литературных рабов» существует уже не первый век: например, знаменитый роман «Три мушкетера» — это не только Александр Дюма, но и Огюст Маке, получавший отступные за отказ указывать свою фамилию на обложке. В общем, существование «негров» в книгоиздательском бизнесе не секрет, тем более сейчас, когда некоторые «авторы» выпускают в год по десятку романов. Onliner.by встретился с одним из тех, чьи книги издавались в Москве под известным писательским брендом. Он рассказал, как устроена одна из схем использования литературных негров, и предположил, кто из знаменитых писателей пользуется теми же методами.

Олег ничем не похож на своего героя из серии про спецназовца. Средних лет мужчина в очках и с интеллигентной бородкой, он встретил нас около одного из минских офисных зданий. Здесь «писатель под прикрытием» работает совсем по другому профилю и получает обычную зарплату. Его литературный протеже — сама противоположность: не дает ни одного шанса негодяям и вершит правосудие над пачками террористов.

«Я назвал бы это „бригадным подрядом“, — говорит писатель. — Роман является результатом усилий целой команды: заказ дает непосредственно издательство, исходя из своих маркетинговых исследований или предпочтений кого-то из руководства, затем отдельный человек разрабатывает проект цикла (ибо издавать сериалы выгоднее всего), другой человек пишет так называемый „сценарий“ первой и последующих книг — фабулу произведения, которая передается писателю. Иногда это один человек, иногда несколько. В таком случае книга разбивается на части для каждого из „негров“. Впрочем, это не отменяет возможности предложения со стороны издательства малоизвестным авторам издать свою книгу под известным именем — при условии, что она вписывается в формат той или иной серии. Некоторые соглашаются и даже потом этого не скрывают».

Официальный сайт того самого издательства сообщает, что у «брендированного» писателя в прошлом году вышло более 100 наименований книг — сюда включены не только новые произведения, но и переиздания. Круче только Дарья Донцова, под фамилией которой за 2013-й на прилавки поступило 143 романа. Есть у нашего плодовитого «автора» и официальная биография: родился, окончил юридический институт, отслужил, получил боевые награды, теперь адвокат. С фотографии на доверчивого читателя смотрит острый взгляд простого парня, который успевает выдавать на-гора десятки романов.

«Я, кстати, не уверен, что такой человек вообще существует в реальности. В отличие от тех же Донцовой или Марининой, он не маячит на телевидении и в прессе, — размышляет настоящий писатель. — Хотя не исключено, что он все же не вымышленный персонаж и даже пару-тройку книг написал сам, а потом, что называется, превратился в бренд».

Непосредственно с издательством Олег не общался. Вообще, существование каких-либо договоренностей с минчанином книжные воротилы могут честно отрицать: непосредственные контакты остаются за «разработчиком». Этот человек получает гонорар, потом распределяет его по всей цепочке.

«„Под бренд“ я написал шесть книг, — продолжает Олег. — Поэтому лично мне несложно поверить, что вся библиография этого „писателя“ — труд большого коллектива».

К такому своеобразному бизнесу минчанин пришел через знакомых. Узнал, что один из коллег принялся трудиться в качестве литературного негра, через него предложил свои услуги. Через год появился первый заказ: сценарист прислал образец, к которому нужно стремиться, и довольно подробную канву будущего романа. Сложности с финансами на основном месте работы подтолкнули Олега к окончательному решению.

«Из-под моего пера выходили не только художественные произведения, — рассказывает писатель. — Периодически между боевиками делались документальные книги, например о нашумевших катастрофах или о династии Романовых…»

С производством подобных произведений схема примерно та же: издательство утверждает проект, его получает в разработку сценарист, после чего отдает исполнителю, только уже без подготовленной фабулы, зато с набором интернет-ссылок: где собирать информацию, на что опираться.

«Всего в моем писательском багаже более десятка таких книг, — признается Олег. — Под настоящей фамилией я тоже печатался, но это были стихотворения в коллективных сборниках и на страницах периодических изданий. Беллетристику прежде не писал, да и то, что есть, сделано только под „брендами“».

Финансовые кризисы, прокатившиеся по России и странам СНГ, тяжело сказались на книгоиздательском бизнесе. После трех успешных романов заказы приостановились — пауза затянулась на полтора года, затем конвейер останавливался еще на шесть месяцев. И если до первой паузы Олег превращал сценарий в текст единолично, то после сценарист мог разделить заказ на нескольких авторов, чтобы не растерять «коллектив».

«Я не могу сказать, что подобный бизнес приносит какие-то особые деньги, — размышляет минчанин. — За год автор (который, к слову, обычно работает где-то еще) в состоянии выдать не более четырех приличных текстов объемом 400—500 тыс. знаков каждый. Гонорар же за труд — лишь трехзначная цифра в иностранной валюте, и прожить на эти деньги сложно. Всего лишь неплохая прибавка к зарплате».

Олег считает, что в принципе, конечно, можно устроиться так, что труд «литературного негра» будет приносить достаточно средств для существования, но это непросто. Понятия карьеры в этом деле и вовсе не существует: успех или даже большой успех изданного произведения никак не сказывается на гонорарах за будущие заказы.

Любопытно, что «допечатки» уже изданных романов также не приносят настоящему автору дополнительных выплат, хотя, если бы на обложке стояла реальная фамилия, в договоре была бы предусмотрена еще одна «зарплата». «Литературные негры» получают сумму за написанное один раз и навсегда.

«Однако дважды я получал гонорар за так и не вышедшие книги, — продолжает Олег. — То есть издательство их приняло, оплатило, но по каким-то причинам не выпустило в свет. Во всяком случае, на прилавках и в каталоге я их не встречал».

Минчанин особого секрета из своей тайной миссии не делает. О писательском труде под псевдонимом знают родственники и знакомые. Встречаются написанные Олегом книги в магазинах, библиотеках.

«Четыре первых своих романа я даже купил сам, — рассказывает писатель. — Было интересно подержать в руках, а организовать передачу писательского экземпляра довольно сложно, да и со временем становится не нужно».

Как правило, срок на написание очередного шедевра давался довольно жесткий — 2—3 месяца. Разумеется, на таких скоростях из-под пера «литературных негров» не выходят шедевры, но этого и не нужно. Тонны подобных беллетристических произведений нужны, чтобы скоротать вечер, путешествие в поезде, отдых на пляже. Тексты подобных романов шаблонные, герои наделены простым, но понятным характером, а деталям и достоверности уделяется не так много внимания.

«В случае если книга написана в соавторстве, на плечи одного из писателей ложится редактура готового текста, чтобы не было расхождений в деталях или именах», — рассказывает Олег.

Удивительно, но факт: в бизнесе «литературных негров» занято много белорусов. Только Олег лично знает троих — сценариста и двух своих «коллег», плюс еще одного по переписке. Этот «творческий коллектив» работает под различными «брендами».

Не можем не поинтересоваться, кто еще из раскрученных авторов нанимает «помощников», чтобы раздувать свою библиографию и получать побольше гонораров.

«Достаточно просмотреть списки изданных романов у российских писателей, чтобы сделать соответствующие выводы, — утверждает Олег. — Иногда смотришь на „ковры“ из названий книг и понимаешь, что это не то что написать — проговорить названия списком было бы сложно! Да, физически можно выдавать по книге в месяц, тем более в одном ключе, но выдержать такой темп на протяжении многих лет не под силу никому — наступает психическое, эмоциональное истощение».

Олег уже завершил свою карьеру «литературного негра». Он планировал сделать это сам, но инициатором выступила сторона заказчика из-за сорванных сроков написания очередного боевика. Несдача книги вовремя в этом бизнесе автоматически означает прекращение сотрудничества.

«Текст-то я сделал, хотя и многократно продлевая срок, — говорит Олег. — Но издательство он не удовлетворил. Скорее всего, сказалась моя психическая истощенность и резкая смена темы после предыдущей книги. Возможно, сыграли свою роль какие-то недостатки сценария… В общем, роман не взяли, и на этом все закончилось».

Минчанин утверждает, что, в принципе, легко вживался в образы своих героев, и это несмотря на лишь срочную службу в армии, без боевого опыта. Говорит, произведения слишком шаблонные, чтобы это играло существенную роль. Тем не менее, в первых книгах Олег внимательно изучал географию места действия, виды вооружения, особенности службы в спецподразделениях, однако позже пришел к выводу, что это не нужно.

«Я немного жалею о такой своей странице в биографии, — подводит итог наш собеседник. — И хотя я изначально понимал, что писать под чужой фамилией — исключительно коммерческое мероприятие, все же иногда хотелось видеть на обложке свое имя. Тем не менее, думаю, это была неплохая практика — по крайней мере, теперь я знаю, что мне по силам».

Несмотря на то, что Олег больше не работает «литературным негром», не можем обойтись без провокационного вопроса:

— А что если бы предложили снова и при этом гонорары повысили в два, в три раза?..

— Вполне возможно, я бы согласился…

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by