Увеличение отчислений с вашей зарплаты в Фонд соцзащиты: кому выгодно?

 
10 746
11 августа 2012 в 11:29
Автор: Владимир Лужнев
Автор: Владимир Лужнев

Новость о том, что перераспределение налоговой нагрузки с нанимателя на работника по уплате отчислений в Фонд соцзащиты населения начнется в 2013 году, многих заставила задуматься. Ведь гарантий того, что высвобожденные средства наниматель пустит на сохранение зарплаты работника, нет. Onliner.by подсчитывает, кто и сколько денег приобретет, а кто потеряет от нововведений.

На сегодняшний день со своей зарплаты наемный работник платит 1% отчислений в Фонд соцзащиты населения (ФСН) и 12% подоходного налога. Наниматель же отчисляет 34% от фонда оплаты труда в ФСН. Как перераспределится нагрузка в 2013-м, пока неизвестно, но Министерство по налогам и сборам еще в прошлом году предлагало перенести 14% отчислений на работника. Тогда получится, что наниматель будет отчислять 20% от фонда заработной платы в Фонд соцзащиты, а работник — 15% от начисленной зарплаты в Пенсионный фонд и 12% подоходного налога.

Возьмем условный пример: зарплата сотрудника $1000 (ведь $500, по словам президента Беларуси, — это не деньги), система распределения налоговой нагрузки 34/1 (наниматель/работник). Посчитав все отчисления и выплаты, получим, что для выплаты такой зарплаты наниматель сегодня должен заплатить $1340. При этом на руки работник получит всего $870, а в ФСН поступит $350.

Что произойдет при новой системе распределения 20/15? Первое: наниматель сэкономит $140 (+10,4%) и сумма его выплат снизится до $1200. Работник на руки получит на те же $140 меньше (–16,1%) — $730. Фонд соцзащиты населения ничего не потеряет и не приобретет — отчисления в него по-прежнему составят $350.

Зададимся вопросом: на сколько наниматель должен повысить зарплату своему работнику, чтобы сумма выплат на руки осталась прежней? Проведя несколько простых вычислений, получим, что зарплата сотрудника должна вырасти до $1192 (+11,9%). Тогда общие затраты нанимателя вырастут до $1430 (+6,7%) — это еще выше, чем при старой системе 34/1. Вместе с тем увеличатся и поступления в ФСН до $417 (+19,1%).

Из этого примера следует, что наниматель вряд ли добровольно захочет поддерживать уровень реальных зарплат своих работников на том же уровне, что и до реформы. С другой стороны, в статистических отчетах будет красоваться цифра $500 и более. А то, что работникам будет доставаться только 73% от этой суммы, останется за кадром.

Еще один аспект нововведения заключается в том, что новая система распределения налогов теоретически должна искоренить зарплаты в конвертах или хотя бы снизить долю такой оплаты труда. Разберемся, так ли это на самом деле.

Представим, что наниматель платит работнику ту же зарплату, что и в примере выше — $1000. При этом $500 он платит «по-белому», а $500 — в конверте. Тогда получим, что общие затраты нанимателя на выплату зарплаты в $1000 составят $1170. Работнику на руки достанется $935, или 93,5% от начисленной зарплаты.

Что произойдет при изменении налоговой нагрузки с 34/1 на 20/15? Наниматель сэкономит $70 на отчислениях, а на эту же сумму уменьшится реальная зарплата работника.

А теперь — внимание! — вопрос: если недовольный работник придет к нанимателю и попросит восстановить прежний уровень оплаты труда, то как поступит наниматель? Законодатели, видимо, считают, что наниматель сэкономленные $70 выплатит работнику «по-белому», но тогда до работника вместо $70 дойдет только $51 и недовольными останутся: работник, т.к. его реальная зарплата все равно меньше, чем была, и наниматель, т. к. его сотрудник вместо полной отдачи считает, что его надули, и работает вполсилы. Только бюджет будет доволен, т. к. увеличатся отчисления в ФСН.

Естественно будет предположить, что сэкономленные $70 наниматель положит в конверт к тем $500, что он ранее выплачивал работнику, и тогда не возникнет основы для конфликтов между работником и работодателем.

Какой напрашивается вывод из всего этого?

Ситуация первая: все остается как есть, т. е. наниматель не компенсирует работнику выпадающие доходы. Тогда в плюсе остаются работодатели и чиновники, пишущие красивые отчеты. В минусе останутся наемные работники.

Ситуация вторая: нанимателям в «добровольном» порядке предлагается компенсировать потери работников. Тогда, вероятнее всего, увеличится доля конвертных зарплат, т. к. работодателю вряд ли захочется увеличивать свои затраты на 6,7%. Однако госпредприятия, формирующие значительный поток налоговых поступлений, не смогут перейти на «серую» форму оплаты труда, и себестоимость их продукции вырастет еще больше, а значит, снизится и конкурентоспособность. Зато в плюсе останется бюджет — выплаты в него мигом увеличатся почти на 20%.

Ситуация третья (сказочная): одновременно с перераспределением налоговой нагрузки снизятся другие налоговые выплаты работника. Например, пропорционально уменьшится подоходный налог или увеличатся налоговые вычеты. При таком походе количество пострадавших от реформы будет минимальным, но пострадает бюджет, а значит, чиновникам придется искать способы более эффективной работы госсектора и создавать экономически результативные госпрограммы.

Наибольшая вероятность реализации есть у второго сценария, а также у первого сценария с элементами второго. Мечты о третьем пути, судя по опыту прошлых лет, так и останутся мечтами.