Эксперимент: можно ли купить «запрещенные» лекарства без рецепта?

 
31 июля 2012 в 18:02
Автор: Артур Боровой. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Артур Боровой. Фото: Аркадий Соболев

Onliner.by начинает серию публикаций, в которых мы расскажем о том, каково в Беларуси быть потребителем. Ежедневно многие из нас пользуются услугами транспорта, ходят в магазин за хлебом и молоком, посещают парикмахерские и чинят обувь. Каждый день мы сталкиваемся со «странным» сервисом, который принято величать «совком», а также с десятком непонятных для обычного человека правил и запретов. Зачем и для кого их вводили? Иногда ответ дать непросто.

Сколько было истерик: в Беларуси будет невозможно купить лекарства! Сначала Минздрав сократил перечень безрецептурных средств, потом вмешался президент — и чиновники список перекроили, вернув народу право приобретать без похода в поликлинику некоторые контрацептивы и антибиотики. Но нас сурово предупредили: с 1 июля в аптеках вводится строгий контроль. Все то, что по рецептам, будут продавать только по ним. А как на самом деле?

Прошел месяц, мы решили проверить. Требовалось купить известный в народе препарат ибуклин, который многие берут с собой, формируя аптечку для отпуска. Вне свободного доступа он уже давно, но строгости с реализацией начались как раз в последнее время. В теории продать ибуклин «просто так» вам не могут, о чем мы предварительно поинтересовались в городской аптечной справочной.

Итак, посмотрим. Аптека в микрорайоне Уручье. Фармацевт не думает ни секунды, тянется за лекарством. Пробивая чек, бросает мимоходом: «В следующий раз берите рецепт».

Еще одна аптека, тот же микрорайон. Расположена в помещении, «встроенном» в жилой дом. У прилавка несколько человек, поэтому строгостей больше: «Ибуклин — только по рецептам».

Кто-то в очереди смеется: «Где ж взять рецепт в пятницу вечером?»

«Ладно, — отвечают. — Вам для взрослого или для ребенка?»

Аптека на проспекте Дзержинского. Утро понедельника, молоденькая девушка за прилавком категорична: «Без рецепта я вам не продам!» Первый и единственный раз, когда нам не повезло.

В государственной аптеке в районе Комаровки ибуклин продали легко. Впервые нас предупредили: «Это препарат рецептурный, вредный. Принимайте, только если высокая температура». Что ж, спасибо, дельный совет.

В частной аптеке на Востоке ничего не советовали и даже про рецептурность не упоминали. «Спасибо, что без сдачи», — только и сказали.

Накупив вдоволь «запретного» ибуклина, мы попробовали приобрести препарат посложнее. Недешевый антибиотик сумамед (стоит около 150 тыс.) выписывает врач. Но и его продают, не задумываясь.

«В следующий раз — только по рецепту», — «стандартно» предупредила работница небольшой аптеки на улице Богдановича. Но сколько еще будет таких следующих разов?

В интернете пишут о том, что в аптеках после введения «строгого» режима не купить даже виагру. Глупости, продают. Как и другие необходимые широкой публике лекарства. Шесть пластинок валидола (60 таблеток) мы взяли «на черный день», хотя, согласно постановлению Минздрава, «реализация лекарственных средств без рецепта врача (таблеток, драже, капсул, пастилок, гранул, порошков) осуществляется в количестве не более 50 доз или не более одной упаковки, содержащей более 50 доз». Запасы валидола пока можете делать смело.

Наш небольшой эксперимент еще раз доказал: запреты вводят для того, чтобы их нарушать, а ограничивать в чем-то аптечную торговлю бесполезно. Но стоило ли в таком случае ужесточать и усугублять, пугая народ? В Минздраве считают, что стоило. Людей, по словам медиков, нужно непременно отучать от самолечения. Если не сразу, то постепенно. Ведь когда неумные родители, у которых ребенок слегка температурит, заставляют его глотать ибуклин, это к добру не приведет. Что уж тут говорить про более серьезные препараты. Министр здравоохранения Жарко как-то заявил: в Беларуси бесконтрольный прием лекарств послужил одной из причин роста числа бесплодных пар…

Как в таком случае трактовать действия сотрудников аптек? Помогли ли они нам, пойдя навстречу, или, наоборот, навредили, позволив заниматься тем самым самолечением? Благодетели они или злостные нарушители? Трудный вопрос. Мы все же склоняемся к первому варианту: пускай в аптеках и дальше ведут себя человечно! Кстати, в одной из них, где мы «раскрылись», сотрудники рассуждали: запретительными методами взрослого человека от беды и дури государство ну никак не убережет…