От чего зависит курс доллара в Беларуси?

 
9657
27 июля 2012 в 18:00
Автор: Владимир Лужнев
Автор: Владимир Лужнев

Следить за курсом доллара в нашей стране поистине стало народной забавой. Для кого-то это способ заработка, для кого-то — приятное развлечение, а кто-то каждый день подсчитывает упущенную прибыль или, наоборот, увеличившийся доход от размещенных на депозите кровно заработанных средств. Onliner.by выясняет сегодня, от чего в нашей стране в наибольшей степени зависит курс доллара.

Казалось бы, ответить на этот вопрос довольно легко. И при рыночном курсообразовании это действительно так: есть спрос на валюту, есть предложение, при уравновешивании спроса и предложения устанавливается курс валюты. Центробанк со своей стороны корректирует предложение той или иной валюты и сглаживает курсовые колебания.

Однако такой поход к Беларуси применить оказалось невозможным. Информация о реальном спросе и предложении на валютном рынке в открытом доступе отсутствует. Из-за такой таинственности возникает немало слухов и спекуляций на тему управляемого и ограничиваемого спроса.

Но мы решили двигаться в другом направлении, а именно от общего к частному. В общем плане белорусская экономика напрямую зависит от российской: это и цены на энергоресурсы, и благосклонность российских властей относительно растворительно-разбавительного бизнеса, и главный рынок сбыта белорусской обрабатывающей промышленности.

Все проблемы, возникающие в российской экономике, рикошетом бьют и по белорусскому экономическому чуду. Даже небольшое похолодание в отношениях между главами союзного государства может больно отразиться на экономическом процветании Беларуси.

Именно поэтому было решено провести статистический анализ и выявить корреляционную связь между изменением курса доллара в России и в Беларуси. Что под собой подразумевает умное слово «корреляция»? Это, по сути, взаимосвязь между исследуемыми явлениями. В нашем случае это будет взаимосвязь между курсом доллара в России и в Беларуси. Для определения силы взаимосвязи между явлениями используем коэффициент корреляции, который и показывает, насколько одно явление зависит от другого. Если данный коэффициент равен нулю, то никакой связи нет, если единице, то связь очень сильная.

Если взять данные о курсах доллара к российскому рублю и к белорусскому с начала года и представить их графически, то получится следующая картина:

Как можно заметить, начиная с февраля 2012 года график курса доллара в белорусских рублях повторяет подъемы и снижения графика курса доллара в рублях российских. Коэффициент корреляции, если брать данные с начала года, составляет 0,667, а если взять сведения с 1 марта по 26 июля, то он достигает 0,902! С математической точки зрения период с марта по настоящее время характеризуется словосочетанием «очень высокая корреляция». Или, говоря простым языком, практически стопроцентная взаимосвязь.

Любопытно, что в отношении курса евро Нацбанк позволяет себе абсолютную свободу. Ниже представлены графики курсов евро за аналогичный период.

Какой еще можно сделать вывод из приведенных графиков? Если обратить внимание на график курсов доллара, то можно заметить, что примерно до середины марта белорусский рубль был сильно передевальвирован относительно американской валюты на фоне пары доллар — российский рубль. С середины марта по середину июня пара доллар — белорусский рубль примерно соответствовала уровню пары доллар / российский рубль, но за прошлый месяц последний начал плавную девальвацию относительно доллара. В то же время белорусский рубль не спешит повторять путь «собрата» и демонстрирует противоположную динамику.

В связи с этим возникают закономерные вопросы: как далеко белорусский рубль может «отплыть» от российского и что будет в случае развития кризиса в Европе, снижении цен на нефть и, как следствие, продолжающейся девальвации российского рубля?

Вариантов развития событий не так много. Национальная валюта вследствие естественных связей с российским рублем и российской экономикой будет вести себя аналогично валюте восточного соседа, то есть случится плавная девальвация до определенных объективных значений. Другой вариант — это повторение событий 2011 года: оттягивание изо всех сил принятия трудных решений, борьба с текущими проблемами по принципу «лишь бы день простоять да ночь продержаться» при полном игнорировании долгосрочных последствий таких решений, борьба с объективными экономическими законами посредством указов и постановлений с известным результатом.

Какая из этих возможностей реализуется в белорусской действительности, можно только догадываться. Но опыт подсказывает, что хождение по экономическим граблям — одно из любимейших занятий белорусских управленцев.