Юный Ломоносов теперь не идет в вуз пешком, а приезжает в столицу рейсовым автобусом, груженый мамкиными котлетами и багажом школьных знаний. Впереди пять лет активного воздействия всеми дозволенными способами на неподатливый гранит науки и снобскую столичную действительность. Onliner.by встретился с первокурсниками из деревень и узнал, что они думают о Минске и чем будут заниматься после получения диплома.
Сергей Птушко, деревня Хильчицы, БГТУ:
— Деревня у нас небольшая, зато в школе я учился в хорошей — большой, новой, человек на триста. Решил поступать на инженера-энергетика. Специальность мне понравилась, потому что зарплаты обещают высокие, да и по баллам я проходил. В институте дали целевое направление в Осиповичи, там должен буду отработать минимум пять лет по контракту. Хорошо, что туда распределили, а то отправили бы неизвестно куда… Если условия устроят, то можно и навсегда там остаться. Обещают миллионов восемь платить: специальность у нас такая, высокооплачиваемая. Сначала буду работать электриком, потом мастера, может, дадут, ну а после уже пойду на повышение квалификации и стану инженером-энергетиком. У нас в деревне почти все поступают на инженерные специальности в Минск или Гомель. Сначала хотел механиком стать: машины люблю. Но потом передумал. Решил, что машины — это хобби. Электрики больше ценятся, чем механики. Электрик везде нужен.
В Минске особо не выхожу никуда, только на авторынок в Малиновку езжу, цены смотрю, иногда папе что-то покупаю. Себе тоже потом хочу машину взять. Для начала недорогую — Golf II, например. Тысячи за полторы долларов можно купить в хорошем состоянии.
Минск — город хороший, но жить я бы здесь не хотел. Возле Минска еще можно было бы, а так слишком неуютно, шумно. Я к домашним условиям привык, а не к квартире. Но в деревню возвращаться тоже не буду: там работы нет, перспектив никаких.
Стипендии на жизнь вообще не хватает, 470 тыс. на месяц никак не растянешь. Родители помогают. В месяц минимум миллион трачу, меньше мне не хватает: тут дорого все.
Аня Головко, деревня Заспа, МГЛУ:
— На ЦТ я набрала 366 баллов из 400. В лингвистический решила поступать потому, что я типичный гуманитарий. Ну а если выбирать специальность без математики, то не в педагоги же идти! Конечно, после поступления хочу остаться в Минске. В идеале, конечно, за границу бы уехать, но это под вопросом… За границей другой образ жизни, совершенно другие люди, другие зарплаты. И вообще, хотелось бы посмотреть мир. Что я увижу, сидя в родном селе? Может, где-то и есть деревни, где что-то происходит, а у нас колбасный завод — это все, что есть. На этом перспективы заканчиваются. У нас все мальчики поступили на инженеров и механиков, а девочки — на бухгалтеров и экономистов. Но я решила, что там перспектив тоже нет.
Минск мне очень нравится. Боже, как же здесь красиво! Да и люди добрее, отзывчивее. Я до поступления в Минске толком и не бывала, а сейчас гуляем в свободное время, смотрим на город.
Илья Лобач, агрогородок Большие Воробьи, БГУ:
— Я с девяти лет занимался конным спортом, у меня разряд по этому виду — КМС. Поэтому и пошел на физкультурный факультет, набрал 220 баллов и поступил на бюджет.
Сначала думал и о журналистике, и о кино, но были очень большие проходные баллы. А после окончания физфака смогу быть учителем физкультуры или тренером по конному спорту. А еще после нашего факультета хорошо берут в охрану и милицию. В конном спорте я оставаться не хочу, не мое это все-таки. Я человек творческий, занимаюсь организацией и проведением мероприятий. Сейчас активно участвую в общественной жизни университета, выступаю почти каждую неделю — Галкина пародирую. Поэтому дали общежитие, платят стипендию в 537 тыс. Еще и родители помогают деньгами и продуктами. Я много привожу из дома, поэтому тысяч 800 на месяц хватает. А городским тяжело, конечно, приходится: все продукты покупать нужно.
Деревня моя вымирает. Не хочется, конечно, чтобы она пропала, но я бы остался в Минске: здесь больше возможностей. Хотя купить квартиру в столице сложно и дышать здесь тяжело, поэтому можно в другой большой город поехать. В Новогрудок, например.
Ирина Ивашко, деревня Речевка, БГУ:
— Вёска ў нас невялікая — чалавек трыста жыхароў. Школа таксама маленькая, беларускамоўная. Але па-беларуску я пачала размаўляць паўтары гады таму, ужо ў Мінску ў ліцэі пры БДУ. Я вучуся на журфаку па спецыяльнасці «Друкаваныя СМІ». Іншых варыянтаў нават не разглядала, таму што гэта класіка. Я лічу, што будучыня за газетамі, а не за інтэрнэтам и тэлебачаннем.
Я не баюся размеркавання і не бачу нічога дрэннага, калі мяне размяркуюць у раённую газету. Гэта, наадварот, добра! Я пачну з самых нізоў, атрымаю магчымасць развівацца. У Мінску я жыць не хачу: гэта прыгожы горад, але не мой. Я змагла б тут жыць, але мае думкі і мая душа будуць недзе ў іншым месцы. Пакуль не ведаю, дзе хачу застацца, але ўпэўнена, што буду жыць у Беларусі: я проста не змагу жыць за мяжой. Але і ў вёсцы заставацца назаўсёды я не хачу, бо перспектыў там няма. Вёска не развіваецца, мая дык дакладна.
Стас Мальцевич, деревня Оздамичи, БГТУ:
— Школу окончил хорошо, с аттестатом 7,1, поэтому получил направление в университет в местном колхозе. Там нужно будет отработать пять лет после учебы. Сколько будут платить, пока не знаю, в колхозе про это ничего не говорили.
В Минске освоился быстро: за четыре дня объездил весь город, все достопримечательности посмотрел, маршруты выучил. В основном ходил в парки, мне аттракционы были интересны. Но здесь я оставаться не хочу: все бегают, спешат, суетятся. Мне больше сельская местность нравится, и я уже точно решил, что буду оставаться в своей деревне. Мой крестный вот в Минск уезжал, а на старости лет не выдержал, вернулся. Соскучился, наверное. Деревня у нас обычная. Мы там в клуб ходим, к нам даже соседи приезжают. В Минске тоже в клуб ходил — здесь, конечно, все по-другому, цены очень высокие. Особенно для бедного студента.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by