Прыжок тигра. Как школы по всему миру меняются до неузнаваемости

 
29 956
17 января 2016 в 8:00
Автор: Александр Чернухо. Фото: BusinessInsider
Автор: Александр Чернухо. Фото: BusinessInsider

Это раньше мы тащили в школу давящие либо на позвоночник, либо на совесть увесистые рюкзаки и ожесточенно спорили, кто должен мыть доску. Из нынешнего школьника обещают воспитать достойного гражданина хитрыми гаджетами. Журнал из учительской не украдешь и математику не спишешь: бездушная техника мигом выдаст в тебе лентяя и при непосредственном участии родительского ремня заставит взяться за ум. Кросс-предметное преподавание, опен-спейсы и электронные учебники, никаких оценок и «домашки» — Onliner.by посмотрел на школы будущего.

Грандиозная революция в белорусских школах масштабно анонсируется примерно с 2011 года, когда чиновниками было обещано массовое внедрение в классах планшетов. Эксперимент вроде как начался в нескольких белорусских школах. Было подсчитано, что хитрая техника позволит сэкономить государству около 20 млрд рублей (и это по тогдашнему курсу!), а школьник вдобавок осуществит свою тайную мечту и дождется массовой утилизации обычных учебников из бумаги. Основная сложность, как было понятно из заявлений чиновников, заключалась в массовом производстве гаджетов, и прийти на помощь был призван белорусский «Интеграл». Еще один вопрос заключался в том, что не все авторы учебников готовы были выложить свои книги в интернет в формате PDF. С тех пор прошло пять лет, но школьник до сих пор рисует похабщину в бумажных учебниках, а его родители по-прежнему жалуются на тяжеленный ранец, портящий чаду осанку и настроение.

Чуть позже стартовал еще один инновационный по белорусским меркам проект — «Электронная школа». В 2013 году в нем приняли участие 12 школ, затем присоединились еще 3. Суть его заключалась в том, что ученик лишался своего права спрятать дневник от родителей или подправить оценку в школьном журнале по пути из учительской: все эти бумажные артефакты заменялись электронными аналогами, а вдобавок ребенок получал карточку-пропуск. Школьник грустил, но в эксперименте участвовал. И, похоже, достаточно успешно: к 2016 году планируется ввести такую систему во всех столичных школах, а к 2017-му — во всей стране.

* * *

Апологеты электронного образования рисуют самые радужные картины. Мол, технологии позволят сделать процесс обучения непрерывным, а школьник сможет грызть крепкий гранит неподатливой науки не только в классе и планировать учебный процесс самостоятельно. Учитель же получит возможность отслеживать и оценивать динамику развития ученика в режиме реального времени, менять ход обучения и корректировать его под нужды конкретного ученика. Картины для обывателя фантастические: бо́льшую часть времени ребята будут проводить в виртуальных классах, а учителям останутся только музыка и физкультура, в остальное время они будут выступать скорее в качестве консультантов и помогать ученику составлять индивидуальный план действий.

Впрочем, противники резких революционных изменений в системе образования находят во внедрении гаджетов в процесс обучения массу недостатков. В частности, санитарные нормы: детям начальной школы разрешено пользоваться компьютером не более 15—20 минут в неделю, старшей — не более 40 минут в день. Специалисты опасаются, что выпускники школ будут иметь большие проблемы со зрением. Еще один нюанс, который активно обсуждается, например, в соседней России в связи с электронными учебниками — это их содержательность и автономность. Здесь планируется сохранить бумажный вариант учебников, которые ученик будет использовать дома, а вот в школу будет носить уже планшет с электронным аналогом. Правда, тот не должен полностью дублировать информацию на бумаге. Планируется, что в нем будут интерактивные элементы, а с этим могут возникнуть проблемы: создать такой учебник, по словам российских специалистов, сложно.

* * *

Ярчайшим на сегодня примером в области начального образования является Скандинавия. Футуристические школы, в которых удивительно все — от дизайна до методики преподавания, — бередят умы ученых мужей и вызывают массу дискуссий. Речь здесь идет даже не столько о внедрении информационных технологий, сколько о самом подходе к обучению.

Финляндия сегодня — один из лидеров в сфере электронного образования, а сам учебный процесс выстроен по принципу кросс-предметного преподавания. Если сформулировать этот принцип кратко, то он звучит так: от теоретических знаний к навыкам. То есть детей учат мыслить, развивать риторику и навыки будущей профессии, извлекать из полученных знаний в первую очередь практическую пользу, а на каждом уроке могут совместно работать сразу несколько учителей — например, формулируя с учениками понятие «гармония» с помощью музыки, математики и философии. Здесь же находится и одна из самых прогрессивных и футуристических школ мира — Saunalahti. Ученикам здесь предоставлена полная свобода: школьники сидят где и как захотят и совершенно беспрепятственно общаются между собой. Специалисты говорят, что в школе, которая отошла от классической модели преподавания, успеваемость детей и интерес к знаниям резко повышаются.

Еще одна похожая школа находится в Дании. Она является частью прогрессивного копенгагенского района Эрестад, и ее называют школой нового поколения. Пять этажей здания здесь связаны единым открытым пространством: школьники могут видеть все происходящее вокруг, а вместо учебных аудиторий здесь один огромный опен-спейс, разделенный на зоны, которые отличаются по звукоизоляции и освещению. Так учителя и ученики могут выбрать себе наиболее подходящий для занятия вариант. Здесь тоже практикуется кросс-предметная методика преподавания, и развитие интернета, например, изучают вместе с историей, географией и другими предметами.

В другой европейской стране — Эстонии — была разработана учебная программа под весьма поэтичным названием «Прыжок тигра», в соответствии с которой школьники с 1-го по 12-й класс обязательно должны посещать уроки программирования. Внедрение IT-программы было связано с тем, что современные дети в раннем возрасте берут в руки сложные гаджеты и нуждаются в дополнительных навыках. Эксперимент начался с нескольких школ и вскоре показал отличные результаты. Сегодня программа «Прыжок тигра» внедрена во всей Эстонии: если раньше программирование было факультативом, то сейчас это полноценный общеобразовательный предмет. Для начала преподаватель должен объяснить детям, что компьютер — это не только штука для игр. А в конце учебного года дети умеют делать анимацию и даже программировать простые приложения.

В Калифорнии существует проект AltSchool, созданный бывшим разработчиком Google. В специальном приложении на iPad школьник может просмотреть и скорректировать свое расписание. Каждый ученик имеет свой список заданий — общих и индивидуальных. Дети используют приложение My.AltSchool. Участие в его разработке принимали сотрудники Apple, Google и Uber. Приложение отслеживает посещаемость, успеваемость, образует персональный план обучения и следит за личными особенностями ученика. Рабочее пространство ученик может выстроить по собственному проекту — так, как ему удобнее. Здесь отсутствует привычное разделение на младшие и старшие классы, а обучение строится на базе микросообществ от 80 до 150 учеников.

Технический прогресс добрался и в такие, казалось бы, труднодоступные места, как Восточная Африка. В Кении электронное образование стало частью государственной политики по ликвидации безграмотности. Страна, которая сегодня является одним из самых динамично развивающихся государств региона, решила инвестировать в персональные компьютеры для учеников. Эксперимент проводился в одном из беднейших районов Найроби и назывался E-Limu — так с суахили переводится «образование». В государстве, где большинство учеников просто бросают школу, посчитали, что именно с помощью гаджетов смогут привлечь внимание детей и повысить их интерес к науке. Теперь вместо учебников в школах, где внедрен эксперимент, используют анимацию, видеоматериалы, игры и викторины. Ученики отреагировали моментально: посещаемость сразу улучшилась, а глаза у маленьких кенийцев загорелись.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by