Академия наук снова провела исследование цен в разных торговых сетях. Кто победил?

 
19 573
16 декабря 2015 в 12:19
Автор: Александр Владыко
Автор: Александр Владыко

Второе за два года исследование цен в магазинах формально призвано найти связь между девальвационными и инфляционными процессами. Попутно такой анализ приводит ученых к обнаружению торговой сети с самыми низкими ценами. Как и весной минувшего года, когда исследование проводил Институт социологии НАН Беларуси, такой сетью назван «Евроопт». Тогда результаты вызвали немало сомнений и критики со стороны других магазинов. Теперь исследование проводил уже Институт экономики НАН.

Петр Пекутько вежливо отказался от комментирования результатов исследования:

— По договору с заказчиком все права на полученные результаты исследования принадлежат заказчику. Кто заказчик? Тоже не могу это сказать. Уверяю лишь, что полученные данные объективны.

Кто заказчик — не проблема узнать из контекста. Согласно исследованию, самые низкие цены — в гипермаркетах «Евроопт», где средняя цена товаров на 16,5—20,8% ниже, чем в других гипермаркетах (участники — шесть торговых сетей, остальные пять не называются).

— Мониторинг стоимости товаров проводился по 5200 позициям, которые, по данным исследовательской компании «Нильсен» и других источников, имеют наивысший рейтинг потребительского спроса и составляют от 80 до 90% товарооборота гипермаркетов. Таким образом, выбор товаров для исследования был произведен максимально корректно, чтобы обеспечить высокую объективность данных, — отметил Петр Пекутько в комментарии БЕЛТА.

Представитель Института экономики сообщил, что цены в крупнейших торговых сетях страны в 2015 году выросли. Однако их рост оказался заметно ниже величины девальвации национальной валюты. Эта тенденция проявилась во всех сферах белорусской экономики. Если за 10 месяцев 2015 года белорусский рубль ослаб к корзине валют более чем на 30%, то индекс инфляции в стране за тот же период составил 10,7%, что существенно ниже, чем в 2014 году. Раньше именно розничная торговля быстрее всех реагировала на изменение стоимости валютной корзины. Продавцы закладывали в завышенные цены ожидаемые риски от курсовых потерь.

В 2015 году подобного не произошло. И одной из причин этого стало развитие торговых сетей в стране. Возросла конкуренция между ними, вследствие чего сети стали более полно учитывать изменения потребительского спроса, считает Петр Пекутько. Например, сокращение потребления населением дорогостоящих товаров из так называемого премиального сектора вынудило предприятия торговли искать поставщиков качественной, но более дешевой продукции. В противном случае они могли потерять покупателя.

Ученый отметил, что по итогам 11 месяцев 2015 года потребительские цены на товары и услуги в Беларуси, согласно официальной статистике, выросли на 10,7% и, вероятно, по итогам года не превысят прогнозных значений (12% — по прогнозу Минэкономики и 12,5—18% по прогнозу Нацбанка).

Инфляция имеет многофакторную зависимость, и можно назвать ряд основных причин, которые, по мнению Петра Пекутько, замедляли инфляционные процессы в стране. Это жесткая денежно-кредитная политика, обусловившая сокращение внутреннего спроса, в т. ч. через снижение государственных расходов на инвестиции. Снижение реальных располагаемых доходов населения, которые в январе — сентябре 2015 года составили 94,6% к соответствующему периоду 2014 года, обострило конкуренцию на розничном рынке, который уже практически не расширяется. Так, розничный товарооборот в январе — октябре 2015 года в сопоставимых ценах вырос лишь на 0,7% к аналогичному периоду 2014 года. В таких условиях неосторожные и резкие действия по повышению цен на розничном рынке с очень высокой вероятностью могли вызвать даже номинальное снижение продаж субъектов розничной торговли. Свою роль сыграли и административные меры, направленные на противодействие повышению цен в розничной торговле.

Читайте также: