Наша в розовом городе — белоруска уехала во Францию и устроилась на Airbus

 
19 сентября 2015 в 8:00
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский

По узким улочкам розового города, бесконечно далекого от белорусской были, шли молодые люди в шляпах, кедах и розовых очках. Белые, черные и рыжие, они смеялись и кричали, а кто-то за углом играл на гитаре и пел о том, что лето — это хорошо. В городе Тулузе, загадочном для нашего слуха, десятый год живет белоруска Елена, которая привыкла к этой пестрой жизни и вряд ли уже свыкнется с миром иным. О том, как она здесь оказалась, о работе экскурсоводом на мирового гиганта — корпорацию Airbus, о ценах во Франции, кредитах, мыльном пузыре и местных «тунеядцах» — в монологе из цикла «Наши за границей».

Город, приезжие, безопасность

— Во Франции я десять лет, — говорит Елена. Мы сидим за столиком в кафе в пригороде Тулузы, выкатившееся откуда-то со стороны Ажена и Монтобана солнце выжигает на наших лицах узоры, а рядом французы громко кричат о евро и о Греции — «паршивой овце».

— Эти десять лет пролетели очень быстро. Вот, казалось, только вчера я окончила в Минске Высшую школу туризма, влюбилась во француза, который работал в Беларуси, села на самолет… А теперь у меня два паспорта, дочь ходит в школу, то есть совсем другая жизнь. На самом деле, мне было очень хорошо в Беларуси. Но о том, что попала в Тулузу, я не жалею.

Она сразу меня чем-то очаровала. Хотя вот и вы удивляетесь — чем? Да, здесь дикие пробки — и это ужасно. Маленький город стремительно развился и разбогател из-за того, что под боком находится промышленный гигант. Это тот случай, когда инфраструктура оказалась не готовой к бурному индустриальному росту. Сильно отстает общественный транспорт. Пустили трамвай, но ходит он медленно. Люди предпочитают ехать на работу на машине. И поэтому Тулуза часто стоит в заторах.

В то же время это самый популярный город в стране у французских студентов. Многие хотят закрепиться здесь после вуза. Близко горы, море не так далеко, а главное — есть работа. Поэтому в Тулузе много приезжих — русских, немцев, испанцев, китайцев, арабов. В этой толпе не чувствуешь себя чужеродным иностранцем. И чувство безопасности почти стопроцентное… было до некоторых пор. После 2012-го, когда террорист ворвался в еврейскую школу и убил несколько людей, это чувство исчезло. Хотя, а где сейчас спокойно?

Airbus, гид, зарплата

— Как только приехала в Тулузу, пошла учить французский и начала искать работу по специальности, — продолжает Елена. — Параллельно поступила в местный аналог нашей аспирантуры. Удивительно, но белорусский диплом «засчитали». Через некоторое время нашла работу на Airbus. Была там гидом и проводила экскурсии.

Airbus в Тулузе — это город в городе, гигантский сборочный цех, куда ежедневно хотят попасть тысячи туристов со всего мира. И самолетные гики, и просто зеваки, и родители с детьми (французы) — они считают, что своей промышленностью надо гордиться, учат этому детей.

— Я вела экскурсии на трех языках, в том числе на русском, — говорит наша собеседница. — Проработала там пять лет. Честно скажу — было здорово. Каждый день ты узнаешь что-то новое, здесь внедрена программа непрерывного обучения. Постоянно встречаешься с пилотами и инженерами, читаешь про авиацию в газетах и журналах. Жаль, что платили там не очень… Если минимальная зарплата по региону — около 1 тыс. евро, то у меня выходило чуть-чуть больше. На такие деньги здесь не проживешь. Если бы не хорошая зарплата мужа, нам бы было тяжко.

Найти работу «постатуснее» на Airbus сложно. Люди с гуманитарным образованием, экономисты, юристы нужны, но кандидатов много, не пробиться. Другое дело — инженеры. Со старта, после вуза, молодые специалисты получают как минимум 3—3,5 тыс. евро. А потом больше в разы.

Елена подтверждает: жители Тулузы гордятся тем, что «аэробусы» делают в их родном городе. Она не знает, построила ли компания в округе хотя бы один ледовый дворец, но Airbus активно участвует в жизни горожан. Штаб-квартира самолетного гиганта находится в городке Бланьяке (территориально это уже практически микрорайон Тулузы). И вот жителям этого Бланьяка повезло больше всего. За счет «спонсора» людям дотируют билеты на концерты, продленка в школе для их детей бесплатная и т. д.

— Из «самолетного» туризма я ушла в сферу недвижимости. Работаю в компании, которая сдает офисы. Тому же Airbus, к слову, — продолжает Елена. — Сейчас заведую маленькой резиденцией на 1,5 тыс. «квадратов». Зарплата выше, чем на прежнем месте работы, но и свободного времени меньше.

Жилье, траты, тунеядцы

Мы слышали это с десяток раз в разных странах ЕС. Люди, у которых небольшая зарплата, а также люди с зарплатой огромной, в Европе живут в кредит. Франция вроде бы не исключение.

— Жилье в Тулузе «золотое». «Квадрат» стоит от 2,5—3 тыс. евро (в нормальном районе) до 4—6 тыс. в самых престижных. Поэтому люди покупают квартиры в кредит. Ставка зависит от разных факторов, в том числе от зарплаты. В среднем — около 3%.

«Коммуналка» очень дорогая. В месяц за квартиру в 42 квадратных метра плачу 100 евро. Это не считая платы за воду и электричество. Потом налог на жилье и на собственность. Еще около 800 евро в год. Цифры эти зависят от многих обстоятельств. А вот продукты, наверное, такие же, как и в Минске. Когда считала, в месяц уходило примерно 500 евро.

Из регулярных трат — страховка на машину. От 300 до 1000 евро в год. До прошлого года у меня был маленький экономичный Peugeot 205. А потом купила новый Polo. Компания Volkswagen здесь дает беспроцентный кредит (тем, у кого постоянная работа и «бессрочный» контракт). Нужно лишь платить банку за страховку. Я взяла новый автомобиль с мощным двигателем и хорошей комплектацией за 16 тыс.

Елена рассуждает о привычных признаках капитализма: пособие по безработице в стране сравнимо с зарплатой, на пособиях, как на наркотиках, сидят десятки тысяч людей, а один из ее знакомых специально уволился с работы, ибо… надоело! Денег за ничегонеделание давали прилично. Пускай и в течение двух лет.

— Более того, он пошел учиться. А государство выделяло ему на учебу примерно 15 тыс. евро в год. Не удивительно, что у многих в таких условиях вообще пропадает желание работать. Не первый год во Франции пророчат — скоро все лопнет. Но пока вот не лопнуло. Что касается кредитов, то есть четкое правило, за которым строго следят: сумма всех заемных средств не может быть больше 33% от суммарного дохода кредитополучателя.

Гольф, бег, патриотизм

На улице гудят машины. В небе растаял самолетный след. Дамочка идет по парковке, а на плече у нее тявкающая собака, похожая на кузнечика. Елена рассказывает дальше:

— Французы любят играть в гольф. Много бегают — и старики, и молодежь. Причем некоторые тратят на бег значительную часть жизни. Участвуют в каких-то постоянных марафонах и полумарафонах. Готовиться начинают заранее, за два месяца до старта. Сидят на специальной диете, тренируются. Это любительский спорт, но уже с профессиональными замашками. Знаю, некоторые жены не в восторге, когда их мужья становятся бегунами…

Настоящее событие здесь — велосипедная гонка Тур де Франс. Едут быстро, мало что рассмотришь. Мне больше нравится то, что вокруг — классная атмосфера. Здорово, красиво, весело.

— Самый любимый национальный праздник во Франции, наверное, — День взятия Бастилии?

— Я бы не сказала. Мне кажется, это День музыки, который отмечают 21 июня. В любом городе, маленьком или большом, его проводят очень весело. Что касается Дня независимости, то с патриотизмом у французов проблема. Это не Америка, где на каждом доме висит по флагу. Здесь флаги вывешивают, только если Германия играет с Тунисом в футбол. Про патриотизм говорят много. Государство считает, что французы любят Францию недостаточно. С этим хотят что-то сделать, да не знают что.

Дети и гиперопека

— Школа начинается с трех лет. Между белорусской и французской школой отличия огромные. Даже в мелочах. Вот, например, я с самого раннего детства ходила на занятия сама. Потом возвращалась домой, открывала дверь ключом. А здесь это в принципе невозможно. До 15 лет «детишек» водят за руку. А если соседи заметят, что твой ребенок идет один, то обязательно позвонят и будут возмущаться: как это так? Или, допустим, отправишь кататься на велосипеде и забудешь надеть ребенку шлем. Прохожие запросто могут остановить, привести домой.

Зайти в школу родителям практически невозможно — все строго. Забирать дочку могу только в определенное время — не раньше, не позже.

Минск, улыбки, ностальгия

Елена что-то поясняет официанту по-французски. Мы просим уточнить, нет ли в забегаловке сигарет. Хитро щурясь, бармен достает пачку из-под полы. Семь евро! Эх…

— В Минске бываю раз в год, — говорит наша собеседница. — Стараюсь, чтобы дочка чаще говорила по-русски. Летом отправляю ее домой к бабушке, и она в восторге. Ей кажется, что там гораздо больше свободы и меньше контроля со стороны взрослых. Когда бываю в Беларуси, мне кажется, что люди там чаще улыбаются. Наверное, проблем больше, но люди, что ли, к этому проще относятся. А здесь все вечно хмурые.

— Вы рушите нашу картину мира! — возмущаемся мы. — Не может такого быть. Посмотрите, как улыбается тот чернокожий парень за столиком напротив!

— А вы поживите здесь хотя бы месяц. Да, в бытовом плане во Франции жизнь проще, но люди чаще заморачиваются. Они избалованные, что ли. То им гольф подавай, то море, то спорт, то вино. Я бы не назвала Францию страной улыбок.

— Возвращайтесь в таком случае!

— Я очень люблю Минск. И не буду исключать такого варианта. Мне кажется, когда есть работа, которая нравится и приносит доход, когда есть возможность передвигаться, путешествовать, то абсолютно все равно, где жить.

Мигранты, семьи, дружба

Интересно, о чем беседуют люди во французских ресторанах, придя туда на вечерний аперитив? Елена рассказывает — о политике, об Оланде, которого часто критикуют, о еде и о погоде. Сейчас — о мигрантах. Общая тональность по-европейски политкорректна и замысловата: помогать и принимать беженцев нужно, но и своих проблем сейчас слишком много, «касса» пустая, поэтому… Поэтому черт его знает.

— А вот о деньгах вести беседы не принято. Вопрос о зарплате французу даже задавать не стоит. И еще спрашивать, за кого нужно голосовать. Шли какие-то локальные выборы, интересовалась у знакомых о кандидатах, кто и что, но никто совета не дал. Потому что это дело личное.

Близкие дружеские отношения с французами завести сложно. Чтобы пообедать с соседом, нужно взять «рандеву» за две недели! Так просто в гости здесь друг к другу не ходят.

Если говорить о семьях, то в них, как и везде в Европе, больше равноправия. Отцы активно участвуют в жизни детей. Иногда мне кажется, что это даже мода сейчас такая.

Что они знают о нас?..

Удивительно, но в мире существует и такая организация — L'Association Bielorusse de Midi-Pyrenees. Белорусы в Пиренеях — звучит гордо! Их здесь немного, но ассоциация работает и даже каким-то образом участвует в контактах двух стран. Базируется в Тулузе. Наша собеседница в нее не входит, но про страну знакомым старается рассказывать часто.

— Что французы знают о Беларуси?

— Мало чего, увы. О том, что Шагал из Витебска, не имеет представления никто. Даже в Лувре написано, что это русский художник. Просвещаю их по мере возможности. Никто не знает, что протокол по Украине был подписан в Минске — думают, это было где-то в районе Киева. Слышали, что Наполеона разбили на Березине, но не догадываются о расположении реки. Так же и со знаменитым полком «Нормандия-Неман». Наверное, такое здесь образование… А вот спортсменов знают хорошо. Азаренко, Домрачеву. Они и формируют представление о стране.

* * *

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by