Минчанка: «Вернулась из отпуска, мошенники списали с карты 4 миллиона». Банк: «Не стоит расплачиваться зарплатной картой на десятках сайтов!»

 
25 марта 2015 в 11:57
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Типичную историю рассказала наша читательница Алина. Она отдыхала за границей, расплачивалась «пластиком», а когда вернулась в Минск, с карточки пропало 4 млн рублей. Обратившись в банк, клиентка, по ее словам, не нашла правды. Приводим комментарии двух сторон конфликта.

— Была в отпуске за границей. По возращении домой в Минск через несколько дней с моей зарплатной карты ОАО «Приорбанк» была списана сумма около 4 млн белорусских рублей для оплаты в онлайн-магазине игр www.gamazavr.ru, — рассказывает Алина. — В тот момент я находилась у себя дома, карта была при мне, а данные я никому не разглашала, саму карту не передавала. О факте списания узнала благодаря пришедшим мне SMS. У меня подключена функция SMS-уведомления для платежей, совершаемых за границей. Я сразу же позвонила в колл-центр банка, рассказала о ситуации и заблокировала карту. В колл-центре мне сказали прийти в отделение банка и написать заявление. На следующий день я обратилась в отделение банка. Суммы транзакций тогда еще были заблокированы банком и не списаны в пользу онлайн-магазина. Я подробно описала ситуацию и написала заявление. Просила банк отменить платеж или заблокировать эти транзакции, чтобы онлайн-магазин их не списал. На что получила отказ. Сотрудник банка сказал, что они начинают разбирательство только когда деньги уже списаны.

Деньги, по словам Алины, «улетели» мошенникам через несколько дней.

— А через две недели мне пришел официальный ответ от банка: так как оплата была совершена на сайте с поддержкой технологии аутентификации личности Verified by Visa, то вернуть денежные средства они не могут. Я написала заявление в милицию по факту мошенничества. Пробовала звонить в городскую коллегию адвокатов, где мне отказались помочь, так как они не консультируют по банковским вопросам. Звонила в Общество защиты прав потребителей, где также мне отказались помогать, отправив к адвокатам. Получился замкнутый круг. Не понятно вот что. Я обратилась в банк, когда деньги были еще заблокированы. Почему в банке не предприняли никаких действий, чтобы защитить мои денежные средства как клиента? Я работаю в компании, которая является одним из крупных клиентов зарплатных проектов в данном банке, и встает резонный вопрос, могут ли мои коллеги быть уверенными в сохранности их денег на зарплатных картах?

Рассчитываться зарплатной карточкой в интернете и за границей — неоправданный риск

Позиция Алины, как и сотен других белорусов, попадавших в такие истории, однозначна: банк обязан вернуть деньги. Пускай принцип о нулевой ответственности держателей пластиковых карт и вступит в силу только в августе, Нацбанк уже сейчас рекомендует банкам придерживаться новых правил, резонно замечает наша читательница.

С просьбой прокомментировать ситуацию Onliner.by обратился в «Приорбанк». Нам оперативно предоставили ответ и сообщили, что деньги клиентке будут возвращены. В то же время банкиры не устают напоминать белорусам — пора уже относиться к платежам осмотрительно!

— В течение последних двух лет клиент активно использовала свою карточку как для оплаты товаров и услуг за рубежом, так и для расчетов в интернете. В целом в сети она расплатилась своей единственной зарплатной карточкой более чем на 20 сайтах! Мы считаем это крайне неосмотрительным — доверять персональные данные столь многим интернет-ресурсам, — говорит Дмитрий Мазовка, директор департамента процессинга операций физических лиц «Приорбанка». — Банк советовал для виртуальных покупок использовать отдельную карточку с отдельным счетом, однако наши рекомендации не были услышаны. Добавим к этому характерную для нашей страны низкую культуру использования лицензионного антивирусного ПО и получим результат, который оказался закономерным.

К сожалению, такие случаи не единичны. Поэтому мы еще раз призываем клиентов проявлять бóльшую осторожность: от утечки информации на онлайн-ресурсах никто не застрахован. Но обезопасить себя возможно. Во-первых, при расчете в интернете не используйте свою основную, например зарплатную, карточку. Во-вторых, если вы активный онлайн-покупатель, заведите для такого шопинга специальную карточку — к примеру такую, как Visa Internet.

— С учетом печальной репутации сайта gamazavr.ru, на котором были украдены деньги нашего клиента, было принято решение о компенсации денежных средств. Кстати, сайт уже заблокирован для расчетов карточками «Приорбанка», — добавил Дмитрий Мазовка.

Кстати

Напомним, в начале апреля Нацбанк принял постановление №843 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками», в котором возложил на банки официальную ответственность за деньги, украденные с «карточных» счетов их клиентов. Деньги нужно вернуть в срок до 45 или 90 дней, в зависимости от того, где была совершена несанкционированная операция.

«Для инициирования процесса возврата денежных средств по операциям, не санкционированным держателем карточки (за исключением случаев, установленных законодательством), клиент — физическое лицо в срок, не превышающий 30 календарных дней после даты получения от банка-эмитента уведомления о движении денежных средств по счету клиента, представляет в банк-эмитент заявление в письменной форме», — говорится в постановлении.

Срок подачи заявления может быть продлен, если у клиента будет уважительная причина — болезнь, нахождение за пределами Беларуси и т. д.

Банк может отказать клиенту в возврате денег по несанкционированной операции в случае нарушения срока подачи заявления; нарушения держателем карточки порядка ее использования, повлекшего не санкционированные держателем карточки операции; наличия у банка-эмитента информации о мошеннических действиях держателя карточки.

Если таких данных у банка нет, то он будет обязан возместить украденные деньги в течение 45 дней (если операция проведена на территории Беларуси) или 90 дней (если деньги украдены за пределами страны).

Обо всех правилах безопасного обращения с карточкой банк-эмитент обязан будет рассказать своему клиенту до подписания контракта на обслуживание счета.

В сам договор об использовании карточки банк не может включать положение о безусловной ответственности клиента за действия третьих лиц, результатом которых явилось не санкционированное держателем карточки списание денежных средств.