В минском Дворце искусств заканчивается очередная выставка меда — десятки таких же открываются и закрываются по всей стране в течение года. Здесь рады покупателям и совсем не рады журналистам. При появлении фотокамеры небольшой зал начинает волноваться — наверное, так же ведут себя пчелы при вмешательстве в их личное пространство. Говорить отказываются, пробовать уже не предлагают. Тут же подходят «вежливые люди». Такая подозрительность рождает встречную: чего все так переполошились?
Не секрет, что дела у хозяев выставок и ярмарок меда сейчас не так хороши, как раньше, когда на все смотрели сквозь пальцы.
«На повестке дня защита прав потребителя. Он должен знать, какой мед купил, как и где его проверить, какой документ ему на этот мед дадут. Он заплатил немалую сумму, чтобы просто выбросить банку меда, даже если тот просто не устраивает конкретного потребителя», — сказала в конце января замминистра торговли Ирина Наркевич.
По рынку давно ползали аргументы: «мед из Китая», «промышленный мед», «фальсификат из России», «подсолнечник» и так далее. Моя бабушка верит каждому слову передачи «Жить здорово». Но даже она уверена, что пчелы всего мира не способны принести столько меда, сколько продается на ярмарках.
Мед и без того был продуктом сложным для понимания рядового покупателя. А теперь и подавно.
«Современные технологии настолько сложны, что даже профессионал не сразу определит качество и исходный материал меда», — рассказали нам в одной из белорусских лабораторий, куда мы хотели сдать образцы. Но на месте ответили: «разобрать» мед на составляющие можно, но никакой юридической силы этот анализ иметь не будет. Белорусский мед регулируется каким-то старым ГОСТом, а все, что связано с анализом пыльцы, пока только готовится к утверждению. Рамки ГОСТа настолько широки, что в них попадает даже фальсификат с содержанием искусственных добавок.
Раньше, говорят, «мед» вагонами приезжал из Китая. Точнее инвертный сироп, который разбавляли с медом и продавали под видом натурального. Теперь сироп стал дороже (около полутора долларов за килограмм), и везти его нерентабельно. Место китайского сиропа занял российский натуральный мед из подсолнечника.
«Мед из подсолнечника натуральный, это правда, — продолжает наш источник. — Уровень его полезности мне представляется низким, но доказать это я могу лишь косвенно. Подсолнечник — сельхозкультура, которая растет на минеральных удобрениях. Ценность его нектара просто нельзя соотносить с дикорастущими медоносами. Но мед подсолнечника легок в получении (его много, пчела работает на износ) и дешев — в России его покупают оптом по 50 рублей (меньше доллара) за килограмм. В Беларуси он не раз попадался мне под видом местного или с экзотическими названиями — в таком виде это фальсификат».
Следующая дегустация не претендует на лабораторный анализ. Мы лишь попросили о помощи двух экспертов, которые занимаются честным медопроизводством и считают, что дешевый фальсификат портит рынок и карму продукта, — Николая Павловского и Ивана Дормаченка.
Все, что мы сделали, — это пришли на ярмарку с целью купить несколько образов меда, включая те, которые традиционно считаются подозрительными.
1. Бортевый мед, 90 тыс. за килограмм
— Бортевый? Ну конечно, — иронично усмехается Николай. — Если кто не в курсе, так собирали мед в старину: пчелы залетали в колоды деревьев и внутри строили соты. Сейчас никто этим не занимается. Но даже если допустить это, бортевый мед не может быть таким чистым. При прессовании в продукт всегда попадут кусочки перги, сот. Этот мед — обман чистой воды, никакой он не бортевый.
Наши дегустаторы показали, что мед «пружинит» — стягивается вверх, капая с ложки.
2. Крем-мед из донника, 90 тыс. за килограмм
— По цвету это рапс, по вкусу никакого донника здесь нет. Это уже редкое для Беларуси растение. Рапс я чувствую, — начинает Иван.
Но Николай более категоричен:
— Здесь рапсом и не пахнет. Это крем-мед, поэтому тут может быть что угодно.
Крем-мед — продукт, который появился в угоду покупательскому спросу: его удобно намазывать на хлеб, как масло.
— Мед кладется в емкость, включается медленная мешалка, которая не дает образовываться кристаллам. В принципе, ничего плохого в этой форме нет, кроме того, что его сложно хранить: крем-мед склонен к забраживанию.
3. Липовый мед, 90 тыс. за килограмм
— Попробуйте, — предлагает Николай. — Это не липа, даже хуже, чем первый образец. Просто что-то сладкое, я не могу уловить растения, с которых пчела собирала пыльцу.
Далее наши эксперты переходят к рассуждениям о жидком меде.
— Жидкий сейчас — это всегда разогретый, поверьте, — объясняет Николай. — Продавцы могут рассказывать, что жидкий, потому что они буквально на днях откачали его из сот, — вранье. В промышленных масштабах соты, годные для откачки, невозможно сохранить до весны. Если хранить их в холоде — мед кристаллизуется, если в тепле — не убережете от моли, которая питается воском и тем самым разрушает формы.
Я сам торгую сейчас разогретым медом, хотя сколько мог, удерживался от этого. Но покупателю он приятен, понимаете? Для кондитеров, ресторанов нужен. Зачем обманывать? Если он разогретый, утратил много полезных свойств — надо об этом говорить покупателю.
4. Рапс и сурепка, 85 тыс. за килограмм
— Это рапс с чем-то, — подтверждает Иван. — Он такой с кислинкой. В Беларуси рапс — самый дешевый мед, но с большим содержанием пыльцы. Многим нравится.
5. Вересковый мед, 140 тыс. за килограмм (на фото слева, справа — гречичный, см. №6)
— Вересковый мед всегда был дорогим, таким и остается, — рассказывает Николай. — Он собирается в августе и немного в сентябре, когда ульи уже нужно начинать готовить к зиме. Из-за своей консистенции он не достается центробежной силой — приходится прикладывать больше усилий. Зато по полезным свойствам этот мед превосходит все цветочные. Мне он нравится, похож на правду.
6. Гречка с разнотравьем
Этот мед тоже угодил экспертам.
— Гречка хороша тем, что в ней много железа. Если кому надо повысить уровень гемоглобина — пробуйте, — советует Иван.
7. Мед с маточным молочком, 150 тыс. за килограмм
Мед внешне похож на рапсовый — молочного цвета. Дегустаторы сразу настроились скептически. Справедливости ради стоит отметить, что и большинство продавцов не советовали нашему тайному покупателю искать мед так: мол, обманут. Но ради дела мы проявили упрямство и нашли. Нам предложили два варианта: за 95 тыс. и за 150 тыс. рублей (по словам продавца, цена зависит от количества добавленного маточного молочка).
— Вы представляете, сколько стоит маточное молочко? 60 тыс. рублей за мензурку. Вам накладывали мед из огромного ведра? — усмехается Николай. — Вы купили среднего уровня мед, похожий на рапсовый, с мелкой кристаллизацией.
8. Мед из разнотравья, 60 тыс. за килограмм
Один из самых дешевых видов меда, который привлек внимание характерным ярко-желтым цветом. По данным продавца, здесь зверобой, прополис, валерьяна и другие травы для сердца — бальзам на душу пенсионера.
— Узнаю чистый подсолнечник. Зато натуральный мед, — пробует образец Иван. — Хорошо хоть, что продают недорого. Но оптовая цена такого — $1—1,5 за килограмм. Цвет может быть еще ярче. Характерная крупнозернистая кристаллизация.
9. Мед диких пчел, 120 тыс. за килограмм
Напоследок мы хотели найти что-нибудь экзотическое вроде облепихового, тяньшаньского или акураевого меда. Но нашли «мед диких пчел».
— Я думал, будет вкуснее, — резюмировал Николай, попробовав образец. — Не чувствую акцента, из каких трав мед. Но про диких пчел — реклама и глупость. Никаких диких пчел в промышленном производстве нет. Если порода пчел улетит и будет роиться в дупле, то ее мед ничем не будет отличаться от тех, что живут рядом в улье. Если продавец вывозил ульи в леса, то нельзя называть так мед. Это обычный рекламный ход. Мне больше по вкусу низкосортный подсолнечник, чем такое разнотравье. Да и цена там честнее.
Сколько должен стоить мед?
О себестоимости пчеловоды говорят неохотно. Доходность сильно зависит от масштаба и количества ульев, от места и от количества медоносов.
— В советские времена считалось, что килограмм меда равен по цене двум килограммам мяса или четырем килограммам творога. Теперь мед стал дешевле, как видите. Почему? Потому что к нам завозится непонятно что и начинается демпинг. Отличить фальсификат сложно, это правда. В прошлом году специально купили жидкого разогретого меда и сдали на анализ. Думали, что не пройдет. А он прошел по нашим ГОСТам. Вот так.
Резюмируя наш эксперимент, хотим подчеркнуть: из девяти купленных образцов нам понравились три. Это значит, что на ярмарках можно найти «правильный мед правильных пчел». Но поход туда без знаний или поддержки авторитетных лиц — настоящая рулетка.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by