Нашумевшее письмо против «недофильмов» немного напугало даже авторов. Вообще, претензии к репертуару кинотеатров — жанр древний и благодарный. Почему-то прокатчики никак не могут угодить всем ценителям одновременно. Вечно покупают не то! Мы воспользовались редчайшей возможностью побывать на заседании, где решают, какие фильмы увидят зрители. Как устроена репертуарная комиссия, читайте в нашем репортаже.
Руководитель «Гомелькиновидеопроката» Александр Лавриненко не скрывает: пресловутое воззвание наделало шуму.
— Фактически это субъективное и эмоциональное мнение одного человека, который руководствовался какими-то собственными предпочтениями, — говорит гендиректор. — На самом деле ведь все сложнее. И фильмы приобретаются очень разные. И мы тут не такие уж, скажем, дремучие люди. И ценители, которые столь активны в интернете, далеко не так же активно голосуют за киношедевры рублем в кассе. Коммерческая успешность — важный фактор при выборе фильма для проката, но далеко не единственный. Впрочем, сами увидите.
Симпатичный особняк «Гомелькиновидеопроката» с садиком расположен в недрах частного сектора. Тут благодать. В «сенях» раритетнейший почтовый ящик с советским гербом, на стенах портреты артистов с автографами и реликтовые противопожарные плакаты. В курилке вместо пепельницы, разумеется, банка от кинопленки.
В маленьком актовом зале начинают собираться члены той самой комиссии. Кроме собственно представителей «Гомелькиновидеопроката», это руководители из «Кинотавра» (к нему относятся гомельские кинотеатры) и районных кинотеатров. От облисполкома сегодня — пресс-секретарь Ольга Рябикова. Возраст присутствующих разный, некоторые на вид довольно молоды. От этих 13 человек зависит, какие фильмы покажут кинотеатры в октябре. Такие собрания проходят обычно раз в месяц.
(Забегая вперед: по некоторым кинолентам окончательного решения так и не было принято. Что-то может добавляться в афишу, что-то — исчезать из нее.)
На сцене — большой телевизор. Каждый из членов комиссии получает список предлагаемых к обсуждению октябрьских премьер. На сей раз их 19 (из 54, которые выходят на экраны в этом месяце). В том числе те фильмы, о которых переживал автор упомянутого выше коллективного письма (его придется вспомнить не раз). Есть четыре картины категории «18+», несколько семейных фильмов и детских мультиков (Лавриненко предупреждал, что детский репертуар кинотеатры обычно забирают без обсуждений — все, что появляется на рынке), боевики, ужасы, фантастика, драмы. Особняком стоят трехчасовой михалковский «Солнечный удар» и отечественный фильм «Белые росы. Возвращение». Есть и пара «недофильмов» (у них неплохие шансы).
Вообще, термин «недофильмы» из пресловутого письма некоторым членам комиссии неожиданно приглянулся. То и дело используют это словечко.
— Все на месте? — Александр Лавриненко осматривает зал. — Поехали.
Трейлеры прокручиваются один за другим, без пауз. Вообще-то, большинство собравшихся все это и так видели: по работе должны быть в курсе новинок. Смотрят в основном молча, без эмоций. Изредка улыбаются в положенных местах. Оживились, зашушукались на одиозной русской комедии «Выпускной».
Наконец начинается самое интересное — обсуждение. Некоторые фильмы особых вопросов не вызывают: «Надо брать». Среди них все детские и семейные картины. По умолчанию принимаются и «Белые росы. Возвращение».
Фильм ужасов «Бивень» показался слишком мрачным и нудноватым, хотя сюжет неплохой. С видимым сожалением этот фильм отвергают. Энергичный с виду трейлер «Викингов» комиссию впечатлил умеренно: «Не „300 спартанцев“, но колюще-режущие предметы есть, уже неплохо». Кто-то, к удивлению коллег, готов взять этот фильм сразу на неделю, кто-то намерен рассматривать его как резервный вариант. «Обитель проклятых» по трейлеру смотрится многообещающе, но есть сомнения, что зацепит публику. «Дракулу» одобряют практически единогласно.
Фантастический экшен «Страховщик» нравится, ведь там есть Бандерас и роботы. Но чтобы его поставить, чем-то придется пожертвовать, иначе просто кинотеатров не хватит. Например, довольно красивым мистическим триллером «Прогулка среди могил» или криминальной комедией «Укради мою жену» с Энистон…
— Я люблю Дженнифер Энистон, но в данном случае предпочла бы «Страховщика», — рассуждает кто-то из женщин.
Комиссия в смятении: всех жалко, все фильмы хороши. Лавриненко напоминает, что у «Прогулки…» пока не все ясно со стоимостью. А значит, многое будет зависеть от денег.
— «Судья» мне не надо! — определился один из районов.
— Но там же Дауни-младший! Хоть и без железной своей оболочки… Многие пойдут именно на него.
— Вряд ли у нас наберется столько его поклонниц, чтобы отбить фильм. Который, к тому же, 142 минуты.
Дело доходит до «Выпускного», который так растревожил эстетов. Россия, категория «18+» — это многое объясняет.
— Я против, но беру! — наступает себе на горло какой-то из районных кинотеатров.
Собственно, долгих рассуждений тут не случилось. Против сборов не попрешь. Пожалуй, никто из собравшихся не сомневается, что у этой картины будет хорошая касса. На памяти жестко порицаемый борцами за нравственность «Корпоратив», который был тепло встречен публикой. Предполагается, что «Выпускной» — из той же оперы. Если не показать, народ не поймет.
«Горько-2» со Светлаковым и другими звездами продолжает славную традицию. Проект заведомо прибыльный. Тут вроде тоже долго разговаривать не о чем. Но внезапно не выдерживают Калинковичи:
— Мы против принципиально!
— А нам давайте, — спокоен соседний Мозырь.
— Кинотеатры, жесточайшее внимание к возрастным ограничениям! — суровеет гендиректор «Киновидеопроката».
«Ярость» Лавриненко изощренно похвалил: снято, мол, в лучших традициях «Беларусьфильма». Судя по трейлеру, с этой картиной все в порядке: мощно, дорого, патриотично. Брэд Питт в танке, сражающийся с полчищами нацистов, — вообще многообещающий образ.
Гендиректор «Гомелькиновидеопроката» напоминает руководителям кинотеатров про промоушен:
— Советую обратить особое внимание на такую аудиторию, как игроки WoT. Стоит продумать соответствующие презентации. Уверен, «танкистов» это кино равнодушными не оставит. Обязательно придут, хотя бы чтобы уличить кинематографистов: и танк неправильный, и пушка у него должна быть на 4 сантиметра короче.
Женщины в зале между делом то ли в шутку, то ли всерьез принимаются сетовать, что «танковые войска» отняли у них сыновей и мужей.
К слову, на шикарный мультфильм «Город героев» про малолетнего гения тоже, видимо, будут придумывать какие-то специальные презентации с привлечением кружков юных техников.
«Солнечный удар» Никиты Михалкова. Тут и хочется, и колется. Вытерпят ли зрители три часа высокой духовности, крупно снятых детских колясок и медленно летящих капель? Да и не раскручен он, не то что «Сибирский цирюльник».
— Написано, что он «12+», но там вроде обнаженная натура в одном месте мелькает, — проявляет кто-то бдительность.
Обсудив, приходят к выводу, что в данном случае это «не смертельно», да и снято красиво, не упрекнешь:
— Ну полюбили живую натуру российские мэтры за 70, что ж ты будешь делать.
«Михалковский» вопрос оставляют открытым. Скорее всего, «Мир» возьмет на один сеанс, а там видно будет…
Напоследок представителям кинотеатров в очередной раз напоминают о социальной функции:
— Закольцуйте ролики про спайс и крутите в фойе, на всех мониторах. Эту работу надо активизировать. Если находите подозрительные надписи с номерами телефонов на креслах — знаете, что надо делать…
* * *
Общее ощущение от увиденного — нет тут в помине махрового ханжества, равно как и обостренного эстетства. Есть коммерческий расчет, который неким непростым образом пытается сосуществовать с желанием показать что-то доброе и вечное. Результат в ближайшие дни увидим на афишах.
Как бы то ни было, с любовью широких масс к «недофильмам» ничего не поделать. При этом за хорошее кино голосовать эффективнее не в соцсетях, а в кассе. Хотя, конечно, поставить трепетный «лайк» проще, чем купить билет.
* * *
Пока готовился материал
Пришла новость из Минкульта. Республиканская комиссия, посмотрев «Выпускной», присвоила фильму индекс «три звезды» (читай: «16+»). Примечательно, что россияне, как упоминалось выше, поставили «18+».
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by