Крутой поворот. Минчанин стал тестировщиком и уехал по контракту в Киев

 
18 августа 2014 в 8:30
Автор: Артур Боровой. Фото: из архива героя статьи
Автор: Артур Боровой. Фото: из архива героя статьи

В цикле «Работа» Onliner.by рассказывает о простых людях. Занимаясь повседневным трудом, они создают не только свою личную историю, но и общую историю страны. Одни из них плывут по течению, другие поймали удачу за хвост. Наш сегодняшний герой, минчанин Артем Ермолович, три с половиной года назад решил круто изменить свою жизнь. У него не было профильного образования и опыта, даже представления о профессии. Артем рискнул, вошел в сферу IT и нисколько об этом не жалеет.

* * *

Мне 24 года. Родился в Минске, учился по экономическому профилю. Ничего примечательного — обычная биография. Пытался заниматься бизнесом, что-то покупал, что-то продавал. Был доход, но высоким я его не назову. Хотелось стабильности. Когда мне исполнилось 20, понял, что в жизни надо что-то менять. Сфера IT была на слуху, но не так раскручена, как сейчас. Однажды увидел объявление о наборе на курсы тестировщиков.

Успешно прошел собеседование. Никаких особых навыков, кроме хорошего английского, не требовалось. Пригласили на длительный тренинг. Приезжал менеджер из Москвы. Как-то все быстро закрутилось, и я понял, что в новой профессии можно задержаться. Тем более что сразу после курсов «поставили» на зарплату.

Как такового обучения не было. Вначале, как и все, долго вникал: по сто раз читал документацию, разбирался с кейсами, пытался понять, для чего мы все это делаем. «Тупил», чего уж там. Пригодилось знание языка. Вся переписка, документация — на английском. В первые три месяца зарплата была около $300—400. После испытательного срока выросла до $550.

Компания, в которой начал работать, как и многие другие, выступала в качестве посредника между международным заказчиком и белорусской рабсилой. Заказчики меняются: был британский, стал американский. Понял сразу, что хорошо в IT: каждые полгода можно рассчитывать на пересмотр зарплаты. Через год я вышел уже на $1000.

* * *

Примерно в это время зашел разговор о новом проекте в США. Мне предложили поучаствовать. Месяц поработал в Кишиневе, где находился еще один офис нашей компании. Открыл американскую визу. В Штаты приглашали минимум на три месяца, и я согласился.

В Америке работали в городе Санкт-Петербурге, штат Флорида. Жили по три человека в так называемых кондоминиумах. У каждого небольшая комната, гардероб, общие душевые. Был бассейн, тренажерный зал. На каждую такую «коммуналку» заказчик арендовал машину. Комфорта хватало.

А вот денег особо не заработал. Решил, что лучше потратить больше времени на путешествия. Несколько раз ездили в Майами, купили дешевых гаджетов от Apple. Лето провели с пользой.

По возвращении в Минск стал анализировать, что делать дальше. Путешествия — это хорошо, приемлемая зарплата — отлично, но никто не отменял того факта, что работа нудная и рутинная. Постоянно нужно сохранять концентрацию, много механического труда. Сидишь и повторяешь одни и те же действия по кругу, ищешь ошибку. И так всю жизнь?..

Еще один плюс отрасли в том, что, если ты стараешься, тебя замечают. В минской компании, офис которой расположен на улице Кульман, мне предложили работу менеджера. Крупной команды, от пяти человек. Это было что-то новое. Ушел туда на зарплату в $1600.

В итоге пришлось руководить командой из более чем десяти QA-инженеров. Занимались серьезным проектом для крупной белорусской телекоммуникационной компании. Дела шли успешно. Моей девушке по личным обстоятельствам надо было на некоторое время переехать в Киев. Одновременно с этим через профиль в LinkedIn работу мне предложила одна аутсорсинговая российско-украинская компания.

* * *

Сразу к предложению я серьезно не отнесся. Потом понял, что нынешняя работа перестала приносить удовольствие, и прошел собеседование. Запросил высокую зарплату. Столько, как хотел, не предложили, но пообещали больше, чем было в Беларуси. Обещание сдержали.

В Киев я переехал в январе вместе со своей девушкой, с которой познакомились во время работы. «Майдан» уже бурлил, но чрезвычайных событий, которые могли бы повлиять на мое решение, еще не было. Переезд и две недели в съемной квартире, пока нашли жилье, оплатила компания. Сделали документ, позволяющий работать в Украине. Контракт заключили на год.

К этому времени я уже убедился, что условия во всех IT-компаниях примерно одинаковы. Может незначительно различаться соцпакет, но отношение в целом благосклонное.

В Киеве я Senior QA Engineer — старший инженер по тестированию. Западный заказчик из банковской сферы, интересный проект. Работаю здесь уже полгода.

* * *

В столице Украины я был и раньше, но только теперь прочувствовал отличия от Минска. Цены гораздо ниже, несмотря на все события. По продуктам — ниже раза в полтора. Ценник в общепите может отличаться и в два раза. Здесь огромное количество доступных развлечений, в разы больше ночных клубов, ресторанов. Все работает. Если сравнивать инфраструктуру — небо и земля.

Квартиру снял в новом доме, с дизайнерским ремонтом. Когда приехал, она стоила $850. Потом гривна просела, теперь плачу $600: договор был заключен в местной валюте. В принципе, ценник сопоставим с минским, но в секторе жилья уровнем выше среднего вариант найти проще. Многие иностранцы, снимавшие квартиры, уехали.

В городе продолжается жилищное строительство. Плотно не интересовался, но в новостройках, вполне приличных с виду, можно найти «квадрат» дешевле $1000.

* * *

Когда я приехал, боев в городе не было. Потом началось то, что все видели по телевизору. Следил за событиями, читал все новости в интернете. Честно признаюсь, был период, с неделю, когда появилось чувство страха. Гибли люди, в магазинах пусто — население сметает продукты. Сидели с девушкой на чемоданах. Искал выходы на посольство, на знакомых, чтобы в случае чего быстро город и страну покинуть.

Потом стало легче. Через три-четыре недели прогулялся по Майдану, пофотографировал. Сейчас ощущения угрозы в Киеве нет и близко. Летом город прекрасен. Люди ходят по улицам, проводят время в кафе. Есть некий дуализм по отношению к тому, что происходит в стране. Если не знаешь, каких взглядов придерживается твой собеседник, лучше темы политики избегать или говорить уклончиво. Вообще, Донецк и Луганск — где-то в стороне. То, что происходит там, на жизни столицы никак не отражается.

С коллегами, кстати, я разговариваю на русском. Если говорят по-украински, отвечаю тоже по-русски. Никаких проблем. Мне нередко говорят, что у меня московский акцент, поэтому всегда подчеркиваю: я — белорус.

* * *

Что дальше? Когда закончится контракт, не исключено, что попробую его продлить. Мне в Киеве по душе. Если говорить о более масштабных планах, то вижу свою жизнь в ритме путешествий. Копить на машину и потолок над головой пока не вижу смысла, меня вполне устраивает и арендное жилье. А эмоции важнее, чем стандартный набор ценностей вроде квартиры и автомобиля.

Пока моего опыта недостаточно, чтобы работать на западные компании напрямую, без посредников. «Стаж» меньше пяти лет — мою анкету отсекут уже на этапе рассмотрения. Но опыт — дело поправимое.

Кстати, насчет образования. Твоя корочка абсолютно никого не интересует, убедился в этом на 100%. Не буду говорить, что стать айтишником, в частности тестировщиком, может любой парень с улицы. Сейчас это сложнее, чем четыре года назад. Но ничего невозможного нет. Я был обычным пользователем ПК. Разговаривал на английском. Всего-то.

Некоторые говорят о том, что в профессии переизбыток людей. На начальном уровне, Junior, возможно, так и есть. Но я до сих пор получаю предложения от белорусских компаний, в том числе через социальные сети. Значит, спрос на специалистов сохраняется.

Достигнут ли в Беларуси потолок зарплат? Не уверен. В Киеве айтишникам платят больше. Значит, и у нас это не предел.

* * *

— В этой профессии, хоть обывателю она и кажется скучной, каждый находит свою изюминку, — резюмирует Ермолович. — Нередко встречаю людей, которые получают колоссальное удовольствие, если находят что-то очень хитрое, скрытое — то, что не работает. Лично я таких эмоций не испытываю. В будущем хочу вернуться к управленческой деятельности. Может, окончу курсы IBA. В любом случае, в IT останусь. Вряд ли кто-то будет спорить, что на постсоветском пространстве нет более комфортной сферы, чтобы обеспечить себе достойную жизнь и принадлежность к среднему классу.

Артем говорит, что вовсе не хочет быть героем банальной сказки о золушке-программисте: был никем — пришел к успеху. Универсальных рецептов не существует. Просто, считает парень, в нашем обществе все еще бытует вредный стереотип, с которым он не согласен: будто бы любые кардинальные перемены не к добру.

Если вы хотите рассказать о себе и своей работе, пишите в редакцию. Адрес здесь.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by