Репортаж: «полкабана» по-русски — на шопинг в Финляндию за икрой и легендарным качеством

 
20 марта 2014 в 8:15
Автор: Денис Блищ. Фото: Максим Малиновский
Автор: Денис Блищ. Фото: Максим Малиновский

Это для белорусов святыми местами для шопинга давно признаны Вильнюс и Белосток. Тысячи наших сограждан ежедневно выстраиваются в очереди на границах, чтобы обменять бесценную валюту на одежду, продукты питания, бытовую технику, автомобильные запчасти — да буквально на все! И у каждого своя аргументация в пользу шопинга. Кто-то ведет домашнюю бухгалтерию, точно подсчитывая выгоду, другой ищет вещи, которых не купить в Беларуси, третий по мелочи спекулирует на перепродаже с накруткой. У россиян тоже есть свои «полкабана» — приграничные городки Финляндии. Мы отправились на беспощадные «закупы» по-фински, чтобы узнать, что ищут жители Ленинградской области в гипермаркетах Лаппеэнранты, Иматры и Ваалимаа.

Пограничник долго крутит в руках наши паспорта: виза, выданная не финским посольством, — в этих краях редкость. Основной поток из России составляют профессиональные покупатели, обратно — жители приграничных городков, заправляющиеся дешевым бензином. В общем, все как в Беларуси, только без жестких норм по частоте пересечения границы на авто. И, как уверяют наши попутчики из Петербурга, без надзора за количеством и ассортиментом купленных товаров.

«Представляешь, друг купил в Лаппеэнранте стиральную машину, — доверительно рассказывает новый знакомый Саша, уже 20 лет как обладающий финским паспортом. — И повез ее домой в Выборг! 70 килограммов! При норме провоза неделимого товара 35. Я у него спрашиваю: „А если проверят?“ А он мне: „Надеюсь, повезет…“»

И точно — повезло. Стиральная машина в обход таможенных платежей благополучно пересекла границу Евросоюза и России и исправно служит в выборгской многоэтажке своему новому владельцу.

Наконец нас пропускают. Пейзаж за окном стремительно меняется: только был неумытый расхристанный Светогорск, окутанный вонью бумажного комбината, — и вот ровные дороги, заснеженный лес, аккуратные велодорожки. Через несколько минут по правой стороне показывается комплекс торговых центров Disas, Scandinavian и Laplandia — первая точка в маршруте закупщиков из России. Здания хоть формально и входят в городскую черту, но на самом деле выстроены как можно ближе к границе аккурат посреди соснового бора.

Россияне используют разницу во времени, чтобы приезжать в Финляндию как можно раньше. Четыре часа пути из Петербурга благодаря двум «бонусным» часам местного пояса здорово «сокращают» потраченное время, и первые покупатели появляются уже с самого утра. От выборгского и питерского автовокзалов в часы пик автобусы на Иматру и Лаппеэнранту отправляются каждые 15 минут!

На парковочном месте рядом с нами — видавшая виды Lada с улыбчивым дяденькой за рулем. Узнав о нашем спецзадании, он тут же выкладывает всю математику российского покупателя: «Смотри, я заводчик собак, у меня их целый вольер. Беру сразу пять больших мешков корма, который обходится мне дешевле, чем если бы я покупал его в России: минус бензин и амортизационные расходы — в итоге 2500 рублей чистого выигрыша».

Собеседник также признается, что корм российского производства он своим собакам не дает. Утверждает, что его «опасно есть». Мы уточняем, относится ли это к товарам известных торговых марок, производимым в России.

«Конечно! — без тени сомнения отвечает заводчик. — Ничего российского брать нельзя, так и запишите».

Только восемь утра, а в рыбном гипермаркете Disas уже есть покупатели. Проходя мимо кассы, смотрим, как невозмутимая продавщица оформляет VAT на ошеломительное количество банок красной икры. Типично славянского вида мужчина и женщина деловито складывают их по пакетам. На вид банок не менее 30, каждая по 400 граммов.

Рядом с сумками стоят уже отоваривавшиеся покупательницы. Они с охотой рассказывают всю правду о шопинге в Финляндии: «Берем все, — говорит одна из них. — За границу ездим с соседом, у которого машина: он нас подвозит бесплатно. Вот смотрите, что у меня в сумке: конфеты, другие сладости, рыба, икра, колбаса, чай, кофе. В Выборге такого выбора нет, но самое главное — качество совсем другое».

«Финляндия все же есть Финляндия», — философски подмечает другая.

Интересуемся, удается ли сэкономить на товарах. Общего знаменателя у подруг нет. Одна считает, что по некоторым позициям можно что-то выгадать, по другим — нет. Другая твердо уверена: здесь дешевле все, особенно одежда, — и с готовностью демонстрирует «гипермаркетовские» джинсы за €10 для внука.

В это же время сосед-водитель отрывается от игрового автомата, установленного в фойе торгового центра. Еще одна «фишка» шопинга в Финляндии — возможность испытать удачу на «одноруких бандитах», давно запрещенных в России. В этот раз удача прошелестела крыльями мимо — несколько евро остаются в бюджете чужой страны (в Финляндии игровой бизнес монополизирован государством).

Как уже говорилось выше, Disas специализируется на рыбной продукции. В магазине широкий выбор охлажденной, замороженной, копченой, вяленой рыбы, есть морепродукты и, конечно, красная икра. Исследуем цены на нее: наиболее популярная фасовка по 400 граммов оценена в €18, по 250 граммов — в €13—13,40 в зависимости от способа консервации. Здесь же икра дикого лосося, примерно в два раза дороже «домашнего». Справедливости ради отметим, что в соседнем гипермаркете нашлись 400 граммов по €16,80, но расфасована икра не на фабрике, а здесь же, в торговом центре. В любом случае, это значительно дешевле российских и белорусских аналогов.

Черная осетровая икра стоит €79,80 за 200 граммов. Расположена она на полках в защищенных от воровства колбах. Килограмм, выходит, будет около €400, что, опять же, дешевле, чем в России или Беларуси. И это при том, что Финляндия не производит этот изысканный деликатес. Правда, позже нами были обнаружены точно такие же баночки, но уже по €100 — то есть порядка €1000 за килограмм — как в Москве.

Палтус холодного копчения — €32 за килограмм, слабосоленая форель — €17,90, такой же лосось — €11—13, угорь — около €33. Не стоит забывать, что магазины оформляют возврат VAT, который в Финляндии составляет 24%; зачастую на ценниках сразу указана стоимость после получения VAT. Минимальная сумма для оформления — €40.

Колбасы в магазине дорогие. Кроме того, что сложно найти целые, а не нарезанные палки, их стоимость за килограмм зашкаливает — от €15 и далее до €60! Однако можно найти кое-какую экзотику для наших краев, в частности изделия из оленины и лосятины.

Переходим к чайно-кофейным прилавкам. В упаковках по 250 граммов — черный и зеленый весовой Lipton по одинаковой цене в €2,49, 25 пакетиков в коробке — €1,49, «семейная упаковка» весом 1 кг — около €11. С кофе ситуация совсем другая: килограмм Lavazza в зернах в зависимости от типа обжарки и сорта станет вашим за €6, €10, €15 или €20. Наиболее популярный Espresso оценен в €16,90.

Со сладостями ситуация следующая: шоколад финны часто фасуют в упаковки по 200 граммов, цена на них составляет €2,50—2,70, стограммовые плитки отпускают по €1,05—1,70. Производство местное, содержание какао-бобов, как правило, выше 65%. У россиян пользуются спросом печенье и сладости — упаковки от 50 граммов (за 50 евроцентов) до 4 кг.

Не можем пройти мимо палет с оливковым маслом: штука эта в наших краях дорогая, «в Европах», как правило, заметно дешевле. Так и в Финляндии: два литра масла первого отжима в пластиковой «баклажке» оценены в €12,40, второй отжим уходит по €8,20. Подсолнечное и даже рапсовое масла в магазинах тоже есть, но ажиотажа вокруг них не наблюдается.

Пока рассматриваем бытовую химию, заводим разговор еще с одной россиянкой средних лет, приехавшей сюда с юга Карелии. Вот ее аргументы в пользу шопинга в Финляндии: «Вы посмотрите наше телевидение! — сетует женщина. — Как посмотришь передачу о качестве российских товаров, боишься что-то покупать и ставить на стол. А финское все хорошее, это известно еще с советских времен».

Россиянка признается, что разницы в ценах зачастую нет, а по отдельным позициям затраты на поездку не отобьешь, но все оправдывается качеством. Абсолютно все опрошенные давят именно на него.

«Торговые марки, которые есть и здесь, и в России, — все равно две большие разницы, — продолжает линию защиты покупательница. — Даже то, что всего лишь фасуется у нас, а не производится. Как так, ума не приложу».

К слову, о бытовой химии. Порошок Persil для цветного белья в упаковке весом 7,6 кг — €24,90, Ariel, фасованный по 6 кг, — €18,90, а такой же, но в упаковке 3,8 кг — €14,95. Цены, конечно, не польские, но россияне берут и нахваливают. Vanish в 750-граммовой банке — и вовсе €4,90.

В соседнем Scandinavian Market — «бешеная распродажа»: мясо, икра, куры — все со скидкой 40%. Но на поверку полки в торговом центре оказываются пустыми. Взять по сниженной цене особо нечего, а причины такой ситуации нам тут же раскрывает очередной россиянин на вишневой «девятке»: «Поток покупателей упал, потому что в России девальвация — евро уже дороже 50 рублей! Конечно, пока выгоднее закупаться на родине: цены-то еще не все подтянулись, дешевле выходит дома».

В Laplandia Market — тот же набор, что и в Disas. Не знаем, какая разница между двумя торговыми центрами, но автобусы с закупщиками последовательно паркуются сначала у одного, затем у другого гипермаркета. Говорят, во владельцах здесь полный интернационал: финский коллектив работает то ли на ливанца, то ли на сирийца, а основной поток клиентов — россияне. Кроме того, абсолютно все кассиры должны владеть русским языком. На бейджах девчат — славянские имена с финскими фамилиями…

В Laplandia в очередь за нами пристраивается массивная женщина, две корзины которой доверху наполнены, что называется, товарами народного потребления: носки, трусы, какие-то сковородки, столовые приборы, шумовки, даже тряпочки для мытья посуды — все в трех-четырех экземплярах. Покупательница профессионально перехватывает взгляд и поясняет: «На перепродажу, в Петербург. У меня там свой магазин». Нехитрый такой бизнес.

Что ж, посмотрим, на чем можно «наварить». Туристические сумки по €80 за штуку — однозначно нет, пара шерстяных носков с оленями за €1,79 (или других за €3,80) — уже ближе, а вот упаковка из пяти пар хлопковых за €4,45 — самое то. Шапки с искусственным мехом и шерстяной основой уходят за €6,14, есть даже балаклавы по €2,95. На посуде бизнес не построишь: кастрюли самых разных размеров, сковородки, противни — заметно дороже.

Любопытным показалось оценить систему продажи в Финляндии сигарет. Несмотря на то, что власти как могут борются с пагубной привычкой (лечить человека потом дороже, ведь все за счет государства), людей с сигаретами в зубах на улицах много. Но… визуально нигде в продаже сигарет нет! Возле касс установлены панели с номерками от 1 до 30, соответствующими определенным маркам курева. У сотрудника необходимо уточнить наличие того или иного сорта, затем по его команде нажать необходимый номер и получить из пневмотрубы свои сигареты. Цены — не ниже €5,30 за пачку.

Еще одна важная точка на маршрутке закупщиков — супермаркет Lidl, славящийся своими низкими ценами, акционными предложениями и простотой интерьеров в духе нашего «Евроопта». В Lidl можно прицениться к овощам и фруктам. Так вот, апельсины в Финляндии, где не растут даже яблоки, стоят всего €1,09 за килограмм. Сочные, толстокожие, прямо из-под испанского солнца — и по такой смешной по нашим понятиям цене. Относительно дешевы для межсезонья помидоры (€2,5), огурцы (€3,5), салат (€1), лук, морковь. Центральный корнеплод на столах белорусов — картофель — в зависимости от сорта и состояния оценен в €1,5—6 за кило. Тут, конечно, шиковать не будешь.

Многие слышали, что в Финляндии не слишком доступен алкоголь — как в прямом, так и в переносном смысле. То есть продается он в специализированных магазинах, владельцем которых выступает исключительно государство, и стоит весьма дорого. Пройдемся вдоль прилавков.

Самое дешевое местное пиво отпускается по €2,17 за банку объемом 0,5 л, популярны емкости в одну пинту (0,568 л) и 440 мл. Цены на вина из Испании, Франции, Италии начинаются от €11, дешевле отхватишь только чилийское или аргентинское (от €9). С водкой вообще беда: литровая бутылка дешевле чем за €20 на ваш праздничный или будничный стол не попадет. Финны предпочитают эстонскую в классических «пол-литрах» за €10. К слову, цены на алкоголь в магазинах duty free ровно в два раза ниже, чем по стране, но вот беда — ввозить в Финляндию можно только литр на брата.

Не можем не пройтись по магазинам одежды. В городке представлены все известные торговые марки: от бюджетных H&M и Zara до средних типа Tommy Hilfiger. Премиальных брендов нет, но они бы тут и не пользовались спросом. Впрочем, в магазины одежды россияне не бегут — ограничиваются тем ассортиментом, что представлен в гипермаркетах. И если тот же H&M держит обычные сетевые цены, то относительно остальных марок такого не скажешь. Только представьте: зимние ботинки Ecco за €150 — минимум в полтора дороже, чем в Белостоке!

«У нас еще сезон, — разводит руками консультант в обувном магазине. — Поэтому скидочные акции предусмотрены только на прошлогодние модели. Но вы не смотрите на цену, эта обувь прослужит вам минимум три-четыре сезона».

Ну ладно зимняя, она крепкая (а в некоторых случаях даже шипованная), но что делать с кроссовками New Balance за €130, которые по каталогу фирмы стоят около €50?

Финская обувь, сшитая в стране, по дизайну и вовсе напомнила отечественный стиль: черная, грубая, с массивными подошвами и без намеков на красоту. Эстетика под стать климату.

В общем, на торговой пешеходной улице, заполненной вещевыми магазинами, русских мы не встретили совсем. Провожая автобус, у другого гипермаркета, который так и называется — Rajamarket («Приграничный»), заводим разговор еще с одним закупщиком: «Не могу я понять, почему в России не могут делать такие же качественные товары, как в Финляндии, — выпуская дымок запрещенного здесь Parliament, размышляет он. — Ну все ж есть: руки есть, мозги есть, — а за колбасой приходится ездить через границу…»

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by