У слова «бизнес» в наших краях не самая лучшая репутация. Почти как у слова «болото». Провалиться в белорусский бизнес, уйти ко дну легче легкого. Минчанин, который решил открыть точку по продаже мороженого в Лошицком парке, но уперся в шлагбаум из чиновников, не даст соврать. Да и президент Лукашенко неспроста вчера поучал студентов: не каждому дано иметь фирму! Удивительно, но некоторые молодые люди все же начинают успешный бизнес, не захлебнувшись. Как им это удается?
* * *
Владиславу Андросову 25 лет. Он директор ООО «Ви энд Ви Медикал» — фирмы, которая привозит иностранцев в белорусские больницы и клиники. Парень учился в ЕГУ, после вернулся в Минск и получил дополнительное образование в институте туризма. Мы разговариваем с ним в небольшом кабинетике, который больше похож на процедурную, чем на офис. В этом, впрочем, жизненная позиция Владислава — со старта вкладывать в развитие компании, а не в аквариум и красное кресло для начальника.
— Когда приехал в Минск, меня посетила идея о создании специализированной компании, которая будет заниматься медицинским туризмом, — рассказывает он. — Для государства сегодня это приоритетная сфера, которая приносит в бюджет валюту. А ниши на рынке были фактически свободны.
В 2010 году уже прослеживался активный интерес со стороны иностранцев к нашим медицинским услугам. Стоматология, пластическая хирургия, офтальмология — все эти направления были востребованы. Вопрос заключался в том, чтобы качественно организовать процесс оздоровления, составить для пациентов планы лечения, обеспечить им комфортные условия проживания.
В государственных клиниках заниматься этим было некому. Мы заключили договоры комиссии с рядом учреждений. И начали работать. Прошло три года. Сейчас мы являемся ведущей частной компанией по медицинскому туризму. Если говорить о цифрах, то за 2013 год приняли порядка 280 пациентов из-за рубежа. В основном это россияне, но едут также из Украины, Прибалтики.
* * *
— С чего начинался бизнес? У меня были кое-какие сбережения, которые сделал в студенчестве. Были небольшие инвестиции из семьи. Всего около $20 тыс. В вопросах медицины я абсолютно не разбирался, но имел в этой сфере кое-какие знакомства.
Вначале оформил ИП, заключил договоры с несколькими частными стоматологическими центрами. Скопленные деньги направил в продвижение, в сайт. Офиса не было. В 2011 году, когда расширился спектр услуг, было принято решение учредить общество с ограниченной ответственностью. В инкубаторе малого предпринимательства молодежной социальной службы нам выделили минимум — 5 квадратных метров. В 2012 году в компании работало уже четверо сотрудников, плюс несколько специалистов на аутсорсе. Арендовали помещение побольше, вот этот кабинет на 12 «квадратов». Сейчас в штате 6 человек.
* * *
— Я и еще два сотрудника занимаемся обработкой заявок от иностранцев, связываемся с нашими медцентрами. К примеру, человек пишет из Владивостока, что у них нет таких, как в Беларуси, методик по имплантации зубов. Что, мол, можете предложить? В первую очередь запрашиваем у него панорамный снимок зубов, дополнительную компьютерную томографию челюстно-лицевого отдела. Эту информацию изучают белорусские врачи, выносят заключение, которое мы высылаем заказчику. Потом идет период согласования, выбираем даты приезда, место проживания. В аэропорту клиента встречает наш менеджер, который возит его по клиникам, аптекам, в гостиницу и так далее. Весь этот цикл мы хорошо отработали. У нас есть собственный транспорт — два автомобиля.
Вероятно, мы бы расширились, взяли на постоянную работу пять менеджеров. Но не можем быть до конца уверены, что обеспечим им высокую загруженность. Пока так.
* * *
— Сопровождение — полный пакет на 10—12 дней — стоит $350. Сюда входят все поездки, оплата мобильного телефона на время пребывания и так далее. Пакеты разрабатываем под каждую конкретную процедуру. Если пластическая операция, связанная с носом, то это примерно 7 дней и $220. Если увеличение груди, то это быстро — 3 дня пребывания в Минске, $150 затрат. Коррекция зрения вообще занимает один день.
Но основной доход мы получаем с комиссионных, выплачиваемых клиникой. Это может быть 10, 15 или 20% от стоимости операции. Операция по увеличению груди, к примеру, обойдется от $2800 до $3700. Из пластики самые выгодные — операции по перемене пола. Мы занимаемся сопровождением таких пациентов, визовыми вопросами и так далее. Комплекс операций может растянуться на месяц и стоить до $25 тыс.
Выгодный ли это бизнес? Наверное, если сильно увеличить поток, можно заработать и бо́льшие деньги. Считайте сами. По данным Минздрава, за год у нас пролечилось 138 000 иностранцев. Если взять даже 10% от этой цифры, умножить на $300 (средняя комиссия), то получим $3 900 000.
* * *
— Конечно, не все было гладко. Особенно в первый год, когда мы приняли всего около десятка клиентов. Хотелось свернуться, «пасануть», бросить все. Но в итоге перетерпел и многому научился. Сейчас по телефону могу дать консультацию по всем медицинским направлениям, которые мы ведем.
Что дальше? Мы почти доросли до своего офиса. Через несколько месяцев туда переедем. Решил, что надо диверсифицировать деятельность. За время моих поездок за рубеж получил много предложений от немцев, литовцев — привозить к ним на оздоровление белорусов. За границей есть такие вещи, которые наши клиники не предлагают. К примеру, быстрая диагностика онкологических заболеваний. Будем пробовать. Не рискуя, не прогорев, вряд ли чего-то добьешься.
* * *
— Купил ли я внедорожник? Нет, но авто класса $20—22 тыс. есть. Квартира досталась от родителей. Богатым человеком себя не назову, наверное, представителем среднего класса. Многие, конечно, и сейчас удивляются возрасту: как с этим пареньком можно вести дело? Но после понимают, что можно.
Большинство моих друзей, процентов 70, утверждают, что ловить в Беларуси нечего. Кто-то остался в Литве, занимается там чем-то. Но я не согласен, что тут совсем глухо. Общество у нас сейчас меняется, идет смена поколений, нужно ловить свой шанс. В студенчестве я поработал в Италии, была возможность уехать в Голландию. Вопрос: кому там нужны иностранцы? За границей хватает своих специалистов, которые в перспективе и займут топ-должности. Они, а не ты.
Финансы идут, но не хочется раскидывать их по сторонам, нужно вначале создать плацдарм. Поставил перед собой цель — к 30 годам надо насобирать капитал, иметь стабильный доход в $5000, а желательно около $10 000, то есть $100 000 в год. В таком случае можно быть уверенным в завтрашнем дне, создавать семью. Да, это непросто, но без серьезных целей скучно жить!
* * *
Екатерина Груздова, управделами малого предпринимательства КУП «Социальная молодежная служба», окончила педагогический вуз. По распределению работала в детсаду, вела кружковую работу. Но что за зарплаты в белорусском образовании? Сейчас Екатерина также пытается заработать на туризме. В инкубаторе на административной должности она работает на полставки, а пару лет назад зарегистрировала ИП.
— Мы делаем проекты для школьников на базе детских оздоровительных лагерей — «экономикс», — говорит она. — В течение смены приглашаем к ребятам разных специалистов, которые проводят бизнес-тренинги, играют с ними в деловые игры. Программы дополняем «экскурсионкой». Цена путевки на 18 дней — от $300. Сюда входит проживание, питание, все удовольствия, которые ребята получают в лагере. Это одно из направлений по обучению детей навыкам предприимчивости с малого возраста. И оно очень популярное, у нас много детей из зарубежных стран.
Я выступаю посредником и координатором, имею процент продаж от каждой путевки. В сезон зарабатываю около 5 млн. Как минимум. Еще мы принимаем деловые миссии, на этом я также зарабатываю. Тысячи долларов в месяц пока не выходит, но мне достаточно.
* * *
Мария Тарлецкая училась в Академии искусств, а сейчас возглавляет кузнечное ателье «Артобъект». Бизнесом она занялась в 2005-м, когда окончила вуз.
— По образованию я кузнец. Отработки у меня не было по причине того, что никто на меня как на кузнеца заявку не подал. Тогда с нуля, со старта решила открыть ИП, потом одно частное предприятие, второе.
У меня шесть сотрудников, есть два цеха. Руками теперь кую крайне редко, исключительно для удовольствия.
Наши клиенты — и государственные организации, и частные лица. 90% производства — лестничные ограждения. Их пока нельзя привезти из Китая и Малайзии. Во всем остальном достаточно тяжело конкурировать с дешевыми азиатскими поделками.
Наверное, могу назвать себя представительницей среднего класса. За квартиру спасибо папе, есть дом за городом, две машины. Да, на рынке непросто, но свои клиенты у меня есть и будут всегда. Женщина в металле — для Минска все-таки редкость.
* * *
У каждого из молодых бизнесменов свои амбиции и жизненные цели. Все они поняли, что работать следует на себя, а не на государство — кто-то раньше, кто-то позже. Что тут сказать — молодцы!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by