Победа или смерть. Как боксеры выживали в самом страшном месте на Земле

10 октября 2022 в 10:00
Источник: Сергей Солонкевич

Победа или смерть. Как боксеры выживали в самом страшном месте на Земле

Источник: Сергей Солонкевич
Начавшаяся в 1939-м Вторая мировая война поставила международный спорт на длительную паузу. Спортсменам большинства стран мира было не до соревнований и тренировок. Но полностью спорт на задний план не задвинули. Он мог появляться в самых неожиданных и страшных местах, например в концлагере в Освенциме. Администрация Аушвица, поставившая процесс уничтожения людей на конвейер, искала развлечений и стала организовывать боксерские бои. Заключенные, побеждавшие в поединках, получали дополнительную еду. При этом узники лагеря не всегда дрались между собой, а могли сталкиваться с кем-то из капо или надзирателей. Зрелищности боям добавляло и то, что в Аушвице хватало профессиональных боксеров из разных стран. Рассказываем о некоторых освенцимских бойцах, которые боксировали, чтобы выжить.

Легальный способ отомстить палачам

Считается, что один из первых (возможно, даже первый) боксерских поединков в Аушвице состоялся в марте 1941 года. Заключенным предложили выиграть кусок хлеба, но для этого нужно было победить капо Вальтера Даннинга, в свое время занимавшего второе место на чемпионате Германии в среднем весе.

Противостоять немцу вызвался польский боксер в легчайшем весе Тадеуш Петшиковский. До войны он занимал второе место на чемпионате Польши и становился лучшим боксером Варшавы. После начала польской кампании вермахта Петшиковский в качестве добровольца участвовал в обороне польской столицы. Когда Варшава капитулировала, спортсмен пытался пробраться на запад, чтобы вступить в формирующуюся польскую армию. Но Тадеуша арестовали, вернули в Польшу, а затем отправили в Аушвиц.

Мало кто верил, что поляк, который весил чуть больше 40 килограммов, сможет что-либо противопоставить почти 70-килограммовому немцу. Но Петшиковскому было нечего терять, поэтому он без сомнений надел рабочие перчатки и вступил в бой. За счет веса Даннинг имел большое преимущество, но на стороне Петшиковского была невероятная решимость и замечательная техника. В итоге немец удивленно опустил руки и предпочел сдаться. Заключенный, как ему и обещали, получил дополнительную порцию хлеба и масла. Кроме того, спортсмена перевели на более легкую работу. Она оставляла больше шансов не угробить здоровье.

История Тадеуша Петшиковского достаточно известна. О боксере много писали и даже сняли фильм. За время пребывания в Аушвице и концлагерях поляк провел более полусотни поединков. Периодически Петшиковскому приходилось сталкиваться с капо, которые любили поиздеваться над заключенными. Зная об этом, боксер бил максимально сильно и действовал жестче, чем обычно: так спортсмен формально легально мстил за страдания своих товарищей по несчастью. А после очередного успешного боя Петшиковский делился с заключенными завоеванной едой.

Кадр из фильма «Чемпион из Освенцима» (2020), снятого по мотивам истории Тадеуша Петшиковского

Когда в Аушвиц прибывали новые заключенные, то администрация лагеря искала боксеров, чтобы у Петшиковского появился достойный соперник. Поляк выходил драться против гораздо более крепких и профессиональных боксеров, но все равно побеждал их. Как ему это удавалось? Биографы спортсмена сходились на том, что у него был запредельно развит инстинкт выживания, увеличивавший волю к сопротивлению. Возможно, именно бокс помог Тадеушу не погибнуть в концлагерях, дождаться конца войны, а затем прожить еще много лет.

Говорили, что за все время Петшиковский проиграл лишь в одном лагерном поединке. Он уступил другому знаменитому узнику Аушвица — боксеру из Нидерландов Леену Сандерсу.

Дрался и подкармливал других узников

Леен Сандерс был нидерландским евреем, родившимся в Роттердаме. Парню повезло появиться на свет именно в этом городе, потому что до войны здесь хорошо развивался бокс, а в Амстердаме, как и в некоторых других городах Нидерландов, действовал запрет на боксерские поединки.

Примером для Леена стал старший брат, который увлекался боксом. Сандерс оказался способным спортсменом. Уроженец Роттердама выигрывал любительский и профессиональный чемпионаты Нидерландов в своих весах. А в 30-х слава Сандерса как боксера увеличилась до огромных масштабов. Боец постоянно побеждал в родных Нидерландах и стал кем-то вроде сегодняшних промоутеров. Сандерс ездил по Германии с показательными боями, где его называли «еврейской сенсацией». На спортивных трусах боксера была нашита звезда Давида. Этим Леен желал продемонстрировать, что хоть он и нидерландец, но еврейского происхождения. Кроме родной страны и Германии, боксера знали и уважали и в Англии, и во Франции.

Леен Сандерс

У титулованного спортсмена был свой зал и все, что только можно пожелать. Леен продолжал раскручивать бокс, тренироваться и побеждать в ринге. Но Сандерс никогда не скрывал, что является противником национал-социализма. Известен случай, когда в 1936 году Леен отказался от титульного боя с чемпионом Европы из Германии Густавом Эдером, который был членом НСДАП.

В 1940-м Третий рейх начал голландскую операцию, и Роттердам сильно пострадал от авианалета люфтваффе. Бомбы уничтожили и дом Сандерсов. Вместе с женой и двумя детьми Леен переезжает в Гаагу. Когда немцы оккупировали Нидерланды и начали устанавливать новый порядок, известный боксер раздобыл поддельные документы и примкнул к движению Сопротивления. Леен распространял антифашистские брошюры. А семья Сандерса, опасаясь депортации, скрывалась.

Правда, через несколько месяцев Сандерсы были арестованы. В 1943 году боксер транзитом через пересыльный лагерь Вестерборк был отправлен в Аушвиц-Биркенау. Дети и жена Сандерса погибли в газовых камерах Аушвица. Холокост не пережили также родители Леена и семеро его братьев и сестер. Но об этом спортсмен узнает намного позже.

Скорее всего, от смерти Сандерса спасло то, что он был боксером, и очень известным. Леена узнал немец из администрации лагеря, который сам любил спорт и занимался боксом. Эсэсовец сильно помог нидерландскому еврею, когда устроил того на легкую должность. Сандерс должен был работать на лагерной кухне, раздавать еду, отвечать за содержание блока.

Спорт из жизни узника Аушвица никуда не ушел. Леен должен был давать уроки бокса надзирателям. Но и это не все. От Сандерса потребовали участвовать в боксерских поединках, которые проходили в Аушвице. Леену даже разрешили тренироваться: спарринговаться, прыгать и бегать трусцой. А еще боксер получал дополнительное питание.

Несмотря на привилегированное положение и должность капо, Сандерс не ожесточился, а, наоборот, использовал свои особые возможности, чтобы помочь другим заключенным. Те, кто смог дожить до конца войны и помнил боксера по временам в Аушвице, много рассказывали, как Сандерс помогал им едой и одеждой. После окончания всех ужасов Катастрофы Сандерс, отвечая на вопросы, будет скромно говорить, что ему просто повезло остаться ни разу не пойманным на краже еды, которую он приносил заключенным. Боксер признает, что риск действительно был высоким.

Леен Сандерс стал участником ужасного марша смерти, когда нацисты уводили узников Аушвица в лагеря, которые размещались западнее. Во время того перехода, проходившего холодной зимой, погибло порядка пятнадцати тысяч человек. Боксер смог выжить и дойти до концлагеря Гросс-Розен, откуда его вместе с другими евреями увезли в Дахау. Из Дахау Сандерса и других заключенных освободили американские военные.

Свыше двухсот боев за возможность не умереть

Судьба еврейского боксера из Греции Саламо Аруха в разные годы привлекала к себе внимание исследователей и любителей спорта из разных стран. Ведь Саламо стал для нацистов из Аушвица своеобразным гладиатором, который продлевал себе жизнь победами в лагерных боях.

Арух родился в Салониках, в большой семье работника местного порта. Саламо пристрастился к боксу и стал уделять спорту все больше внимания. А спарринговался Арух со старшим братом и своим другом Яаковом Разоном, который потом станет профессиональным боксером. Отцу нравилось, что сыновья занимаются «мужским» спортом, к тому же Саламо не забывал о помощи родителям и подрабатывал в порту.

В боксе Арух взлетел быстро. В ринге он одерживал победу за победой. Саламо стал чемпионом Греции и лучшим боксером Балкан в своих весовых категориях. До начала Второй мировой войны Арух провел 24 боя и во всех победил. Во время боев боксер так виртуозно двигался, что получил прозвище Балетный танцор.

Успешная карьера позволяла Саламо рассчитывать на участие в Олимпийских играх 1940 года. Но никаких ОИ не случилось, а Арух вступил в греческую армию.

После оккупации Греции судьба салоникских евреев была предрешена. Тысячи греческих евреев нацисты отправили по концлагерям. В 1943-м Саламо Арух вместе с семьей попал в Аушвиц. В первый же день мать и сестер спортсмена отправили в газовую камеру. А Аруха ждала борьба за выживание.

Говорят, что о боксерском прошлом Саламо нацисты узнали буквально сразу. Лагерные офицеры искали боксеров, которые смогли бы участвовать в поединках. Арух заявил администрации, что кое-что умеет в ринге. Когда боксер доказал свою состоятельность, то стал входить в список бойцов Аушвица. Теперь Саламо приходилось драться по несколько раз в неделю. Немцы делали ставки и ожидали зрелища. Правила были очень простыми: проигравшего убивали, а победитель получал больше еды и возможность выжить.

У Аруха не было права на поражение, и он одерживал победу за победой. По воспоминаниям боксера, освенцимские гладиаторы дрались до тех пор, пока один из них не падал на землю. Проигравших немцы расстреливали на месте. В такие моменты Саламо чувствовал себя палачом.

В лагере Арух выполнял далеко не самую тяжелую работу и получал больше еды, а за это всегда должен был выйти на бой по первому требованию. Количество победных боев Аруха продолжало расти и в какой-то момент перевалило за сотню. Саламо отличался невысоким ростом, но благодаря ловкости и сильному удару побеждал даже тех соперников, которые весили вдвое больше его. Немцы расстреляли его отца и брата, а парень из Салоников продолжал биться за жизнь в надежде узнать что-нибудь о близких (тогда он не подозревал об их смерти).

Иногда ему противостояли и немцы. И даже в таких случаях, хоть и с большим трудом, но Арух побеждал. Он рассказывал, что за несколько лет в концлагере провел более двухсот боев и ни разу не проиграл. Два поединка с участием Саламо закончились вничью.

Освобождение боксер встретил, находясь в концлагере Берген-Бельзен, в который его перевели из Аушвица. После войны Саламо женился и переехал в Израиль. Там он вступил в армию, управлял судоходной фирмой, а затем стал консультантом фильма, который снимали, основываясь на его жизни. Но чем бы ни занимался Саламо, он до конца своих дней не мог забыть кошмар, который пережил, и десятки боксеров из Аушвица.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by