Видео уже на нашем канале на YouTube. Ниже — главные цитаты.
Айра Хелфанд, доктор медицинских наук, лауреат Нобелевской премии мира 1985 года. Сопредседатель Комитета по ликвидации ядерного оружия международной организации «Врачи мира за предотвращение ядерной войны». Сотрудничает с Международной кампанией за ликвидацию ядерного оружия.
Много лет работал врачом скорой неотложной помощи.
— Мои дедушка и бабушка по отцовской линии из Беларуси, из Бобруйска. Они приехали в Америку очень давно, в 1890-х. По маминой линии один из предков тоже из Беларуси, не скажу точно, из какого города. И есть корни в Украине. У меня еврейская семья, которая переехала из Российской империи на волне еврейской эмиграции в конце XIX века, — рассказывает доктор Хелфанд.
Он бывал в России, Грузии, Латвии. Но не в Беларуси, куда очень хочет приехать, когда мир придет в норму.
— В истории было два момента, когда стороны были готовы начать реальную ядерную войну. Один из них — Кубинский ракетный кризис в 1960-х годах, который хорошо известен, я думаю, большинству. Второй случился в начале 1980-х годов, а точнее, летом 1983-го. Тогда силы США и НАТО развернули в Европе ракеты, способные достичь Москвы всего за шесть минут. И это довело напряженность между НАТО и Советским Союзом до высшей степени. Несколько ошибок тем летом едва не привели к ядерной войне.
Помимо этих эпизодов, случившихся в условиях реального кризиса в отношениях между двумя странами, было много других. Были ложные сигналы тревоги, вызванные либо компьютерным сбоем, либо метеорологическими явлениями. В результате одна из сторон была готова поверить, что вторая начала атаку. В этих случаях, даже в отсутствие реального кризиса, зафиксировавшая ложную «сработку» сторона воспринимала случившееся всерьез, начиная подготовку к собственному удару. Последний эпизод, о котором нам известно, имел место уже после окончания холодной войны, в 1990-х годах.
Несомненно, были и другие подобные случаи, которые так и не стали достоянием общественности. Все это говорит о чрезвычайной опасности сохранения существующих огромных ядерных арсеналов. Ракеты могут быть запущены в считаные минуты, но ведь они все еще уязвимы и для ложных сработок систем оповещения, и для потенциальных кибератак.
Особенно опасно это в такие моменты возросшего напряжения, как сейчас. Кибертеррористы могут взломать систему командного управления НАТО или России. Та сторона, которую взломали, может поверить, что на нее напали, и запустить ракеты в отместку. Все это чистое безумие. Но ведь мы создали такую возможность.
— Самая большая угроза — это возможность перерастания войны в Украине в ядерную войну между НАТО и Россией. А ведь большинство из нас практически отмахнулись от таких мыслей и не думают об этой угрозе. Еще два месяца назад, когда мы разговаривали с людьми на этот счет, они предпочитали говорить о случайном ядерном ударе, о террористических атаках. Но идея о том, что Россия и Соединенные Штаты могут устроить большую ядерную войну, воспринималась абсурдной. К сожалению, теперь это не абсурд.
Есть много вариантов того, как конфликт в Украине может перерасти в ядерную войну. Как я уже говорил, в момент повышенной напряженности может произойти ложная тревога, либо компьютерный сбой, либо террористическая атака. Учитывая нынешний уровень накала, либо НАТО, либо Россия могут отреагировать запуском собственного ядерного оружия.
Но есть и другие риски.
Соединенные Штаты Америки и Китай устроили своего рода бой с тенью в Южно-Китайском море. Китай заявил, что намерен воссоединить Тайвань с материковой частью. И это потенциальный очаг напряженности, который может привести к ядерной войне между США и Китаем. Индия и Пакистан — тоже постоянная опасность. Они уже воевали, обе страны обладают значительными ядерными арсеналами. Исследования, проведенные за последние 15 лет, показали, что война между Индией и Пакистаном будет иметь ужасающие последствия для Южной Азии.
В результате нарушения климата, вызванного даже относительно ограниченным применением ядерного оружия, составляющего менее 1% от мировых ядерных арсеналов, на всей планете произойдут катастрофические перебои с продовольствием. Угроза голодной смерти нависнет над 2 миллиардами человек. Таким образом, существует множество геополитических линий, которые могут привести к ядерной войне. И все эти обстоятельства будут только ухудшаться.
Ядерные державы обычно заявляют, что они планируют избавиться от оружия в будущем, «когда мир станет более безопасным». Но проблема в том, что мир не становится безопаснее.
Во многом это связано с изменением климата. По мере того как эти процессы ускоряются, странам будет все труднее обеспечивать свое население водой и продовольствием. А значит, будет расти вероятность возникновения конфликтов. И Южная Азия, пожалуй, лучший тому пример. Жизни сотен миллионов человек в Индии и Пакистане зависят от реки Инд. Питающие ее гималайские ледники тают, в ближайшие десятилетия река пересохнет. Что будет с этими людьми? Когда они начнут сражаться за то, что осталось от водных ресурсов, приведет ли это к ядерной войне?
Нам крайне важно понять: пока существует ядерное оружие, вопрос не в том, случится ли атомная война. Вопрос в том, когда она начнется. И поэтому мы должны действовать настолько решительно, насколько это возможно, чтобы уничтожить оружие до того, как оно будет применено.
— Чтобы описать последствия крупной атаки на большой город, мы используем модель одного, но очень большого ядерного взрыва. На самом деле, вероятно, будет наблюдаться ряд меньших взрывов, которые окажутся даже более разрушительными. Но когда мы говорим о единичном взрыве, людям легче представить, о чем идет речь.
Итак, в течение тысячной доли секунды после детонации огненный шар в 6 километров в поперечнике распространится на 3 километра во все стороны. В этой зоне температура приблизится к температуре на поверхности Солнца. Все будет испарено: здания, деревья, люди. Верхний слой Земли исчезнет.
На расстоянии в 6 километров во всех направлениях взрыв вызовет ветер скоростью более 1000 километров в час. Будет разрушено все созданное человеком.
Температура окажется настолько высокой, что автомобили расплавятся в радиусе 9 километров. В 25 километрах от взрыва будет гореть все легковоспламеняющееся: бумага, ткань, бензин, пластик, мазут. Начнутся сотни тысяч мелких пожаров.
В течение следующего получаса вспыхнет гигантский 50-километровый пожар. В пределах этой зоны температура поднимется до 800 градусов по Цельсию. Весь кислород будет уничтожен. Все живое погибнет. В Москве за полчаса погибнет 9—10 миллионов человек. В Нью-Йорке — 12—15 миллионов.
В случае крупномасштабной войны между Россией и НАТО такие разрушения произойдут в каждом (!) крупном городе в обеих странах. Уже в самом начале в общей сложности погибнут, возможно, 200, 300, 400 миллионов человек. И это только часть общей картины.
Из-за пожаров в верхние слои атмосферы попадет 150 миллионов тонн сажи, которая скроет Солнце. В среднем температура на Земле понизится на 10 градусов по Цельсию. Это холоднее, чем в самый пиковый момент последнего ледникового периода. И такие условия будут сохраняться более десяти лет. Все экосистемы, которые развивались со времен последнего ледникового периода, потерпят крах. Прекратится производство продуктов питания. Подавляющее большинство населения умрет от голода. Вполне возможно, что человечество вымрет как вид.
Это не какой-то там киносюжет. Это опасность, с которой мы сталкиваемся каждый день, пока подобное оружие существует. Ведь мы выжили в эпоху ядерного оружия не потому, что у нас мудрые лидеры, не потому, что у нас была разумная доктрина или безошибочные технологии. Мы выжили, как выразился бывший министр обороны США Роберт Макнамара, потому, что нам повезло!
— Раньше в странах НАТО существовали масштабные программы по гражданской обороне. Так же как и в Советском Союзе. Тщательно разработанные планы по переселению десятков миллионов человек из городов в сельскую местность. Но в определенный момент стало ясно, что все это бессмыслица, что нет никакой реальной возможности переместить людей в таком масштабе. А во-вторых, стало ясно, что это их не спасет. Потому что даже если вы перебазируете 10 миллионов человек из городов, то города все равно окажутся разрушены, как и вся экономическая инфраструктура страны. Не будет интернета, электричества, системы распределения продовольствия, способов доставки топлива, чтобы обеспечить тепло. Все люди, которых получится эвакуировать, все равно в итоге умрут. Через несколько месяцев, но все равно все они погибнут.
Вся идея о том, что мы могли бы эвакуироваться в убежища, была в некотором смысле мистификацией, чтобы убедить людей, будто они каким-то образом переживут ядерную войну. Сейчас мы понимаем, что в крупномасштабной ядерной войне не будет значительного числа выживших. Оставшиеся погибнут либо из-за экономических потрясений, которые вызовет война, либо из-за климатических катаклизмов. Поэтому я не в курсе каких-либо значительных планов, которые все еще существуют, по эвакуации большого количества людей. Было бы глупо пытаться восстановить такие планы, они не помогут в случае с ядерным оружием. Предотвратить конфликт — вот единственный выход. Иных не существует. Катастрофа должна быть предотвращена.
— Существуют планы, согласно которым руководство США должно будет эвакуироваться на самолете, якобы защищенном от последствий ядерных взрывов. Таким образом, президент сможет продолжать управлять войной с воздуха, пока не доберется куда-нибудь в безопасный бункер. И вполне возможно, что руководство выживет на короткий период времени. Но в конечном итоге и они погибнут. И вы знаете, людям трудно это принять. Трудно принять, что они сами не выживут. И очень трудно представить неминуемую гибель всей человеческой цивилизации. Это основная часть проблемы: вы просто не можете поверить, что это случится с нами.
— «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» запустили глобальную петицию, которая доступна на платформе Avaaz. Петиция призывает обе стороны, НАТО и Россию, взять на себя обязательство, что они ни при каких обстоятельствах не будут использовать ядерное оружие в этом конфликте.
Это заявление поддержали 18 лауреатов Нобелевской премии мира. На данный момент петицию подписали больше миллиона человек. Мы попросили о встрече в Организации Объединенных Наций, чтобы представить петицию Генеральному секретарю и комиссии по разоружению.
Прямо сейчас, к сожалению, события развиваются очень быстро, и я не думаю, что мы можем сделать многое... Мы не создали тех политических рычагов, которые бы заставили правительства отступить, подписать эту петицию, хотя это было бы полезным шагом.
Откровенно говоря, я думаю, выйдем мы из этого конфликта в Украине без ядерной войны или нет, снова будет зависеть от удачи. Повезет нам или нет. Но если нам повезет пережить этот конфликт, а ядерная война не начнется, мы должны быть абсолютно уверены, что больше никогда не окажемся в такой ситуации снова.
Прямо сейчас мы должны начать процесс информирования людей о том, что нужно срочно уничтожить это оружие. Мы должны усилить глобальное давление на все девять стран, обладающих ядерным арсеналом, чтобы они сели за стол переговоров и обсудили детали соглашения о ликвидации ядерного вооружения. И тогда мы сможем, наконец, раз и навсегда избавить нашу планету от него. Мы действительно должны понять, что либо мы покончим с ядерным оружием, либо оно покончит с нами.
Вам может быть интересно:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by